Лента новостей
Видео победного розыгрыша Медведева в четвертьфинале Australian Open 17:03, Спорт «Посоревнуемся с вами»: что рассказал Путин итальянским бизнесменам 16:58, Политика Оставить или очистить: как бороться со снегом на крыше частного дома 16:57, Недвижимость Меньшиков назвал режиссера Долина нерукопожатным после спора о спектакле 16:55, Общество Ракова назвала темпы вакцинации в Москве «неадекватными» росту заражений 16:48, Общество Власти Москвы объяснили правила введения карантина в школах 16:48, Общество Золотая середина со спортивным характером: как выглядит Porsche Taycan 16:47, РБК и Porsche Ковальчук рассказал о мерах по борьбе с COVID в сборной России по хоккею 16:47, Спорт «Единая Россия» предложила поставить оружие ДНР и ЛНР 16:42, Политика «Спасибо, я подумаю»: как эмоции заставляют людей покупать 16:40, PRO Путин приедет в Петербург в день снятия блокады 16:37, Общество Камербанд, пиджак-шкаф и пальто-одеяло: 12 свежих трендов мужской моды 16:35, Стиль Тюменские ученые предложили превращать куриный помет в биотополиво 16:30, Зеленая экономика  Медведев отыграл два сета и вышел в полуфинал Australian Open 16:29, Спорт Дело о пропаже девочки под Новгородом передадут в центральный аппарат СК 16:28, Общество Клубы АПЛ договорились о новых правилах переноса игр из-за коронавируса 16:26, Спорт Нейроэкономика сбережений: как мозг мешает достигать финансовых целей 16:24, РБК и Сбер Врачи усомнились в пользе отмены плановой госпитализации детей в Москве 16:11, Общество AFP узнало мнение НАТО о требованиях России по безопасности 16:03, Политика Обманутые ожидания: как правильно внести в бизнес современные технологии 16:01, РБК и СБЕР Про Лавров заявил, что глава НАТО потерял связь с реальностью 16:01, Политика Развлекает как может: как Sony отвоевывает свое место в играх и стриминге 15:54, PRO «Билайн» расформировал цифровой блок 15:52, Технологии и медиа Регулирование криптовалют предложили протестировать в Татарстане 15:46, Крипто Медведев отыгрался при матч-поинте с 0-2 на Australian Open 15:42, Спорт Как защитить данные от злонамеренных сотрудников 15:38, РБК и Intel Рособрнадзор не увидел катастрофы в снижении знаний учащихся из-за COVID 15:36, Общество Российские продажи электромобилей выросли втрое в 2021 году 15:36, Авто
Газета
iPod вместо «плазмы»
Газета № 058 (2075) (0304) Общество,
0

iPod вместо «плазмы»

Россияне будут экономить в кризис на продуктах и отдыхе
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Больше половины россиян считают, что в стране наступил кризис, свидетельствуют данные опроса холдинга «Ромир». При этом 43% опрошенных готовы экономить на путешествиях и развлечениях, а также покупать более дешевые вещи.

​Наличие кризиса в России признают 53% россиян, а 43% готовы перераспределить свой семейный бюджет в пользу еды и товаров первой необходимости, отказавшись от излишеств, свидетельствуют данные опроса холдинга «Ромир» (проводился с 17 по 24 марта 2015 года, участвовали 1,5 тыс. человек по всей России, включая сельскую местность). Еще 39% считают, что ситуация в стране не является кризисом, а есть лишь некоторые проблемы экономического характера, 3% уверены, что проблем нет.

Больше всего участников опроса беспокоит рост цен на товары и услуги: в том, что тема роста цен затрагивает их лично, признались 79% опрошенных. Еще 51% участников опроса заявили, что на их жизни отразилась девальвация рубля. По словам президента исследовательского холдинга «Ромир» Андрея Милехина, наиболее чувствительными к девальвации национальной валюты оказались 10–15% россиян, регулярно выезжающих за рубеж.

Примерно треть опрошенных (33%) заявили о том, что их так или иначе коснулась проблема сокращения рабочих мест, четверть (25%) упомянули об урезании зарплат. Еще 32% отметили, что для них кризис выражается в напряженной международной обстановке. «Это связано с информационным потоком в СМИ, которые заставляют зрителя или читателя чувствовать себя неуютно», — уверен Милехин.

Чтобы справиться с кризисными явлениями, россияне готовы отказаться от дорогостоящих покупок (30%), сократить расходы на еду и товары первой необходимости (17%), отказаться от лечения и образования (10%). При этом 21% опрошенных заявили о том, что собираются найти дополнительный заработок, чтобы преодолеть экономические трудности, а 13% планируют выращивать овощи и фрукты на даче и заниматься собирательством.

«Наши попытки перенести выводы, которые мы усвоили из прошлых кризисов, на сегодняшний день провалились. Если в 1998 году большая часть населения закупала еду и боялась голода, а в 2008-м сметала с полок чайники и гаджеты, то в 2014-м — дорогие плазменные экраны и автомобили класса люкс. В 2008 году резко возросла посещаемость торговых центров: люди искали, где можно купить дешевле. Сейчас посещаемость упала, покупатели не готовы тратить на поиск выгодных предложений много времени», — рассуждает Милехин.

Услуги: никаких излишеств

В первую очередь потребители будут экономить на развлечениях (сюда входят кино, театры, концерты, выставки, ночные клубы и прочее) — от них готовы отказаться 37%​​ участников опроса. Кроме развлечений люди готовы отказываться от отдыха и путешествий (32%), деликатесов (30%), ресторанов (21%), покупки новой одежды и обуви (21%), свидетельствуют данные «Ромира». При этом всего 15% готовы отказать себе в алкоголе (столько же готовы экономить на еде) и 14% — в покупке новых гаджетов.

Туроператоры отмечают снижение спроса: как сообщал РБК в начале марта, на самом массовом зимнем направлении — египетском — после роста российского турпотока в ноябре на 24%, до 310,2 тыс. человек, падение в декабре составило 12%. Например, у туроператора DSBW падение спроса пришлось как раз на недорогие туры — провал составил более 50%, говорит гендиректор туристической компании Карен Гончаров: «У людей была зарплата в рублях, и по итогам, скажем, полугода они могли скопить денег на турпутевку. Сейчас и валюта выросла, и тратить стали больше. Правда, я надеюсь, что это не полный отказ от путешествий — просто те, кто выезжал за границу два-три раза в год, теперь станут делать это реже». По его словам, в январе-феврале в среднем спрос сократился в некоторых сегментах на 70%, а прогноз на средний и высокий сезон — с марта по сентябрь — 50-процентное падение продаж туров в Европу, 20–25-процентное — на пляжи, в основном Турции и Египта.

На ресторанном рынке ситуация ухудшается с лета прошлого года, говорит исполнительный директор компании Restcon Андрей Петраков. Как сообщал РБК в начале года со ссылкой на данные компании 2ГИС, если в ноябре 2014-го в столице насчитывалось 2824 ресторана, то в январе — только 2778. Раньше количество таких заведений увеличивалось от месяца к месяцу. «Боюсь, как бы лето не добило многие рестораны. Я боюсь, что перспектива того, что каждый пятый посетитель откажется ходить в ресторан, вполне реальна, хотя еще несколько месяцев назад она казалась невозможной. Но я все же надеюсь, что они будут просто уменьшать средние чеки», — сокрушается Петраков.

Товары: главное — цена

Чаще всего потребители в кризис отказываются от покупки товаров длительного пользования — телевизоров, бытовой техники, автомобилей, говорит директор центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович, их покупают только в случае крайней необходимости.

Те, кто решит не отказываться от «излишеств», будут искать дешевую замену: по данным исследования «РосИндекс» компании Synovate Comcon, во второй половине 2014 года цена товаров становится все более важной для россиян, а бренды — нет, и тенденция, скорее всего, усугубится. Потребители экономят — переходят от более дорогих продуктов к более дешевым, соглашается Остапкович.

Ретейлеры подтверждают данные социологов: часть покупателей действительно переключили внимание на технику так называемых В- и С-брендов, то есть на более доступные по цене товары, сообщили РБК в пресс-службе «М.Видео». Например, к 23 февраля и 8 Марта в лидеры продаж неожиданно вышли забытые категории товаров — самый большой рост показали iPod (+122%) и электронные книги (+77%). Продажи смартфонов выросли на 34%, и В-бренды вплотную приблизились к мировым производителям, завоевав по итогам 2014 года 45% рынка, отмечают в «М.Видео».

В интернет-магазине «Озон» продажи электроники и бытовой техники выросли примерно в 1,5 раза с начала года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, компания активно пополняет ассортимент товарами В-брендов, сообщила руководитель PR-направления «Озона» Мария Назамутдинова.