Лента новостей
Кравчук предупредил Россию о возможных «радикальных шагах» по Донбассу 01:44, Политика Феномен черного: как цвет изменил жизнь, моду и представления о вселенной 01:16, РБК и ASUS Киев заявил о помощи в борьбе с олигархами после санкций по Коломойскому 01:14, Политика ЕС и США заморозят введенные в рамках спора Boeing и Airbus пошлины 01:04, Бизнес Власти порекомендовали переводить сотрудников старше 65 лет на удаленку 00:10, Общество Не того пола: почему в российских компаниях дискриминируют мужчин 00:00, PRO На грани отставок. Реабилитируются ли лидеры РПЛ за февральские неудачи 00:00, Спорт В российских школах запретят доступ к «негативному» контенту по Wi-Fi 05 мар, 23:54, Общество Гастротуризм на Кубани: еда не культ, а смысл жизни 05 мар, 23:51, РБК и Николаевские сыроварни Турция продлила требование о наличии теста на COVID для прибывающих 05 мар, 23:36, Общество Основатели Fix Price после выхода компании на IPO стали миллиардерами 05 мар, 23:18, Бизнес Росстат раскрыл убыточные отрасли 2020 года 05 мар, 23:10, Экономика Министр заявил о надежде начать учебный год в очном режиме 05 мар, 22:54, Общество В Хабаровском крае с рельсов сошли 18 цистерн 05 мар, 22:21, Общество Собянин заявил о надежде провести «ключевые мероприятия» в Москве 05 мар, 22:07, Общество ЦСКА второй раз победил «Спартак» в Кубке Гагарина 05 мар, 22:04, Спорт Андрей Рублев вышел в полуфинал теннисного турнира в Роттердаме 05 мар, 21:40, Спорт МИД оценил возможность новой перевозки дипломатов на дрезине 05 мар, 21:27, Общество Отец Большунова заявил об угрозе для лыжника «поломать ноги» в эстафете 05 мар, 21:24, Спорт «Чуть не сломали Большунова». Чего не хватило России до золота в эстафете 05 мар, 21:21, Спорт События недели: листинг Fix Price, нефть по $69 и новые санкции 05 мар, 21:12, Инвестиции Украина попросила у США ввести новые всеобъемлющие санкции против России 05 мар, 21:11, Политика Олег Знарок установил рекорд по количеству матчей в Кубке Гагарина 05 мар, 20:56, Спорт В Москве поднимут тарифы на эвакуацию автомобилей 05 мар, 20:54, Общество Вера Полозкова или Анна Ахматова: а вы разбираетесь в поэзии? 05 мар, 20:50, Стиль Объявлен состав женской сборной России в марафоне на лыжном ЧМ 05 мар, 20:39, Спорт Третья страна утвердила изменения налогового соглашения с Россией 05 мар, 20:21, Экономика Марта Леман — о важности перемен в управлении и собственном образе 05 мар, 20:14, РБК Стиль и Ermanno Scervino
Газета
Как Крайний Север деградирует без дорог
Газета № 214 (2231) (2011) Общество,
0

Как Крайний Север деградирует без дорог

Несмотря на все разговоры о грядущем развитии Арктики, регион живет в условиях острого дефицита железных и автомобильных дорог, самолетов и водного транспорта.
Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ
Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

Несмотря на все разговоры о грядущем развитии Арктики, регион живет в условиях острого дефицита железных и автомобильных дорог, самолетов и водного транспорта.

Первым делом — самолеты

Ключевым элементом транспортной инфраструктуры на Крайнем Севере всегда была и будет малая авиация. В советский период в стране было единственное авиапредприятие, и внутри него высокая себестоимость перевозок малой авиацией компенсировалась прибылью, получаемой отраслью от магистральных авиаперевозок. Так, в 1990 году стоимость билета на самолет при полете на дальность 300 км составляла менее 5% от средней заработной платы по стране. Для используемых на Крайнем Севере легких самолетов типа L410 и Ан-2 действовавшие тарифы были в три раза ниже себестоимости. Но уже к 2000 году стоимость полета на легком самолете на дальность 300 км достигла примерно 1/3 величины средней заработной платы.

Летать северянам стало не по карману, и авиапредприятия свернули убыточные направления своей деятельности, большинство поселков остались без авиасообщения. По словам заместителя председателя правительства Красноярского края Юрия Захаринского, в экстренных случаях используются вертолеты, но их дальность полета ограничена 300–500 км, а стоимость часа полета составляет до 120 тыс. руб. Воспользоваться самолетом стоит чуть дешевле — 40–50 тыс. руб. за час полета.

Очень плохо обстоят дела с выпуском новых самолетов для Арктики. Практически отсутствуют отечественные разработки современных топливноэффективных и готовых к массовому изготовлению воздушных судов. На смену списываемым Ан-24 и Ил-14 появляются единичные экземпляры новых отечественных машин (Ан-74, Ан-3, Ан-38 и Ан-140) или зарубежные самолеты, часто уже б/у.

Большинство эксплуатируемых в советский период аэродромов в северных городах и поселках находится в тяжелом состоянии, их материальная база (наземная техника, здания и сооружения, ВПП и РД) требует практически полного обновления или модернизации. Частным собственникам зачастую это не по карману, судьбой аэропортов должно заниматься государство.

Зарубежный опыт показывает, что в условиях бездорожья и больших расстояний невозможно обойтись без малой авиации. Например, на Аляске аэродромы для малых самолетов есть практически в каждом поселке, где проживает хотя бы два-три десятка жителей. В этом американском штате насчитывается более 450 аэропортов. Для сравнения, по всей России, включая Москву, их около 300.

Для развития Арктики необходимы транспортные связи. Например, сейчас слетать из Норильска в Нарьян-Мар, который находится на расстоянии 1,4 тыс. км, можно только через Москву. На путь туда и обратно с учетом пересадок надо потратить 30 часов, а покрываемое расстояние составляет почти треть окружности Земли.

Сейчас Норильск должен провести ремонт единственной взлетной полосы. Но закрывать аэропорт нельзя — это оставит город со 170 тыс. населения без связи с материком. Малые самолеты на время ремонта ВПП могли бы доставлять людей до других ближайших аэропортов.

Ворота в никуда

Сейчас много говорится и делается для развития Северного морского пути (СМП), строительства новых ледоколов, судов ледового класса и портовой инфраструктуры.

Но чтобы загрузить СМП, необходимы транспортные коридоры, ведущие от океанских и речных портов в континентальную часть Сибири. В частности, речь идет о строительстве Северо-Сибирской магистрали, которая станет продолжение БАМа на запад от Усть-Илимска до Сургута, а также о проекте строительства Северного широтного хода (СШХ)  — железной дороги от Чум (Коми) через Салехард, Надым, Уренгой до Игарки. Эта магистраль стала бы частью подъездной инфраструктуры к порту Сабетта на Ямале и позволила бы значительно увеличить направляемый через него грузопоток. Проект оценивается в 150 млрд руб.

Железные дороги в отличие от автотранспорта всепогодные. А только в нынешнем октябре автотрасса от порта Дудинки до Норильска дважды перекрывалась из-за штормового предупреждения. Ранее между портом и городом курсировали электрички, которым нипочем сильные порывы ветра. Сейчас железная дорога используется только для перевозки грузов и не отвечает требованиям к организации пассажирских перевозок.

В концепции развития Арктической зоны до 2020 года обозначен проект строительства железной дороги от Норильска до Игарки. Его реализация позволит резко ускорить разработку природных богатств Таймыра, где имеются богатейшие месторождения золота, никеля, платины, меди, крупнейшее в России месторождение коксующихся углей и половина мирового запаса технических алмазов.

Большинство автомобильных дорог в северных районах зимники. Всесезонных дорог с твердым покрытием крайне мало, и их протяженность растет очень медленно, в основном за счет технологических дорог вдоль газо- и нефтепроводов. Для сравнения, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в Республике Саха (Якутия) менее 2 тыс. км, а в штате Аляска, который в два раза меньше по площади, — свыше 20 тыс. км.

В районах, где отсутствуют железные и автодороги, а это почти вся территория Сибири, основные объемы перевозок обеспечивает водный транспорт. Количество речных судов в России за четверть века сократилось в два раза — к счастью, за последние три года тенденция остановилась. Каждый год в стране сдается в эксплуатацию около 180 судов всех типов. Проблема состоит в специализации флота, так как больше половины крупных судов предназначено для перевозки нефти.

Освоение Арктики невозможно без развития транспортной инфраструктуры — если все эти проблемы не решить, Россия физически потеряет доступ к значительной части своих природных ресурсов.