Лента новостей
Концеccия как бизнес: как решить проблемы ЖКХ 17:45, РБК и Сбербанк Лионель Месси стал самым упоминаемым в соцсетях футболистом ЧМ-2018 17:34, Технологии и медиа Власти Москвы заявили об отсутствии ущерба инфраструктуре после ЧМ 17:31, Общество Казаки получили грант от мэрии Москвы на 33 млн руб. на помощь бездомным 17:26, Общество Три истории о том, как Renault создавал коммерческие автомобили 17:25, РБК и Renault Власти Москвы сообщили о 12 пострадавших при взрыве газа в кафе 17:23, Общество Минздрав сообщил о самых распространенных видах рака в России 17:18, Общество Трамп назвал переговоры с Путиным «хорошим стартом» 16:54, Политика Правительство не отказалось от пересмотра балльной системы пенсий 16:54, Экономика Простой способ экономии на транспортных расходах для компаний 16:49, РБК и «Шелл» Пора ли продавать Bitcoin: монета стоит дороже $6,6 тыс. 16:49, Крипто Власти оценили ущерб от паводка в Забайкалье в 1 млрд руб. 16:46, Общество Рассмотрение иска Исмаилова к «Росбалту» передали в Петербург 16:43, Общество В Хельсинки завершились переговоры Путина и Трампа в формате тет-а-тет 16:30, Политика В Хельсинки прошла первая встреча Лаврова и Помпео 16:25, Политика АвтоВАЗ объяснил прекращение выпуска Lada Priora 16:21, Бизнес Индустрия 4.0: какими разработками Россия может гордиться 16:13, Партнерский материал Облившего Жириновского пивом болельщика арестовали на 14 суток 16:09, Общество Спасавший детей в Таиланде дайвер не исключил обращения в суд из-за Маска 16:07, Общество Последствия сильного ливня в Волгограде. Видеообзор 16:04, Общество  Двум фигурантам дела «Седьмой студии» продлили домашний арест 16:00, Общество Иран подал в суд на США из-за санкций 15:53, Политика МИД направил просьбу Аргентины выдать советника Хаменеи в прокуратуру 15:51, Политика Сколько стоит провести футбольный матч: все об экономике футбола 15:44, РБК и Sony Bravia Франция объявила о закрытии своего торгового представительства в России 15:34, Политика Сам себе НПФ: как частному инвестору накопить на пенсию 15:33, Quote В «Единой России» рекомендовали поддержать пенсионную реформу 15:33, Политика 12 мест для тренировок под открытым небом — от Москвы до Сочи 15:25, Стиль
Как Крайний Север деградирует без дорог
Газета № 214 (2231) (2011) Общество, 20 ноя 2015, 00:25
0
Как Крайний Север деградирует без дорог
Несмотря на все разговоры о грядущем развитии Арктики, регион живет в условиях острого дефицита железных и автомобильных дорог, самолетов и водного транспорта.
Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

Несмотря на все разговоры о грядущем развитии Арктики, регион живет в условиях острого дефицита железных и автомобильных дорог, самолетов и водного транспорта.

Первым делом — самолеты

Ключевым элементом транспортной инфраструктуры на Крайнем Севере всегда была и будет малая авиация. В советский период в стране было единственное авиапредприятие, и внутри него высокая себестоимость перевозок малой авиацией компенсировалась прибылью, получаемой отраслью от магистральных авиаперевозок. Так, в 1990 году стоимость билета на самолет при полете на дальность 300 км составляла менее 5% от средней заработной платы по стране. Для используемых на Крайнем Севере легких самолетов типа L410 и Ан-2 действовавшие тарифы были в три раза ниже себестоимости. Но уже к 2000 году стоимость полета на легком самолете на дальность 300 км достигла примерно 1/3 величины средней заработной платы.

Летать северянам стало не по карману, и авиапредприятия свернули убыточные направления своей деятельности, большинство поселков остались без авиасообщения. По словам заместителя председателя правительства Красноярского края Юрия Захаринского, в экстренных случаях используются вертолеты, но их дальность полета ограничена 300–500 км, а стоимость часа полета составляет до 120 тыс. руб. Воспользоваться самолетом стоит чуть дешевле — 40–50 тыс. руб. за час полета.

Очень плохо обстоят дела с выпуском новых самолетов для Арктики. Практически отсутствуют отечественные разработки современных топливноэффективных и готовых к массовому изготовлению воздушных судов. На смену списываемым Ан-24 и Ил-14 появляются единичные экземпляры новых отечественных машин (Ан-74, Ан-3, Ан-38 и Ан-140) или зарубежные самолеты, часто уже б/у.

Большинство эксплуатируемых в советский период аэродромов в северных городах и поселках находится в тяжелом состоянии, их материальная база (наземная техника, здания и сооружения, ВПП и РД) требует практически полного обновления или модернизации. Частным собственникам зачастую это не по карману, судьбой аэропортов должно заниматься государство.

Зарубежный опыт показывает, что в условиях бездорожья и больших расстояний невозможно обойтись без малой авиации. Например, на Аляске аэродромы для малых самолетов есть практически в каждом поселке, где проживает хотя бы два-три десятка жителей. В этом американском штате насчитывается более 450 аэропортов. Для сравнения, по всей России, включая Москву, их около 300.

Для развития Арктики необходимы транспортные связи. Например, сейчас слетать из Норильска в Нарьян-Мар, который находится на расстоянии 1,4 тыс. км, можно только через Москву. На путь туда и обратно с учетом пересадок надо потратить 30 часов, а покрываемое расстояние составляет почти треть окружности Земли.

Сейчас Норильск должен провести ремонт единственной взлетной полосы. Но закрывать аэропорт нельзя — это оставит город со 170 тыс. населения без связи с материком. Малые самолеты на время ремонта ВПП могли бы доставлять людей до других ближайших аэропортов.

Ворота в никуда

Сейчас много говорится и делается для развития Северного морского пути (СМП), строительства новых ледоколов, судов ледового класса и портовой инфраструктуры.

Но чтобы загрузить СМП, необходимы транспортные коридоры, ведущие от океанских и речных портов в континентальную часть Сибири. В частности, речь идет о строительстве Северо-Сибирской магистрали, которая станет продолжение БАМа на запад от Усть-Илимска до Сургута, а также о проекте строительства Северного широтного хода (СШХ)  — железной дороги от Чум (Коми) через Салехард, Надым, Уренгой до Игарки. Эта магистраль стала бы частью подъездной инфраструктуры к порту Сабетта на Ямале и позволила бы значительно увеличить направляемый через него грузопоток. Проект оценивается в 150 млрд руб.

Железные дороги в отличие от автотранспорта всепогодные. А только в нынешнем октябре автотрасса от порта Дудинки до Норильска дважды перекрывалась из-за штормового предупреждения. Ранее между портом и городом курсировали электрички, которым нипочем сильные порывы ветра. Сейчас железная дорога используется только для перевозки грузов и не отвечает требованиям к организации пассажирских перевозок.

В концепции развития Арктической зоны до 2020 года обозначен проект строительства железной дороги от Норильска до Игарки. Его реализация позволит резко ускорить разработку природных богатств Таймыра, где имеются богатейшие месторождения золота, никеля, платины, меди, крупнейшее в России месторождение коксующихся углей и половина мирового запаса технических алмазов.

Большинство автомобильных дорог в северных районах зимники. Всесезонных дорог с твердым покрытием крайне мало, и их протяженность растет очень медленно, в основном за счет технологических дорог вдоль газо- и нефтепроводов. Для сравнения, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в Республике Саха (Якутия) менее 2 тыс. км, а в штате Аляска, который в два раза меньше по площади, — свыше 20 тыс. км.

В районах, где отсутствуют железные и автодороги, а это почти вся территория Сибири, основные объемы перевозок обеспечивает водный транспорт. Количество речных судов в России за четверть века сократилось в два раза — к счастью, за последние три года тенденция остановилась. Каждый год в стране сдается в эксплуатацию около 180 судов всех типов. Проблема состоит в специализации флота, так как больше половины крупных судов предназначено для перевозки нефти.

Освоение Арктики невозможно без развития транспортной инфраструктуры — если все эти проблемы не решить, Россия физически потеряет доступ к значительной части своих природных ресурсов.