Лента новостей
Новые запреты в Китае и реакция крипторынка. Что нужно знать 17:15, Крипто «Эксперт РА» снизило рейтинг госбанка для малого бизнеса до «мусорного» 17:14, Финансы «Бла-бла-бла»: Грета Тунберг оценила риторику мировых лидеров 17:14, Стиль Минсельхоз предложил дать возможность вернуть «шампанское» на этикетках 17:13, Бизнес В ЦИАН назвали города Подмосковья с наибольшим ростом цен на новостройки 17:12, Недвижимость В мэрии Казани объяснили сообщения о «мужчине с ружьем» у детсада 17:11, Общество S&P повысил прогноз по росту российского ВВП в 2021 году 17:07, Экономика Как финансовому директору анализировать состояние компаний-конкурентов 16:55, PRO Российская биатлонистка решила выступать за Украину 16:53, Спорт Не забудьте про хобби: что включить в программу корпоративного обучения 16:33, PRO Профиль человека будущего: что нужно знать об Илоне Маске 16:30, Футурология  Умер певец Николай Арутюнов 16:21, Общество В Москве спасателей вызвали в монастырь для поимки лисы 16:14, Общество В Челябинской области вытащили из снега 18 машин и два школьных автобуса 16:08, Общество В реестр СМИ-иноагентов включили «Важных иноагентов» «Важных историй» 16:00, Политика Тренера хоккейной сборной поменяли, не успев назначить. Что это было? 16:00, Спорт Из воинской части на Урале пропал солдат-срочник с оружием 15:56, Общество Картели на торгах: каков ущерб и как бороться 15:55, PRO МИД призвал НАТО и ЕС предпринять «энергичный нажим» на власти Косово 15:54, Политика Певица Граймс анонсировала создание лесбийской космической коммуны 15:54, Стиль Россияне оценили влияние работы и церкви на рождение ребенка 15:53, Общество Усик заявил о намерении отметить победу над Джошуа в Крыму 15:49, Спорт Путин не исключил новых мер поддержки для семей с детьми 15:47, Общество Почему любовь к «стыдным» вещам становится нормой 15:43, РБК и Роллтон Федерация гимнастики зарегистрировала авторский пируэт россиянки 15:42, Спорт Москва выделит почти 700 млн на заготовку плазмы для пациентов с COVID-19 15:31, Общество
Газета
Тариф «Монопольный»
Газета № 228 (2245) (1012) Общество,
0

Тариф «Монопольный»

«Аэрофлот» получил предупреждение ФАС из-за роста цен на билеты
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

ФАС пригрозила возбуждением дела «Аэрофлоту». Получив маршруты «Трансаэро», госкомпания стала завышать цены на билеты, считает глава ведомства Игорь Артемьев.

Устное предупреждение

В среду, 9 декабря, Федеральная антимонопольная служба вынесла «Аэрофлоту» устное предупреждение из-за роста цен на билеты после ухода с рынка «Трансаэро», заявил журналистам глава службы Игорь Артемьев. «Декабрь — это спад авиационных перевозок на рынке, в это время тарифы падать должны, а не подниматься. А у нас все наоборот. Мало того что отдали 53 [направления «Трансаэро»], так еще и тарифы подняли. С какого такого?» — отметил руководитель ФАС (цитата по «Интерфаксу»).

Когда у второй по объему перевозок российской авиакомпании «Трансаэро» 26 октября был отозван сертификат эксплуатанта, Росавиация передала 53 зарубежных маршрута «Трансаэро» «Аэрофлоту», ФАС выступала против того, чтобы отдавать компании сразу все направления, добавил Артемьев. «Там, где конкуренция — отдать «Аэрофлоту», чтобы он свои убытки таким образом компенсировал. Но отдали все чохом, создали кучу монополий, ну и только ленивый губернатор не писал о повышении тарифов», — описал ситуацию руководитель ведомства.

Если авиакомпания не изменит свою политику, за устным предупреждением может последовать письменное, а затем — возбуждение дела, не исключил глава ФАС. По его словам, сейчас ведомство проводит анализ направлений «Аэрофлота» «с точки зрения доминирования компании». Он добавил, что в результате может быть «поставлен вопрос о возвращении... к этому решению». Ситуация обсуждалась с «Аэрофлотом», отметил Артемьев.

ФАС наблюдает рост цен на авиабилеты с момента ухода с рынка «Трансаэро», пояснил РБК представитель ведомства. По его словам, уход компании с рынка пришелся на пиковый сезон авиаперевозок и привел к сокращению количества провозных емкостей, которые одномоментно невозможно заместить. Одновременно увеличилась загрузка самолетов оставшихся компаний (в некоторых случаях до 95% со средних 70–75%). До ухода «Трансаэро» часть билетов, выставлявшаяся авиакомпаниями по более высокой цене в тарифной сетке, оставалась нераспроданной, а теперь, когда при сохранении спроса предложение сократилось, пассажирам приходится их приобретать, поясняет представитель службы. В результате средняя цена авиабилета выросла, говорит он.

Представитель «Аэрофлота» не смог оперативно прокомментировать претензии ФАС. Но источник, близкий к совету директоров авиакомпании, говорит, что после ухода «Трансаэро» с рынка цены повысили все авиаперевозчики. «Если и повышали, то вместе с конкурентами, — говорит собеседник РБК. — Раньше «Трансаэро» демпинговала, продавала билеты ниже себестоимости. Теперь цены поднялись на уровень рентабельности». По его словам, ФАС не называет конкретных направлений, к которым у службы есть претензии. Все направления конкурентны, за исключением пары, откуда ушла «Трансаэро», но и на них теперь появятся другие авиаперевозчики, говорит источник РБК. Он подчеркивает, что «Аэрофлот» потратил 17 млрд руб. на развоз пассажиров «Трансаэро» и обеспечение работы компании в сентябре—октябре по решению правительства. «Кто-то должен это компенсировать, и было решено, что на этих направлениях за несколько лет «Аэрофлот» компенсирует убытки и наймет половину сотрудников «Трансаэро», возьмет в лизинг самолеты, которые предназначались для «Трансаэро», — поясняет источник.

Давний интерес

ФАС давно интересуется ценообразованием авиакомпаний. Так, летом 2014 года Федеральная антимонопольная служба предлагала наказывать авиакомпании за значительную разницу в цене билетов на одинаковые расстояния. Авиакомпании не согласились с этой инициативой. В начале 2014 года служба решила, что перевозчики обязаны за день до вылета не повышать цены на билеты, а наоборот, делать на них скидку 25%. Соответствующее предписание ФАС выписала восьми крупнейшим перевозчикам — «Аэрофлоту», «Трансаэро», S7 Airlines, UTair, «Уральским авиалиниям», «России» («дочка» «Аэрофлота»), NordWind и OrenAir в марте 2014 года. При этом Минтранс не поддержал инициативу Артемьева. Рентабельность авиаперевозок и так лежит в пределах 1,5–3%, что не позволяет говорить о сверхдоходах, говорил РБК представитель Минтранса. В результате ни одна из авиакомпаний предписание выполнять не стала. «Аэрофлот» пытался оспорить его в суде, но безуспешно.

В 2010 году ФАС бралась искоренить практику продажи невозвратных авиабилетов — запрет должен был коснуться только отечественных авиаперевозчиков. За год до этого антимонопольной службой была объявлена проверка авиакомпаний на предмет возможного завышения цен на авиабилеты. Глава ведомства Игорь Артемьев остался недоволен тем, что существенное падение цен на авиационный керосин не привело к соответствующему снижению цен на билеты.