Лента новостей
Биткоин закрепился у отметки $64 тыс. 09:55, Статья Рок-фестиваль «Кардиограмма» в Екатеринбурге перенесли на 2025 год 09:51, Новость «Не будьте лобстером»: как строить карьеру — 7 советов от топ-менеджера 09:49, Мнение Появилось фото атакованного дронами в Белгородской области автобуса 09:48, Новость У журналистки Кеворковой прошли обыски по делу об оправдании терроризма 09:44, Статья Более 20 тыс. человек попросили дать им статус ветерана военной операции 09:29, Новость Альфа-самец/самка на переговорах: как противостоять их манипуляциям 09:27, Статья Евросоюз сократил закупки СПГ 09:22, Статья Портфель строящегося в России жилья превысил 110 млн кв. м 09:18, Статья В Белгородской области шесть человек погибли при атаке БПЛА 09:17, Статья Пожарный из «Крокуса» раскрыл детали операции по спасению людей 09:09, Статья Инаугурации всех президентов России. Как это было 09:05, Фотогалерея «Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку 08:51, Статья Более 200 россиян около суток не могли вылететь в Москву из Египта 08:50, Новость Рост спроса не остановить. Почему золото будет дорожать и дальше 08:36, Статья 10 поводов попасть в черный список Центробанка и 2 способа выйти из него 08:25, Статья с виджетом Президент Киргизии посетит парад Победы 08:25, Статья FT рассказала о «лазейке в санкциях», которую может использовать Россия 08:22, Статья
Газета
Дефицит из-за ремонта
Газета № 142 (2159) (1108) Общество,
0

Дефицит из-за ремонта

Больше трети крупных НПЗ сдвинули сроки модернизации
Фото: Bloomberg
Фото: Bloomberg

Сразу 15 крупных российских НПЗ передвигают сроки модернизации минимум на год. Это может привести к нехватке топлива на внутреннем рынке уже в 2016 году, предупреждают эксперты.

Ремонт с отсрочкой

О том, что 15 крупных НПЗ запланировали перенос сроков модернизации на один-четыре года, говорится в апрельской презентации института ВНИПИНефть о состоянии российских проектов в области нефтепереработки (копия есть у РБК). Доклад института (на 38% принадлежит Росимуществу) готовился к профильному совещанию в Минэнерго, которое должно было состояться весной, уточнил РБК гендиректор ВНИПИНефти Владимир Капустин. По его словам, с тех пор данных о том, что кто-то из компаний решил ускорить сроки ремонтных работ, не поступало.

По данным Thomson Reuters, всего в России 37 НПЗ мощностью от 1 млн т нефти в год. Выходит, сроки модернизации переносят больше 40% крупных предприятий. Из 15 НПЗ, упомянутых в презентации ВНИПИНефти, восемь принадлежат «Роснефти» (всего у компании 9 нефтеперерабатывающих заводов). Остальные — «Сургутнефтегазу» (Кириши), «Славнефти» (Ярославский НПЗ), «Газпром нефтехим Салавату» и независимым компаниям (Афипский, Марийский и Ильский НПЗ).

Представители «Роснефти» и других упомянутых компаний отказались от комментариев. Перенос сроков модернизации подтвердил только вице-президент Кубанской нефтегазовой компании (владеет Ильским НПЗ) Марат Басыров. По его словам, пересмотр программы модернизации завода был одобрен и согласован с Минэнерго еще в прошлом году. Представитель ведомства от комментариев отказался.

О том, что многие нефтяные компании откладывают проекты по модернизации своих заводов, говорит и директор по развитию бизнеса компании «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. По его данным, на 2016–2017 годы перенесено введение мощностей, которые в текущем году должны были дать до 2,5 млн т бензина Евро-5, на 2019–2022 годы — ввод установок суммарной мощностью еще 3,9–4 млн т.

Главные причины переноса сроков модернизации — последствия налогового маневра, резкое падение курса рубля и секторальные санкции со стороны стран ЕС и США, из-за которых компании сталкиваются с проблемами при закупке импортного оборудования, перечисляет Капустин.

«Если будет выявлено, что действия компаний по переносу сроков завершения строительства и ремонтов приводят к дефициту бензина в стране или в отдельных регионах, мы будем вынуждены возбуждать антимонопольные дела против нарушителей», — предупреждает начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин РБК. По его словам, «Роснефть» и другие нефтяные компании уже уведомили ФАС о переносах сроков ввода установок на ряде НПЗ, но не в полном объеме: «Компании обязаны предоставить нам планы о задержках ввода НПЗ в эксплуатацию в 2016–2018 годах, но полной картины мы пока не видим».

Хватит ли бензина

По данным Минэнерго, общий объем производства бензина в России в прошлом году снизился на 1%, до 38,3 млн т. В январе—июне 2015 года производство выросло на 2,8%, до 19,4 млн т. Но уровень загрузки российских НПЗ (в среднем — 95%) носит «критический характер», говорит Капустин.

Минэнерго прогнозирует, что общее потребление бензина в этом году составит 35,7 млн т, выпуск — 36,8 млн т, из которых только 28,2 млн т придется на бензин стандарта Евро-5 (остальное — Евро-4).

Но на 2016 год запланирован полный переход на продажу в России бензина Евро-5 (предполагается что Евро-4 будет продолжать выпускаться, но только для реализации на экспорт). При этом, по прогнозам Минэнерго, производство бензина Евро-5 в стране превысит общее потребление только к 2018 году. В 2016 году внутреннее потребление ожидается на уровне 36–37,4 млн т, а выпуск бензина Евро-5 — лишь 35,1 млн т, следует из материалов ведомства. Министр энергетики Александр Новак в конце июля говорил, что полный переход на Евро-5 с 2016 года может повлечь риск дефицита топлива. Нехватку он оценил в 2–4 млн т.

О возможном дефиците бензина на внутреннем рынке предупреждали и сами нефтяники. В середине июля президент «Роснефти» Игорь Сечин написал президенту Владимиру Путину письмо, в котором предупредил, что без дополнительных льгот для нефтепереработки Россия может столкнуться с дефицитом бензина на внутреннем рынке до 5 млн т в год к 2017 году. В том же письме говорилось о риске полной остановки проектов модернизации НПЗ крупными компаниями либо их существенном затягивании.

В числе льгот, о которых просил Сечин, были субсидирование процентной ставки по займам для инвестиций в проекты модернизации НПЗ, отказ от индексации для железнодорожных тарифов и налоговые каникулы по экспортной пошлине на нефтепродукты в зависимости от глубины переработки (понижение ставки для продуктов с более высокой глубиной переработки) либо дифференциация этих пошлин в зависимости от класса произведенного бензина.

Пока решений ни по льготам, ни по переносу сроков полного перехода на Евро-5 нет. В начале июня на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича было решено не продлевать разрешение на оборот в России бензина Евро-4. Но чиновники и компании могут вернуться к этому вопросу в октябре на президентской комиссии по ТЭКу, говорит один из участников совещания у вице-премьера.

ФАС поддерживает продление оборота Евро-4 для сохранения объема продаж бензина на внутреннем рынке, говорит начальник управления контроля ТЭКа Дмитрий Махонин. С предложением отсрочки полного перехода на Евро-5 выступил и Минпромторг, сообщил в понедельник «Коммерсантъ».

Даже при сохранении нынешних планов бензина на внутреннее потребление в стране было бы достаточно, считает аналитик ИК «Топливный интегратор Алгоритм» Виктор Костюков. Но у компаний есть обязательства по экспорту и сохранению определенных запасов топлива, оговаривается эксперт. Турукалов допускает, что при полном переходе на Евро-5 со следующего года дефицит возможен. И самая простая мера — сохранить продажи бензина низшего качества до завершения модернизации НПЗ. В качестве дополнительной меры можно было бы обязать нефтяников поставлять в страну бензин, который они производят по давальческой схеме на белорусских НПЗ, считает эксперт. Это дало бы гарантию поставок на внутренний рынок дополнительно: по данным Мин­энерго, в 2015 году Белоруссия должна была поставить на российский рынок 1,8 млн моторного топлива, но пока не выдерживает график, российские компании в 2016 году могли бы загрузить ее НПЗ на этот объем.