Лента новостей
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением 08:27, Статья Более тысячи пассажиров застряли в аэропорту Норильска из-за тумана 08:17, Новость Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным 08:07, Статья В Северной Корее прошли испытания новой системы РСЗО 08:03, Новость ФНС решила обанкротить развивавшуюся ранее «Билайном» сеть «Ноу-хау» 08:01, Статья Аршавин оценил дерби «Спартака» против ЦСКА 08:00, Статья WSJ сообщил о новых санкционных рисках из-за закона США о помощи Украине 07:57, Статья Постпред России назвал «финальным аккордом» резолюцию ЕП о выборах 07:48, Новость Над Белгородской областью сбили два снаряда «Ольха» 07:42, Новость «Зенит» захотел выручить от будущего контракта с букмекером до ₽2 млрд 07:30, Статья На Сахалине водитель снес памятники и проехал по могилам на кладбище 07:09, Новость Во ВШЭ описали пути выхода из «лабиринта санкций» 07:00, Статья «Турецкий Илон Маск». Почему Байрактара называют преемником Эрдогана 07:00, Статья AP сообщило об отводе ВСУ танков Abrams из-за российских дронов 06:46, Статья Жительница Владивостока впала в кому после операции и умерла 06:35, Новость Крупные банки усилили блокировку карт подставных лиц мошенников 06:00, Статья Суд Нью-Йорка отменил приговор Харви Вайнштейну 05:56, Статья В ДНР сообщили об уходе ВСУ с позиций в важном укрепрайоне 05:50, Новость
Газета
260 млрд на борту
Газета № 162 (2179) (0809) Общество,
0

260 млрд на борту

Авиация Fitch пересмотрело рейтинг «Аэрофлота» после сделки с «Трансаэро»
Фото: Transport Photo Images
Фото: Transport Photo Images

Fitch понизило долгосрочный рейтинг «Аэрофлота» с BB- до B+ с негативным прогнозом. В понедельник компания получила операционный контроль над своим конкурентом «Трансаэро», долг которого составляет около 260 млрд руб.

Долги и девальвация

В четверг, 3 сентября, совет директоров «Аэрофлота» принял к рассмотрению оферту на приобретение 75% плюс одна акция «Трансаэро» за 1 руб. В понедельник компания получила операционный контроль над своим конкурентом.

Это приобретение — негативный фактор в краткосрочной перспективе, говорится в сообщении Fitch, так как «Трансаэро» «испытывает финансовые трудности» и имеет более низкую доходность, чем «Аэрофлот». Консолидация долга «Трансаэро», который составлял 107 млрд руб. в конце 2014 года (без учета задолженности по лизингу), увеличит соотношение общей задолженности к сумме денежных средств от операционной деятельности (FFO) на 0,75–1, считают аналитики рейтингового агентства. По итогам 2014 года соотношение долга к FFO «Аэрофлота» увеличилось с 5 до 7,5.

Понижение рейтинга «Аэрофлота» также отражает ожидаемое агентством ослабление показателей кредитоспособности компании в 2015–2017 годах, прежде всего из-за девальвации рубля и снижения доходов перевозчика.

На публичные долговые инструменты «Аэрофлота» факт снижения кредитного рейтинга не окажет влияния, говорит аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Демкин. У компании в обращении находится всего лишь один короткий выпуск рублевых облигаций на 5 млрд руб. с погашением в марте 2016 года, ковенант, связанных с уровнем рейтинга, в нем нет, добавляет эксперт.

Общий долг «Трансаэро» оценивается примерно в 260 млрд руб., рассказывал РБК один из кредиторов. Основные кредиторы компании — ВЭБ и ВТБ. В понедельник президент ВТБ Андрей Костин сообщил, что банк готов пойти на списание части долга авиакомпании «на определенных условиях». «Мы готовы идти на списание части долга, но хотели бы, чтобы все кредиты, в том числе лизинговые, тоже учитывались, — сказал Костин. — В принципе «Аэрофлот» понимает это, поэтому будем вести переговоры. Часть [обязательств] должен взять на себя «Аэрофлот», часть — банки, а часть — правительство». Фетисов отказался комментировать переговоры с кредиторами.​

Долг «Трансаэро» перед ВТБ — 12,7 млрд руб. (без учета лизинговых платежей), говорится в отчетности авиакомпании. У банка в залоге находится 25,1% «Трансаэро», сказал РБК представитель банка. Но он отказался уточнить, при каких условиях этот залог будет снят.

Отказ Fitch от «негативного» прогноза по долгосрочным рейтингам «Аэрофлота» будет зависеть от действий компании по долгу «Транса­эро» (например, будет ли долг в рамках приобретения реструктурирован или полностью консолидирован «Аэрофлотом»), а также от планов операционной реорганизации «Транс­аэро». Это может включать отмену совпадающих или убыточных маршрутов, продолжение работы «Транс­аэро» как самостоятельной дочерней компании в рамках группы «Аэрофлот» или полную интеграцию ее в бизнес «Аэрофлота», включая бренд «Тр​​ансаэро». Хотя у «Аэрофлота» есть некоторый опыт успешной интеграции приобретенных активов, риск реализации планов по этой сделке является высоким из-за относительно большого размера «Трансаэро» и высокого уровня долга у компании, предупреждают эксперты Fitch. Приобретение «Трансаэро» увеличит рыночную долю «Аэрофлота» до 43% на основе данных за 2014 год по пассажиропотоку, однако дополнительные пре­имущества и эффект синергии являются неясными.

Минэкономразвития сообщало, что «Аэрофлот» обеспечит выполнение обязательств по перевозке пассажиров «Трансаэро», оплате услуг аэропортов и ТЗК, выплате заработной платы персоналу. А обслуживание кредитных обязательств «Трансаэро» «Аэрофлот» возьмет на себя только после согласования программы реструктуризации кредитного долга с банками.

Что контролирует «Аэрофлот»

В понедельник «Трансаэро» перешла под операционное управление своего основного конкурента — «Аэро­флота». Руководить ею поставлен заместитель гендиректора «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин. Об этом РБК рассказал пресс-секретарь «Аэрофлота» Максим Фетисов. Он не сказал, когда компания полностью перейдет под контроль перевозчика.

Все рейсы «Трансаэро» будут выполняться, как и раньше, самолеты останутся в центре управления «Трансаэро», но принятие решений по операционным вопросам будет за новым гендиректором Сапрыкиным и другими менеджерами из «Аэрофлота», пояснил Фетисов. «А​эрофлот» не будет проводить массовых увольнений в «Трансаэро», добавил на встрече с журналистами замминистра экономического развития Евгений Елин. Он также считает, что нет смысла сохранять бренд «Трансаэро» в будущем. В отчете авиаперевозчика стоимость бренда и нематериальных активов оценивается в 63 млрд руб.

Сапрыкин — профессиональный юрист, он окончил Московскую государственную юридическую академию и Cornell Law School. Начинал карьеру в МТС директором департамента по слияниям, поглощениям и рынкам капитала, а затем был назначен заместителем руководителя комплекса по правовым вопросам и директором департамента сопровождения сделок в АФК «Система» (контролирует МТС). В «Аэрофлот» Сапрыкин пришел в 2009 году вслед за Виталием Савельевым, возглавившим авиакомпанию. До последнего времени Сапрыкин был заместителем генерального директора «Аэрофлота» по продажам и имущественным вопросам. Он курировал работу «дочек» «Аэрофлота», возглавляя советы директоров «Донавиа», «Авроры» и «Оренбургских авиалиний». Он также входит в совет директоров лоу­костера «Победа» (его совет возглавляет сам Савельев) и до конца июля возглавлял совет директоров авиакомпании «Россия».