Лента новостей
Зеленский объяснил нежелание некоторых стран ехать на саммит по Украине 23:28, Новость Europe 1 узнала о возможной отмене церемонии открытия Олимпийских игр 23:24, Статья Вино и ферросплавы. Что известно об изъятии активов уральских бизнесменов 23:09, Статья Полянский обвинил Запад в срыве заседания Совбеза ООН по Югославии 22:47, Статья Власти запланировали инвестировать ₽1,5 трлн в создание морских курортов 22:44, Статья В Белом доме сравнили российских чиновников с продавцами навоза 22:41, Новость Все под рукой: где искать квартиры с развитой инфраструктурой 22:18 РПЛ отправит пострадавшим в «Крокусе» по ₽1 млн за каждый гол тура 22:12, Статья США заявили, что передали России детальную информацию об угрозе теракта 22:00, Статья Группа «Комсомольск» объявила о прекращении концертов 21:56, Новость Россияне получат новую функцию в Telegram из-за призывов к терактам 21:53, Статья «Авангард» отыгрался с 0:2 и сравнял счет в серии с «Локомотивом» в КХЛ 21:42, Статья «Бессмыслица». ЦСКА отказался от вратаря, который поссорил Россию с IIHF 21:40, Статья Почему США и Япония захотели прямых переговоров с КНДР 21:30, Статья Прокуратура решила изъять акции «Макфы» 21:28, Статья Путин призвал увеличить вклад внутреннего туризма в ВВП России до 5% 21:17, Новость В полтавском военкомате сообщили о розыске 30 тыс. уклонистов 21:08, Статья В НХЛ заявили, что вратарь Федотов сможет продолжить сезон за океаном 20:56, Статья
Газета
Черный день туриста
Газета № 140 (1915) (0408) //1944 Общество,
0

Черный день туриста

Туроператоры продолжают банкротиться
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Список разорившихся туроператоров пополнили «Идеал тур» и «Лабиринт»: от приостановки их работы могут пострадать 20–25 тыс. человек. Действующее законодательство не обеспечивает пострадавшим туристам ни оперативного возвращения, ни компенсации ущерба.

Что случилось с «Идеал туром»?

Вечером в пятницу, 1 августа, стало известно о том, что авиакомпания «Оренбургские авиалинии», «дочка» «Аэрофлота», приостановила сотрудничество с туроператором ООО «Идеал тур»: было отменено 36 рейсов, запланированных на 2–4 августа.

В письме перевозчика в Ростуризм (есть на сайте ведомства) уточняется, что сотрудничество с «Идеал туром» началось в марте 2013 года, в текущем сезоне также был заключен контракт на выполнение чартерных рейсов по 24 туристическим направлениям. Но «в последнее время у «Идеал тура» стали возникать постоянные проблемы со своевременной оплатой данных рейсов». Рейсы были приостановлены «до момента восстановления оплаты».

«Идеал тур» работает как авиаброкер: заказывает чартерные рейсы у авиакомпании, а потом перепродает блоки мест на рейсах туроператорам. Сам «Идеал тур» с потребителями напрямую практически не работает.

По данным, опубликованным на сайте Ростуризма, в субботу, 2 августа, отменялось 12 рейсов, в воскресенье, 3 августа —13 рейсов, в понедельник, 4 августа, —10 рейсов. Большинство из них направлялось на курорты — в турецкую Анталию и болгарский Бургас, на греческие острова Корфу и Родос.

Позже Ассоциация туроператоров (АТОР) объявила, что «из ранее отмененных рейсов «Оренбургские авиалинии» выполнят шесть: три из них —2 августа, еще три —3 августа». Перевозчик получил платежи за рейсы из московского аэропорта Шереметьево в Анталью и китайский Ханджоу, уточнял РИА Новости представитель авиакомпании в аэропорту Виктор Дорошенко.

«Они («Оренбургские авиалинии». —РБК) уже отправили достаточное количество рейсов, которые не были оплачены. Сумму долга я не могу назвать (…), но уже достаточно серьезная задолженность. У них просто нет уже возможности наращивать дальше этот долг, нужно обслуживать самолеты, платить за топливо, это все стоит денег», —заявила в эфире РБК-ТВ руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова.

АТОР обратилась к Ростуризму, Минтрансу, Росавиации и «Оренбургским авиалиниям» с просьбой разрешить ситуацию с отменой рейсов. «Финансовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов не должны приводить к беспрецедентному ущемлению прав туристов. В результате внезапной отмены рейсов более десяти партнеров-туроператоров и тысячи российских туристов оказались поставлены перед фактом —около 20 тыс. человек не смогут вернуться домой в ближайшие выходные, и по меньшей мере около 12 тыс. не отправятся в уже оплаченные поездки», —говорится в сообщении на сайте АТОР.

Всего из‑за ситуации могут пострадать 20—25 тыс. человек, признается генеральный директор и основной владелец «Идеал тура» Михаил Шаманов. Таким образом, по количеству пострадавших туристов это может стать крупнейшим случаем на российском туристическом рынке.

Задолженность «Идеал тура» перед «Оренбургскими авиалиниями» составляет около 1,5 млрд руб., подтвердил РБК Шаманов. По его словам, задолженность перед перевозчиком начала накапливаться еще в феврале. Причиной Шаманов называет неплатежи со стороны других туроператоров: «Наша дебиторка существенно превышает кредиторку».

Что случилось с «Лабиринтом»?

Из-за конфликта между «Оренбургскими авиалиниями» и «Идеал туром» пострадали сразу несколько туроператоров. Крупнейшим из них, как уточнила РБК Щеголькова, стал московский туроператор «Лабиринт», специализирующийся на Греции.

На его сайте была размещена информация о девяти отложенных рейсах «Оренбургских авиалиний», из них шесть отправлялись из Москвы. Туроператор, как говорилось в его сообщении, «прилагал все усилия, чтобы рейсы состоялись».

Но в субботу, 2 августа, пресс-служба «Лабиринта» сообщила, что компания приостанавливает деятельность. Причиной она назвала резкий рост курса валют, сказавшийся на покупательской способности, негативную политическую и экономическую ситуацию, повлиявшую на количество бронирований, а также конфликт с «Оренбургскими авиалиниями».

Подавляющее большинство бронирований делалось за незначительный период до вылета (так называемые горящие туры), была запланирована обширная региональная программа, сократить которую невозможно, поскольку на многих региональных вылетах «Лабиринт» являлся консолидатором. Еще одной причиной стала рекомендация на запрет выезда за границу для военнослужащих и сотрудников внутренних служб, также заявил «Лабиринт».

Директор АТОР Майя Ломидзе назвала ситуацию беспрецедентной: «Такого не было 20 лет. Если они («Оренбургские авиалинии». — РБК) заявляют о прекращении полетов, то они должны были партнерам дать возможность для маневра, чтобы они подыскали альтернативу для туристов. Я понимаю, что долг большой, но почему нельзя было сделать рассылку, чтобы предупредить всех», — возмущалась Ломидзе в эфире РСН.

Что будет с пострадавшими?

В субботу днем в Ростуризме состоялось оперативное совещание, на котором присутствовали представители «Лабиринта» и Шаманов из «Идеал тура», рассказала Щеголькова. По ее словам, российские туроператоры просят своих принимающих партнеров на курортах не привозить туристов в аэропорты и предоставить им дополнительный день отдыха в отелях. Тем временем туроператоры ищут возможности вывезти туристов другими авиакомпаниями.

В понедельник утром в Ростуризме пройдет еще одно оперативное совещание, на котором ожидается присутствие представителей «Оренбургских авиалиний» и Росавиации.

Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» вернет в Россию клиентов «Лабиринта», сообщила в эфире телеканала «Россия 24» Щеголькова. «Турпомощь» уже занялась вывозом клиентов турфирм из Туниса, подтвердили Интерфаксу в АТОР.

«Турпомощь» была создана в 2012 году, после того как рынок со скандалом покинул туроператор «Ланта-тур вояж». Тогда Госдума оперативно приняла поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», которые, в частности, обязали всех операторов выездного туризма к маю 2013‑го вступить в отраслевое объединение: оно учредило компенсационный фонд для экстренной помощи российским туристам за границей. Каждая турфирма, отправляющая клиентов за рубеж, должна ежегодно перечислить в этот фонд минимум 100 тыс. руб. По итогам 2013 года членами «Турпомощи» стали 2,06 тыс. туроператоров, размер фонда составлял 206 млн руб.

Пострадавшие клиенты туроператоров могут претендовать на страховые выплаты. Механизм финансового обеспечения появился в 2007 году. Размер фингарантий для операторов выездного туризма зависит от их выручки: минимальную гарантию в 30 млн руб. должны иметь компании, которые работают по упрощенной системе налогообложения либо чьи «денежные средства, полученные от реализации туристского продукта» в сфере выездного туризма за предыдущий год не превышают 250 млн руб. Если сумма превышает 250 млн руб., то компания должна быть застрахована уже на сумму, равную 12% от этого самого «денежного объема». Правда, туроператоры стали трактовать прописанный в законе «объем денежных средств» не как свою реальную выручку, а лишь как комиссионное вознаграждение от своих партнеров. В реестре Ростуризма есть информация всего о 21 операторе с гарантией от 100 млн руб. и более и 12 — на 60 млн руб., у остальных она еще меньше.

Кроме того, надежные страховщики не готовы брать на себя такую ответственность: подобные гарантии невозможно перестраховать за рубежом.

Непонятно, почему «Аэрофлот» и его дочерняя авиакомпания допустили увеличение долга до 1,5 млрд руб., если фингарантия «Идеал тура» составляет всего 30 млн руб., отмечали в АТОР.

Бренд «Лабиринт» представлен тремя юридическими лицами — ООО «Лабиринт», ЗАО «Лабиринт-Т» и ООО «Компания Лабиринт». Ответственность «Лабиринта» застрахована в компании «Восхождение» на сумму 40 млн руб. и в ВСК на 60 млн руб., «Лабиринт-Т» — в ВСК на 30 млн руб., «Компания Лабиринт» — также в ВСК на 30 млн руб.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина сообщила Интерфаксу, что владелец компании «Идеал тур» Михаил Шаманов также является собственником 99% акций компании «Лабиринт». Данные базы СПАРК эту информацию не подтверждают.

Шаманов опровергает информацию о том, что является совладельцем «Лабиринта»: «В марте я действительно вел переговоры о его покупке, но мы ни о чем не договорились».Своим основным партнером по чартерной перевозке Шаманов называет именно «Лабиринт», который и является основным должником авиаброкера.

«Получается, что озвученная ранее цифра в 1,5 млрд руб. долга «Идеал тура» отсюда», — отметила Тюрина. По ее словам, средств на компенсации туристам может не хватить. «Понятно, что денег на возмещение туристам не хватит. ВСК, возможно, и будет платить, а «Восхождение» — большой вопрос», — сказала она.

30 июля Центробанк приостановил лицензию «Восхождения», в которой были застрахованы клиенты туроператора «Нева», также заявившего о приостановке работы в июле этого года. «Известно, что российские страховщики нередко оплачивают из новых взносов ущербы по старым обязательствам, поэтому приостановка деятельности страховщика с большими сборами в такой ситуации могла бы перекрыть поток новых денег. Но не думаю, что у «Восхождения» были перспективы собрать 450 млн руб. (именно столько понадобилось бы, чтобы удовлетворить претензии всех пострадавших. — РБК) за ближайшие 30 дней», — заявлял президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.

По каким причинам банкротятся операторы?

Шаманов винит в проблемах операторов спад турпотока на европейских направлениях, который достигает 40%, — в результате самолеты летают полупустыми. Кроме того, Шаманов указывает на запрет силовикам отдыхать за границей. Подобный аргумент приводило и руководство турфирмы «Нева», в июле признавшей свою финансовую несостоятельность.

В июле у одной из старейших туристических компаний — «Нева» — в подвешенном состоянии оказались 6,5 тыс. клиентов за границей и еще 16,5 тыс. тех, кто купил тур. Президент компании Максим Пирогов заявлял, что доходы компании упали из‑за запрета на выезд силовиков. «За первое полугодие наши доходы упали на 25%, в том числе из‑за регламента выезда за границу госслужащих и представителей силовых структур, также на это повлияла общая экономическая ситуация. Совокупность этих причин и повлияла на уменьшение доходов», — говорил он РИА Новости.

Также в июле о финансовой несостоятельности объявили две фирмы меньших размеров — «Роза ветров Мир» и «Экспо-тур». Замгендиректора «Роза ветров Мир» Екатерина Куклина говорила о 20‑процентном спаде продаж туров из России в США. В «Экспо-тур» объясняли, что проблемы начались из‑за круиза по Черному морю: владелец теплохода «Адриана» — карибская компания Adriana Shipping LTD — изменил маршрут, сократив количество городов, и многие туристы потребовали вернуть деньги.

Руководитель одной из опрошенных РБК турфирм считает, что «бывают разные способы и средства контроля, однако очевидно, что «Лабиринт» начал наращивать объемы перевозки намного быстрее, чем мог переварить с помощью Шаманова: «Зачем «Лабиринту» вдруг стало это нужно? Почему Шаманов допустил такую дебеторку со стороны «Лабиринта»?»