Лента новостей
Путин поручил рассмотреть проект об ужесточении наказаний за пытки 14:10, Общество Путин поручил упростить получение выплат гражданами России из ЛНР и ДНР 14:05, Общество Шлеменко раскритиковал борьбу лучшего кикбоксера мира против Харитонова 13:54, Спорт Буллинг и манипуляции: что делать, если ребенок подвергся интернет-угрозе 13:52, РБК и «Ростелеком-Солар» В федерации отреагировали на информацию о COVID у хореографа Тутберидзе 13:49, Спорт Хореограф Тутберидзе заболел COVID. Как вирус влияет на спорт 13:40, Спорт Российский биатлонист завоевал серебро на чемпионате Европы 13:36, Спорт Путин поручил проанализировать вопрос исключения иноагентов из реестра 13:35, Политика Путин поручил изучить идею создания реестра токсичного контента в Сети 13:27, Политика Тайвань не примет участия в церемониях открытия и закрытия Олимпиады 13:18, Спорт Австралийка впервые с 1978 года стала чемпионкой Australian Open 13:18, Спорт Мишустин назначил нового главу Росжелдора 13:07, Общество Как справиться с осложнениями коронавирусной инфекции 13:05, РБК и Stada Во что верят сторонники QAnon и откуда взялась эта теория заговора 13:00, Социальная экономика  Премьер Польши заявил об отсутствии единства у ЕС по санкциям 12:53, Политика Один из ведущих менеджеров Бундеслиги покинул клуб из-за депрессии 12:51, Спорт Хореограф Тутберидзе и глава федерации сдали положительные тесты на COVID 12:37, Спорт «Зенит» отправился на сбор в Португалию без Азмуна 12:22, Спорт Как сэкономить на бензине до 30%: назван эффективный способ 12:16, РБК и ППР Как в России развивается эпидемия COVID. Инфографика 12:00, Общество Володин перечислил вступающие в силу с 1 февраля законы 11:59, Общество Бразильский нападающий приехал на медосмотр в «Зенит» 11:56, Спорт Число зараженных COVID среди прибывших на Олимпиаду превысило 100 человек 11:51, Спорт Впервые более 100 тыс. заболевших. Актуальное о COVID на 29 января 11:48, Общество В Москве выявили более 26 тыс. случаев COVID при 1,4 тыс. госпитализаций 11:43, Общество МиГ-31 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы под Новгородом 11:42, Общество В России выявили 113 тыс. случаев COVID при 14,5 тыс. госпитализаций 11:40, Общество Клуб НХЛ вывел из обращения номер российской легенды команды 11:26, Спорт
Газета
Цена важнее качества
Газета № 062 (2079) (0904) Общество,
0

Цена важнее качества

Россияне стали менее притязательными при покупках и выборе магазинов
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

В начале 2015 года россияне снова принялись копить деньги вместо того, чтоб проедать заначки, свидетельствует исследование Sberbank CIB. И впервые цена товаров для граждан стала важнее их качества.

Вера в рубль

Благодаря росту курса рубля россияне стали чувствовать себя увереннее — резкой девальвации теперь опасаются 38% потребителей против 45% в четвертом квартале 2014 года. Об этом свидетельствуют данные очередного исследования потребительского поведения среднего класса Sberbank CIB под названием «Потребительский индекс Ивановых» (о методике исследования см. справку).

Поверив в рубль, респонденты прекратили паниковать и проедать сбережения. В первом квартале 2015 года доля россиян, не имеющих сбережений, составила 37% (столько же в среднем их было и в 2014 году), но доля месячного дохода, откладываемого на черный день, выросла с 8,3% в четвертом квартале до 9,2%. В последние месяцы 2014  года, и особенно в декабре, потребители пытались сберечь свои накопления от девальвации и активно тратили накопления. В первом квартале 2015 года прирост вкладов физлиц в банках может составить 3%, заявлял 7 апреля на съезде АРБ заместитель председателя Банка России Василий Поздышев.

В ущерб качеству

Но экономический стресс все ​​​же отразился на потребительских привычках представителей среднего класса. Количество россиян, которые теперь считают цену главным фактором при совершении ежедневных покупок в первом квартале 2015 года, выросло до рекордных 75% (73% в четвертом квартале прошлого года), показало исследование Sberbank CIB.

Значимость высокого качества продуктов при совершении покупок, напротив, продолжила снижаться. За год число россиян, отметивших качество в числе важного фактора при совершении покупок, снизилось на 3 п.п., до 67% опрошенных. «Мы впервые наблюдаем, чтобы Ивановы поступились качеством в пользу меньшей цены продукции», — отмечают исследователи Sberbank CIB.

«Действительно, покупатели меньше внимания обращают на бренд и, по нашим данным, отдают приоритет товарам под собственной торговой маркой сетей, которые стоят дешевле брендированных», — говорит директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова. Представитель ГК «Дикси» («Дикси», «Виктория») Екатерина Куманина также отмечает, что покупатели стали чаще выбирать товары под собственными торговыми марками — они дешевле товаров известных брендов минимум на 10%. «Мы отмечаем небольшое снижение спроса в категориях «гастрономия — бакалея — нон-фуд», при этом в категории овощей и фруктов спрос, наоборот, растет», — добавляет она.

«Мы продолжаем инвестировать в цены. Покупатели стали гораздо внимательнее относится к ним, отдавать предпочтение товарам под частными марками и активнее реагировать на акции», — подтверждает менеджер по региональным коммуникациям сети «Лента» Яна Могилева. По ее словам, сеть адаптировала предложение к изменившимся предпочтениям покупателей, в результате чего наблюдался рост продаж и трафика в январе—феврале 2015 года. За период с января 2014 года по январь 2015 года цены на полках магазинов компании в среднем выросли на 12,2%, отмечает она.

Непритязательность растет

Из-за резкого роста инфляции и падающих доходов респонденты Sberbank CIB стали обращать меньше внимания на расположение магазинов и уровень обслуживания. По данным Росстата, официальная инфляция за январь–март составила 7,4%, годовая достигла 16,9%.

Исследование Sberbank CIB показывает, что лояльность конкретной сети российские покупатели готовы променять на скидки в конкурирующем магазине. Аналитики отмечают, что впервые с начала проведения опроса увеличилось среднее количество торговых сетей, в которых респонденты делают покупки: если в четвертом квартале 2014 года оно составляло 2,3, то в первом квартале 2015 года выросло до 2,8. Несколько розничных сетей подтвердили авторам исследования, что количество покупателей, приходящих в магазины только за теми товарами, на которые есть скидки, увеличилось.

Впрочем, курсируют потребители в любом случае между магазинами крупнейших российских сетей, таких как «Магнит», «Пятерочка» (X5 Retail Group), «Лента», «Дикси». Sberbank CIB в прошлых выпусках исследования отмечал, что крупнейшие ретейлеры — «котирующиеся на бирже розничные сети» — смогут усилить свои позиции за счет перетока покупателей из магазинов несетевой розницы. В отличие от менее сильных торговых форматов они могут позволить себе сдерживать рост цен.

Промоакции есть во всех крупных сетях, но теперь их будет еще больше. «Ашан» инвестирует в цены, чтобы снизить уровень инфляции для покупателей, в большей степени это касается социальных товаров и товаров первой цены, говорит представитель сети. «Дикси» в этом году будет инвестировать в цены еще агрессивнее, подтверждает Куманина.