Лента новостей
ФНС приостановила операции по счетам российского офиса Google 17:21, Общество Мантуров заявил о поиске альтернатив поставщикам сырья из Китая 17:21, Общество Эксперты зафиксировали усиление роли ФСБ в делах об экстремизме 17:19, Общество Amazon Prime купил российское реалити-шоу «Инстаграмщицы» 17:10, Стиль СМИ узнали о заражении коронавирусом футболиста итальянского клуба 17:07, Спорт Почему аналитик Яшу Гола предсказал падение Bitcoin до $4000 17:06, Крипто Идеи из-за океана: съедобные бутылки и видеоигры для медиков 16:59, PRO Партия «Голос» Вакарчука представила план «холодной» деоккупации Донбасса 16:58, Политика Адвокат заявил об отказе СК открыть дело о вымогательстве у Шамсутдинова 16:51, Общество Нежная весна: выбираем ювелирные украшения в розовых тонах 16:46, Стиль СК сообщил об уголовном деле об убийстве знакомой фигурантов дела «Сети» 16:44, Общество Туроператоры начали прекращать продажу туров в Италию 16:42, Общество Новые штрафы и опасное вождение: что готовят для автомобилистов 16:42, Авто Стивен Спилберг отказался снимать новый фильм об Индиане Джонсе 16:36, Стиль Крупнейший производитель пасты в мире построит в России второй завод 16:33, Бизнес От пылесоса до «умного» завода: за счет чего будет расти рынок роботов 16:32, PRO «Россия-24» сообщила об обстрелах самолетов ВКС «турецкими специалистами» 16:30, Общество ЦБ получит право запрещать банкирам выезд из страны при отзыве лицензий 16:18, Финансы История японского трейдера Такаши Котегавы: из затворников в звезды 16:03, Quote Четыре причины, почему сотрудник без опыта работы — это хорошо 16:01, PRO В Минтрансе анонсировали приостановку движения поезда из Москвы в Ниццу 16:00, Общество Россия ограничит авиасообщение с Ираном 16:00, Общество Власти раскрыли порядок вывоза россиян из Южной Кореи и Ирана 16:00, Общество Российские биатлонисты стали шестыми в одиночной смешанной эстафете на ЧЕ 15:56, Спорт Эрдоган заявил о гибели в Идлибе еще трех турецких солдат 15:48, Политика Нацпроекты распределили среди кураторов в ранге вице-премьеров 15:45, Политика Мировые продажи пива Corona выросли на 21% 15:43, Бизнес Памфилова предложила наказывать нарушителей на голосовании по Конституции 15:39, Общество
Газета
Как Крайний Север деградирует без дорог
Газета № 214 (2231) (2011) Общество,
0
Как Крайний Север деградирует без дорог
Несмотря на все разговоры о грядущем развитии Арктики, регион живет в условиях острого дефицита железных и автомобильных дорог, самолетов и водного транспорта.
Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

Несмотря на все разговоры о грядущем развитии Арктики, регион живет в условиях острого дефицита железных и автомобильных дорог, самолетов и водного транспорта.

Первым делом — самолеты

Ключевым элементом транспортной инфраструктуры на Крайнем Севере всегда была и будет малая авиация. В советский период в стране было единственное авиапредприятие, и внутри него высокая себестоимость перевозок малой авиацией компенсировалась прибылью, получаемой отраслью от магистральных авиаперевозок. Так, в 1990 году стоимость билета на самолет при полете на дальность 300 км составляла менее 5% от средней заработной платы по стране. Для используемых на Крайнем Севере легких самолетов типа L410 и Ан-2 действовавшие тарифы были в три раза ниже себестоимости. Но уже к 2000 году стоимость полета на легком самолете на дальность 300 км достигла примерно 1/3 величины средней заработной платы.

Летать северянам стало не по карману, и авиапредприятия свернули убыточные направления своей деятельности, большинство поселков остались без авиасообщения. По словам заместителя председателя правительства Красноярского края Юрия Захаринского, в экстренных случаях используются вертолеты, но их дальность полета ограничена 300–500 км, а стоимость часа полета составляет до 120 тыс. руб. Воспользоваться самолетом стоит чуть дешевле — 40–50 тыс. руб. за час полета.

Очень плохо обстоят дела с выпуском новых самолетов для Арктики. Практически отсутствуют отечественные разработки современных топливноэффективных и готовых к массовому изготовлению воздушных судов. На смену списываемым Ан-24 и Ил-14 появляются единичные экземпляры новых отечественных машин (Ан-74, Ан-3, Ан-38 и Ан-140) или зарубежные самолеты, часто уже б/у.

Большинство эксплуатируемых в советский период аэродромов в северных городах и поселках находится в тяжелом состоянии, их материальная база (наземная техника, здания и сооружения, ВПП и РД) требует практически полного обновления или модернизации. Частным собственникам зачастую это не по карману, судьбой аэропортов должно заниматься государство.

Зарубежный опыт показывает, что в условиях бездорожья и больших расстояний невозможно обойтись без малой авиации. Например, на Аляске аэродромы для малых самолетов есть практически в каждом поселке, где проживает хотя бы два-три десятка жителей. В этом американском штате насчитывается более 450 аэропортов. Для сравнения, по всей России, включая Москву, их около 300.

Для развития Арктики необходимы транспортные связи. Например, сейчас слетать из Норильска в Нарьян-Мар, который находится на расстоянии 1,4 тыс. км, можно только через Москву. На путь туда и обратно с учетом пересадок надо потратить 30 часов, а покрываемое расстояние составляет почти треть окружности Земли.

Сейчас Норильск должен провести ремонт единственной взлетной полосы. Но закрывать аэропорт нельзя — это оставит город со 170 тыс. населения без связи с материком. Малые самолеты на время ремонта ВПП могли бы доставлять людей до других ближайших аэропортов.

Ворота в никуда

Сейчас много говорится и делается для развития Северного морского пути (СМП), строительства новых ледоколов, судов ледового класса и портовой инфраструктуры.

Но чтобы загрузить СМП, необходимы транспортные коридоры, ведущие от океанских и речных портов в континентальную часть Сибири. В частности, речь идет о строительстве Северо-Сибирской магистрали, которая станет продолжение БАМа на запад от Усть-Илимска до Сургута, а также о проекте строительства Северного широтного хода (СШХ)  — железной дороги от Чум (Коми) через Салехард, Надым, Уренгой до Игарки. Эта магистраль стала бы частью подъездной инфраструктуры к порту Сабетта на Ямале и позволила бы значительно увеличить направляемый через него грузопоток. Проект оценивается в 150 млрд руб.

Железные дороги в отличие от автотранспорта всепогодные. А только в нынешнем октябре автотрасса от порта Дудинки до Норильска дважды перекрывалась из-за штормового предупреждения. Ранее между портом и городом курсировали электрички, которым нипочем сильные порывы ветра. Сейчас железная дорога используется только для перевозки грузов и не отвечает требованиям к организации пассажирских перевозок.

В концепции развития Арктической зоны до 2020 года обозначен проект строительства железной дороги от Норильска до Игарки. Его реализация позволит резко ускорить разработку природных богатств Таймыра, где имеются богатейшие месторождения золота, никеля, платины, меди, крупнейшее в России месторождение коксующихся углей и половина мирового запаса технических алмазов.

Большинство автомобильных дорог в северных районах зимники. Всесезонных дорог с твердым покрытием крайне мало, и их протяженность растет очень медленно, в основном за счет технологических дорог вдоль газо- и нефтепроводов. Для сравнения, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в Республике Саха (Якутия) менее 2 тыс. км, а в штате Аляска, который в два раза меньше по площади, — свыше 20 тыс. км.

В районах, где отсутствуют железные и автодороги, а это почти вся территория Сибири, основные объемы перевозок обеспечивает водный транспорт. Количество речных судов в России за четверть века сократилось в два раза — к счастью, за последние три года тенденция остановилась. Каждый год в стране сдается в эксплуатацию около 180 судов всех типов. Проблема состоит в специализации флота, так как больше половины крупных судов предназначено для перевозки нефти.

Освоение Арктики невозможно без развития транспортной инфраструктуры — если все эти проблемы не решить, Россия физически потеряет доступ к значительной части своих природных ресурсов.