Лента новостей
В ДНР сообщили об уходе ВСУ с позиций в важном укрепрайоне 05:50, Новость Минск прописал в военной доктрине возможность помогать союзникам 05:34, Новость Ван И предупредил об усилении «негативных факторов» в отношениях с США 05:04, Новость Bloomberg узнал о планах Трампа ввести санкции из-за дедолларизации 04:52, Статья Алсу извинилась за нечестную победу дочери в шоу «Голос» 04:19, Новость Самарскому вице-губернатору вручили повестку и пригрозили уголовным делом 03:52, Статья Застреливших семерых человек военных передали военной полиции 03:51, Новость Подрядчик ответил Гергиеву о дрожи в здании Мариинки из-за стройки метро 03:38, Новость «Крабового короля» Кана приговорили в 17 годам за организацию убийства 03:26, Статья Хуситы заявили об ударе по израильскому судну в Аденском заливе 03:09, Новость США выведут часть воинского контингента из Чада 02:32, Новость США подготовили контракты на оружие для Украины на $6 млрд 02:28, Статья «Большей бестолковщины в сезоне не видел». Что говорят о дерби «Спартака» 02:10, Статья В Белгороде и окрестностях объявили ракетную опасность 02:09, Статья По делу замглавы Минобороны Иванова провели обыски по нескольким адресам 01:45, Новость Шохин назвал темы закрытой встречи Путина с бизнесом в рамках съезда РСПП 01:36, Новость Число фигурантов по делу о хищении ₽2,8 млрд в Дагестане достигло 31 01:17, Статья МАГАТЭ назвало непредсказуемой ситуацию на Запорожской АЭС 01:16, Новость
Газета
Наступление повстанцев грозит Ираку распадом
Газета № 106 (1881) (1706) //1718 Общество,
0

Наступление повстанцев грозит Ираку распадом

Джихадисты взяли под контроль города Тикрит и Мосул и приближаются к Багдаду
Фото: AP
Фото: AP

В Ираке боевики «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) разворачивают наступление на Багдад. Зревший более полугода конфликт исламистов с правительством страны за последнюю неделю расширился до полномасштабной войны. Продвигаясь со стороны ирако-сирийской границы, повстанцы удерживают значительную территорию на северо-западе Ирака. Их стремительное продвижение к столице угрожает стабильности региона и может привести к развалу Ирака по «сомалийскому сценарию».

Исламский блицкриг

Текущий конфликт начался в декабре 2013 года с разгона суннитской манифестации в городе Рамади на западе страны. После свержения режима Саддама Хусейна основу нового правительства составили представители шиитского меньшинства, которое проживает на востоке Ирака, вдоль границы с Ираном. Такое положение дел не устраивало иракцев-суннитов, чьи антиправительственные настроения подогревались близкими «Аль-Каиде» группировками, в частности ИГИЛ.

В начале января ИГИЛ поставило под свой контроль Рамади и соседнюю Фаллуджу. К началу июня правительственные войска начали операцию по освобождению захваченных джихадистами городов.

Однако вскоре отряды ИГИЛ со стороны сирийской границы атаковали Мосул — второй по величине город страны и центр нефтедобывающего района. Город был полностью захвачен джихадистами уже 10 июня. По данным Международной организации по миграции, меньше чем за неделю боев в Мосуле город покинули около 500 тыс. человек — более четверти его населения.

Как сообщает Foreign Affairs, вскоре после захвата Мосула к боевикам ИГИЛ присоединились местные суннитские племена и бывшие члены партии «Баас» Саддама Хусейна. Отряды повстанцев повернули на юг и к 12 июня окружили нефтеперегонный завод в городе Байджи на полпути между Мосулом и Багдадом. Проектная мощность НПЗ — 300 тыс. барр. в сутки, завод снабжает нефтепродуктами большинство провинций Ирака. Официальный Багдад заявляет, что завод все еще находится под правительственным контролем. После Байджи боевики продвинулись вниз по течению Тигра и захватили Тикрит, родной город Хусейна.

Ошибка президента

Падение Мосула и молниеносное продвижение исламистов к Багдаду вынудили иракское правительство уже 11 июня попросить военного вмешательства США. Реакция Вашингтона на происходящее на Ближнем Востоке оказалась довольно сдержанной. «Я ничего не исключаю», — прокомментировал Барак Обама предложение привлечь для удара по позициям джихадистов американские беспилотники.  К 15 июня в акваторию Персидского залива вошла группа американских судов, возглавляемая авианосцем «Джордж Буш».

Американские обозреватели объясняют нежелание Вашингтона поставлять беспилотники иракской армии тесной связью премьер-министра страны Нури аль-Малики с Ираном. Ранее Багдад предоставил Тегерану возможность транспортировать вооружение для правительственной армии Сирии через территорию Ирака, что вызвало недовольство администрации Обамы. В то же время, по данным The Wall Street Journal, Иран направил как минимум три батальона элитного Корпуса стражей исламской революции в помощь иракской армии.

Крупнейшее за несколько лет восстание исламистов подорвало доверие к политике «ответственного ухода» армии США из горячих точек в президентство Обамы. «Отказ Ираку в поддержке борьбы с террористами окончательно дискредитирует администрацию Обамы, якобы помогающую партнерам США по всему миру», — пишет колумнист Foreign Policy Кори Шаке. По мнению Шаке, самоустранение Вашингтона — огромный подарок Тегерану, который уже начал укреплять свое влияние в регионе.

Нефть под прицелом

С точки зрения экономики наибольшую опасность может представлять захват исламистами нефтяных месторождений и НПЗ на севере Ирака. Из доклада аналитического центра Stratfor следует, что именно объекты энергетики, кроме собственно Багдада, будут в центре внимания иракской армии: из-за распыленности сил повстанцев командованию вооруженных сил приходится выбирать стратегически важные точки для развертывания войск.

Пока что вне угрозы захвата находятся нефтяные месторождения на юге Ирака, которые обеспечивают 75% из более чем 3 млн барр., добываемых страной ежесуточно. Однако компании BP и Exxon Mobil, сообщает 16 июня Iraq Oil Report, эвакуировали большинство своих иностранных работников на месторождениях Румайла и Западная Курна на юге Ирака. Нефтяные поля на севере страны находятся под контролем Регионального правительства Курдистана — автономного региона в составе Ирака, фактически полунезависимого государства. Правительство курдов оперирует северным рукавом нефтепровода Киркук — Джейхан.

Вопрос владения нефтепроводом стал предметом серьезных споров между Багдадом и правительством курдов. Исходя из заявления Регионального правительства Курдистана, доход от сделок будет поступать на счета правительства курдов в турецком банке, что вызвало недовольство Багдада. Иракские власти наложили запрет на продажу нефти в обход казны. Тем не менее источники турецкого издания World Bulletin в торговых кругах сообщили, что в начале июня, в разгар боев за Мосул, курдская нефть была успешно переправлена в Джейхан и куплена «Роснефтью» для переработки на совместном с BP нефтезаводе в Германии.

Как сообщил Reuters министр энергетики Турции Танер Йылдыз, на 16 июня поставки нефти из Курдистана идут в нормальном режиме, отправка очередного танкера ожидается 22 июня. По сути, Анкара встала на сторону курдов в конфликте с центральным правительством. По мнению агентства Stratfor, в этот спор скоро могут быть затянуты и Штаты, однако их позиция до сих пор неясна. С одной стороны, на фоне переговоров по иранской ядерной программе Вашингтон не спешит встать на сторону курдов против проиранского Багдада. С другой, США необходима поддержка Турции в сдерживании России.

Российский интерес

В Ираке разрабатывают нефть российские ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть», как раз недавно они начали добычу на своих иракских проектах. ЛУКОЙЛ управляет вторым крупнейшим месторождением Ирака «Западная Курна-2» с извлекаемыми запасами нефти около 14 млрд барр. В марте 2014 года ЛУКОЙЛ приступил к коммерческой добыче на месторождении при начальном уровне 120 тыс. барр. в день и с перспективой довести производство до 1,2 млн барр. в день к концу 2017 года. Российской компании принадлежит 75% в проекте.

«Западная Курна-2» находится на юге Ирака, далеко от событий, которые происходят в северо-западной части страны, говорит источник в ЛУКОЙЛе. Проект работает, никакой эвакуации персонала не происходит, плановые показатели выполняются, добыча растет. Сейчас добыча составляет 220 тыс. барр. в сутки, к концу 2014 — началу 2015 года, как прежде, планируется выход на 400 тыс. барр. в сутки. «Надеемся, что это временное явление и ситуация нормализуется», — добавил собеседник РБК.

«Газпром нефть» в конце мая 2014 года начала добычу на месторождении Бадра (запасы — 3 млрд барр.). К началу осени Бадра должна выйти на проектный уровень добычи в 15 тыс. барр. в день, а к 2017 году предполагается достичь пиковой добычи в объеме 170 тыс. барр. в день. «Газпром нефть» является оператором проекта с долей 30%. Компания отказалась прокомментировать последние события в Ираке.

Зампред правления «Газпром нефти» Вадим Яковлев сообщил 6 июня на пресс-конференции, что компания планирует в 2014 году начать добычу на блоке Гармиан в иракском Курдистане. Доля «Газпром нефти» в этом блоке составляет 40%. Кроме того, компании принадлежат по 80% в блоках Шакал и Халабаджа в Курдистане. «Добыча на Шакале и Халабдже начнется не раньше 2016 года», — уточнил Яковлев (цитата по Интерфаксу).