Лента новостей
Вирусолог Евгений Кунин назвал особенности генома коронавируса 05:38, Общество «Из-за «Зенита» надо мной будут смеяться». Реакция на поражения в ЛЧ 05:30, Спорт МВД предложило изменить регламент сдачи экзамена на права 04:59, Общество Александр Шмеркевич: где в мире самая передовая медицина 04:49, РБК и ВТБ Привилегия Израильская армия нанесла удар по окрестностям Дамаска 04:42, Политика В библиотеке Кембриджа спустя 20 лет обнаружили пропажу рукописей Дарвина 04:21, Общество Экоактивист vs экотеррорист: кто вы для планеты. Тест 03:42, РБК и ДПиООС Польша обвинила Россию в искажении фактов по Катынскому расстрелу 03:37, Политика Саакашвили заявил о неизбежности экономической катастрофы на Украине 03:29, Политика Глава РФПИ допустил производство вакцины «Спутник V» в Германии 02:59, Общество Белый дом разрешил Байдену доступ к секретным отчетам разведки 02:48, Политика Из чего сделано будущее: технологические киты цифровой трансформации 02:32, РБК и Intel NUC Напавшая с ножом на людей в Швейцарии фигурировала в деле о терроризме 02:28, Общество СМИ сообщили о задержании бойца ММА в Москве 02:19, Спорт Трамп помиловал двух индеек в Белом доме 01:55, Общество Когда бизнес выйдет из кризиса. Исследование 01:22, РБК и SAP Азербайджанская армия вошла в Кельбаджарский район Карабаха 01:20, Политика Спутница Немцова сообщила о первых минутах после убийства 01:13, Общество Прокуратура начала проверку после захвата шестерых детей в Петербурге 00:58, Общество «Зенит» потерял шансы на выход в 1/8 финала Лиги чемпионов 00:52, Спорт Дзюба установил рекорд по голам в Лиге чемпионов среди россиян 00:29, Спорт Макрон объявил о поэтапном снятии ограничений из-за COVID-19 во Франции 00:25, Общество Пять причин отправиться за покупками в финский универмаг «Стокманн» 00:11, «РБК Стиль» и «Стокманн» Еще один район Нагорного Карабаха перешел под контроль Азербайджана 00:08, Политика Самолет из Петербурга в Москву задержали из-за драки двух пассажиров 24 ноя, 23:52, Общество Трамп отказался отвечать на вопросы журналистов о результатах выборов 24 ноя, 23:22, Политика В Москве за сутки умерли 75 пациентов с COVID-19 24 ноя, 23:02, Общество Эрдоган и Путин обсудили центр мониторинга перемирия в Нагорном Карабахе 24 ноя, 22:55, Политика
Газета
Какие отрасли в России тесно связаны с Турцией
Газета № 218 (2235) (2611) Общество,
0

Какие отрасли в России тесно связаны с Турцией

Энергетики, строители, атомщики, импортеры — все они пострадают в случае российско-турецкого конфликта
Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

Энергетики, строители, атомщики, импортеры — все они пострадают в случае российско-турецкого конфликта. Сложнее всего будет «Газпрому», который рассматривал Турцию как альтернативу странам бывшего СССР.

Давим на газ

Россия и Турция — очень похожие страны. И своей историей, вплоть до годов революций, и своей легкой «недоразвитостью»: обе наши страны чуть-чуть не дотягивают до статуса развитых экономических стран. Да и отношение развитых стран и к нам, и к Турции примерно одинаково. В общем, дружить бы нам и дружить, если бы не сбитый самолет. Если сейчас мы сломя голову бросимся наносить друг другу асимметричные удары, то сами потеряем при этом немало.

Самый очевидный «ответ», понятно, в области туризма — здесь нанести удар можно без особых последствий для нашей страны. Но не туризмом единым сильны наши взаимоотношения с Турцией.

Наиболее значимым экономически и даже геополитически было энергетическое сотрудничество. Первым прорывным проектом стал «Голубой поток» — газопровод по дну Черного моря, обеспечивший Турцию российским газом, — в прошлом году «Газпром» закрывал 60% потребностей страны. Много было проблем по согласованию объемов и цены поставляемого газа, но, надо признать, что это первый для нашей страны постсоветский экспортный газопровод, который не шел через страны бывшего СССР.

И хотя выбор газа по этому газопроводу так и не достиг проектных объемов, наше руководство очень рассчитывало, опираясь на опыт «Голубого потока», построить «Турецкий поток», сделать страну по факту газовым хабом для Европы. Страна стала нашей «газотранспортной надеждой», особенно в период резкого охлаждения к нам Европы.

Правда, какой-то гибкостью в переговорах с «Газпромом» Турция не отличалась. Вероятно, потому, что Россия слишком часто выдавала желаемое за действительное, пытаясь утереть нос ЕС. Но был шанс, что мы как-то по «Турецкому потоку» договоримся, хотя это стоило бы нам больших уступок в пользу Турции.

А теперь турецкие ворота можно считать для газа захлопнувшимися. Мало того, учитывая поставки углеводородов из Азербайджана, проекты по работе с СПГ на средиземноморском побережье, а также перспективные газопроводы ТАНАП и «Набукко», Турция может ужесточить позицию и по «Голубому потоку», сделав для России поставки газа просто убыточными, а непоставки разрушительными. Нам не на что будет поддерживать пустующую подводную и наземную инфраструктуру газопровода.

Атомная война

Другой важной вехой в энергетических взаимоотношениях России и Турции стал проект атомной электростанции «Аккую». Проект изначально авантюрный, связанный с нашими амбициями порулить электроэнергетикой Турции. В отличие от других зарубежных проектов, где мы часто кредитуем строительство, но заказчиком все же сами не являемся, в Турции мы пошли на схему инвестиционного строительства АЭС в обмен на обязательства покупать у построенной АЭС электроэнергию. Какие будут цены, когда АЭС будет построена, непонятно. И учитывая богатый опыт по «Голубому потоку», турки могут в любой момент опустить закупочные цены на электроэнергию и превратить атомный проект в неокупаемый.

Но в 2011 году, когда Россия боролась за «Аккую», казалось важным запустить новые подходы в работе «Росатома», попробовать за рубежом проектное финансирование, да и вхождение в энергетику такой крупной страны, как Турция, казалось важным. Особенно на фоне того, что чешская компания ČEZ именно тогда приобрела огромную часть традиционных энергетических активов в этой же стране.

Турки-строители

Еще одним столпом сотрудничества между Россией и Турцией является строительство. Тут несомненным лидером является давний друг России — компания ENKA.

Эта компания была учредителем одного из первых СП в нашей стране — «Росэнка», создав сеть популярных тогда гипермаркетов «Рамстор». Гипермаркеты ушли, оставив хорошую память. Их заменили торговые центры «Капитолий», но, самое главное, ENKA развернула активное строительство и девелопмент.

Три первые башни в «Москва-Сити» были построены и находятся в собственности и под управлением ENKA. Они же строили и строят еще ряд башен, некоторые из них также берут в управление. Это огромный и серьезный бизнес, где турки имеют высочайшее реноме.

Еще одним малоизвестным направлением сотрудничества является судостроение: почти весь нефтеналивной флот ведущей турецкой судоходной компании Palmali Group построен в России, на заводе «Красное Сормово».

Подсчет потерь

Что может произойти в случае эскалации российско-турецкого конфликта?

Турция откажется от «Турецкого потока» и переключится на ТАНАП, СПГ и совсем гипотетический «Набукко». По «Голубому потоку» сократит закупки до минимума, шантажируя низкими закупочными ценами либо отказом от закупок вообще. Это лишит нас альтернативы Украине, особенно если Европа решит не давать разрешение на «Северный поток-2».

Нас попросят уйти из «Аккую». Тут, может быть, стоит и порадоваться. Государство уже успело потратить €3 млрд, но по крайней мере они не закопаны в котлован, а просто лежат (наверное) на счетах компаний — операторов проекта. К сожалению, другого инвестиционного атомного проекта такого уровня нам никто не предлагает, а это в какой-то степени станет потерей так и не полученного опыта.

Вытеснение турецких строителей с российского рынка может оказаться плачевным, так как по соотношению цена/качество их некем просто заменить. Но кто об этом у нас когда думал, если на кону интересы страны и ее национальная безопасность? Так что в этом случае «Москва-Сити» осиротеет, а местами окажется недостроенным, как и многие другие объекты.

Вряд ли разрыв отношений с Турцией ударит сильно по нашему судостроению, так как есть и другие заказчики, да и Palmali весь свой флот сформировала, но и тут могли бы быть определенные перспективы, которых невозможно будет уже достичь.

Ну и в завершение — любимые всеми в 1990-е годы турецкие текстиль и кожа. Все это никуда не пропало, просто приобрело другое качество, более высокое. Поэтому отмена для российского потребителя и этого импорта оставит ему только один выбор — китайский ширпотреб. А уж он вряд ли будет когда-то запрещен — ведь если с китайцами произойдет аналогичный инцидент, у нас, как мне кажется, его предпочтут скромно замолчать.