Лента новостей
Более 20 человек отравились хлором в бассейне в Варшаве 04:37, Новость Bloomberg узнал, какой вопрос спас Ferrari от мошенничества с дипфейком 04:29, Статья Глава Минюста допустил повышение предельного возраста нотариусов 03:58, Новость Американский банк наказали за «вопиющее» нарушение санкций против России 03:36, Статья Уровень воды в реке снизился после прорыва дамбы в Челябинской области 03:34, Новость Зеленский назвал самое сложное направление для ВСУ 02:58, Статья На церемонии открытия Игр в Париже повесили перевернутый олимпийский флаг 02:56, Новость Курский губернатор сообщил об «очень сложной ночи» и сбитых дронах 02:23, Новость От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия Олимпиад 02:19, Статья Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. Фоторепортаж 02:17, Статья WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистом 02:08, Статья Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛа 01:57, Новость Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного Нила 01:32, Новость Китай заявил Японии о критической стадии в отношениях и назвал два пути 01:24, Статья Косатки потопили британскую парусную яхту с тремя людьми на борту 00:54, Новость Церемония открытия Олимпиады завершилась в Париже 00:50, Статья Церемония открытия Олимпиады завершилась в Париже 00:50, Статья В Верховной раде предупредили о риске военных остаться без зарплат 00:41, Статья
Газета
Нефтяники за прилавком
Газета № 152 (1927) (2008) //2337 Общество,
0

Нефтяники за прилавком

Компании научились зарабатывать на кофе и шоколадках миллиарды рублей
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Кафе и магазины при АЗС — уже не просто удобный сервис для клиентов, но и солидный источник дополнительных доходов для крупнейших нефтяных компаний. Объемы продаж сопутствующих товаров на заправках уже позволяют нефтяникам рассчитывать на заметные позиции в топ-100 крупнейших розничных сетей.

Продажи сопутствующих товаров и услуг на АЗС «Газпром нефти» во втором квартале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 30%, до 3,4 млрд руб., следует из отчета нефтедобытчика по РСБУ. По итогам первого полугодия эта статья доходов составила 6,2 млрд руб., или около 1% общей выручки, одной из крупнейших в России нефтедобывающих компаний.

«Развитие кафе, установка кофемашин самообслуживания и повышение качества горячих напитков, формирование ассортимента магазина на основе анализа потребностей клиентов АЗС, ввод товаров локальных лидеров рынка, оптимизация цепи поставок» — так представитель «Газпром нефти» объясняет рост продаж дополнительных товаров.

Из 1318 АЗС «Газпром нефти» магазины есть на 923 заправках (данные на 31 марта), говорит представитель компании. Доходы от продажи топлива на заправках компания не раскрывает. Но, согласно отчетности, общая выручка от продажи нефтепродуктов (с учетом опта) на внутреннем рынке в первом полугодии составила 271,5 млрд руб. Квартальная выручка на АЗС могла составить 66,5–75 млрд руб., исходя из 1,9 млн т нефтепродуктов, проданных в апреле—июне. По расчетам РБК, продажи сопутствующих товаров могли принести 4,5–5,1% выручки АЗС.

Представители двух других крупнейших владельцев сетей АЗС — «Роснефти» и ЛУКОЙЛа — не предоставили данные по сопутствующим товарам на АЗС. Но, согласно презентации «Роснефти», за второй квартал их непрофильные продажи также выросли на 31%.

В «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукты» (управляет сетью АЗС) в Центральном регионе России лишь сказали, что их продажи сопутствующих товаров в первом полугодии выросли менее чем на 10%.

Для сетей АЗС развитие бизнеса по продаже продовольственных и сопутствующих товаров, а также предоставление услуг общественного питания уже сейчас становится значимой статьей доходов, отмечает гендиректор INFOline-Аналитика Михаил Бурмистров. Например, у ГК «Трасса», которая развивает сеть крупноформатных магазинов при АЗС площадью более 400 кв. м, до 30% выручки и почти 50% прибыли формируется за счет продажи сопутствующих товаров, говорит он. В дальнейшем тенденция снижения маржинальности топливного бизнеса сохранится, и на долю таких товаров будет приходиться все большая часть прибыли и выручки компаний: в некоторых странах Западной Европы на долю нетопливного бизнеса АЗС приходится более 70% прибыли, утверждает он.

Нефтяники в ретейле

С учетом более высоких продаж в конце года можно ожидать, что за весь 2014 год «Газпром нефть» заработает 14–15 млрд руб. на сопутствующих товарах на АЗС, прогнозирует аналитик Raiffeisenbank Наталья Колупаева. У этой компании, как и других крупных нефтяников, большая сеть заправок с магазинами и достаточно большая торговая наценка, поэтому неудивительно, что ее продажи уже сопоставимы с некоторыми крупными розничными сетями. С такой выручкой магазины «Газпром нефти» попадают в топ-100 крупнейших ретейлеров, между 65‑м и 80‑м, их можно сравнить с сетью «Иль де ботэ» (143 магазина, выручка в 2013 году — 14,6 млрд руб.) и Inventive Retail Group (магазины re: Store, Samsung и др.; 240 точек, 15,3 млрд руб.), добавляет она.

Позиции конкурентов — «Роснефти» и ЛУКОЙЛа,которые не раскрывают свои показатели, — еще выше. По подсчетам INFOline-Аналитика, уже по итогам 2013 года «Роснефть» в рейтинге крупнейших сетей могла бы занимать 18‑е место, а ЛУКОЙЛ — 20‑е место с доходами в 30,1 млрд руб. и 22,2 млрд руб. соответственно.

Магазины при АЗС — это правило хорошего тона по отношению к потребителю, которому предлагается весь комплекс услуг (не только бензин или дизтопливо, но и возможность перекусить, выпить кофе, купить еду в дорогу и т. д., отмечает аналитик UBS Константин Черепанов. Первопроходцем в этом была сеть под брендом британской BP, а сейчас магазины при АЗС развивают все крупнейшие нефтяные компании. И их представители всегда подчеркивают, что это перспективное направление, замечает Черепанов. На заправках постоянный поток людей, и компании успешно его монетизируют.