Лента новостей
$34 млн капитализации и $2 млрд долга. Нефтяники США начали банкротиться 15:00, Quote В Мосгордуме назвали спящим штраф для автомобилистов во время изоляции 14:58, Политика ЦОДД показал, как правильно дезинфицировать автомобиль 14:54, Авто РФПИ объяснил оплату половины отправленного в США груза медтехники 14:52, Общество «Гарри Поттер дома»: Джоан Роулинг создала сайт для детей на карантине 14:52, Стиль «Эффект кнута»: как ретейлу справиться с потребительской истерикой 14:44, PRO Минприроды заявило о дефиците мусорных контейнеров 14:40, Бизнес Дневная активность в сети XRP упала на 80% за два месяца 14:38, Крипто Застрявших из-за карантина в шенгенской зоне россиян не будут штрафовать 14:38, Общество Лукашенко назвал головотяпством закрытие Россией границы с Белоруссией 14:37, Политика Выбираем маски для лица: 9 новинок 14:33, Стиль Две трети россиян ограничили контакты с другими людьми из-за коронавируса 14:29, Общество Как города России живут в режиме самоизоляции. Фоторепортаж 14:28, Фотогалерея  Кремль заявил об отсутствии указаний закрыть границы российских регионов 14:14, Общество Драчев ответил на обвинения в растрате средств из бюджета СБР 14:14, Спорт Сроки рассмотрения заявлений на материнский капитал сократят втрое 14:12, Общество Профсоюзы предложили правительству провести в России национализацию 14:11, Экономика МИД сообщил об оплате отправленного в США груза медтехники 14:08, Политика Как определить пути роста компании: советы лидеров 14:02, PRO Мера жесткости: как бороться с COVID-19, не убивая экономику 13:56, Мнение Gram попал под запрет. Что теперь будет с криптовалютой Павла Дурова 13:52, Крипто «Победа» назвала коронавирус у сотрудников причиной остановки полетов 13:42, Общество Трамп допустил отмену авиарейсов в охваченные коронавирусом районы США 13:34, Общество Госдеп сообщил о сокращении ядерного арсенала России на 100 боеголовок 13:32, Политика Падение на взлете: что ждет российский рынок допобразования в 2020 году 13:32, PRO Как проверить «зеленый» бренд на правдивость 13:31, Партнерский материал Цена российской нефти упала до нового рекорда в $10,5 13:25, Бизнес Кремль заявил об обсуждении «разных вариантов» проведения парада Победы 13:18, Общество
Газета
Заработать на интернет-клонах
Газета № 073 (1848) (2404) //1149 Общество,
0
Заработать на интернет-клонах
Как братья Самверы делают деньги на «двойниках» eBay, Amazon и Groupon
Фото: rma.ru

Братья Самверы заработали более миллиарда долларов на создании клонов успешных американских интернет-компаний. Их самый перспективный проект — «двойник» Amazon, онлайн-ритейлер Lazada — сейчас завоевывает Юго-Восточную Азию, привлекая 1 млн посетителей в день.

Любознательная троица

Три брата Самвер (старший — Марк, средний — Оливер, младший — Александер) родились в 1970, 1973 и 1975 году соответственно в семье известного кельнского адвоката Зигмара-Юргена Самвера. Их отец прославился тем, что защищал нобелевского лауреата Генриха Бёлля, которого называли «вдохновителем» левых террористов. Еще во время учебы в престижной немецкой гимназии учителя отмечали любознательность юношей, их целеустремленность. Как пишет журнал Focus, по воспоминаниям одноклассников, братья никогда не давали списывать, считая, что не обязаны делиться своим интеллектуальным трудом. Они стремились к успеху не только в учебе, но и в спорте: Самверы не просто играли в хоккей, но даже стали тренерами. Их старания были вознаграждены: все трое окончили гимназию с очень высокими баллами.

Далее последовала учеба в элитных университетах разных стран. Уже тогда братья заинтересовались почти безграничными возможностями, которые предлагал Интернет. «Самое лучшее в Интернете то, что идея куда важнее, чем финансирование», — цитирует Focus Оливера.

Еще в школьные годы братья, которым было тогда всего 12, 14 и 16 лет, договорились когда‑нибудь основать свою фирму. Реализовать эту идею им помог опыт Оливера: в 1998 году для своей дипломной работы, посвященной самым успешным американским стартапам, он взял интервью у 100 основателей фирм и инвестбанкиров.

Конкретная бизнес-идея, однако, пришла в голову не Оливеру, а Марку в том же году. Он рассказал братьям об интернет-аукционе eBay. Потратив два месяца на изучение концепции американской компании, 1 марта 1999 года молодые люди основали по подобию eBay немецкую Alando. Меньше чем через полгода Самверы продали копию американскому оригиналу за 53 млн долл.

Атака клонов

Следующая компания братьев тоже была копией — правда, не американской, а японской фирмы, и также весьма прибыльной. При поддержке розничных сетей Media Markt и Saturn в 2000 году Самверы создали сайт по загрузке рингтонов и приложений для мобильных телефонов Jamba. Старт оказался весьма успешным: через два месяца после запуска Jamba посещали более 100 тыс. пользователей в день. В 2004 году братья продали свое детище за 273 млн долл. американскому концерну Verisign.

Далее компании-клоны появлялись как грибы после дождя и так же быстро, и к тому же выгодно, продавались. В 2007 году братья создали так называемый инкубатор Rocket Internet, вкладывающий средства в стартапы на ранней стадии их возникновения, а также сам создающий новые проекты. Его целью стало тиражирование успешных американских (и не только) интернет-бизнесов по всему миру: от США и Бразилии до ЮАР и Индонезии. Ежедневно Оливер — идейный вдохновитель Rocket Internet, получал сотни бизнес-планов стартапов; большинство из них он отвергал, а оставшиеся передавал на рассмотрение Марку и Александеру.

Братья инвестировали и в немецкую студенческую соцсеть StudiVZ (клон Facebook), а в 2007 году они продали свою долю за 112 млн долл. Практически все удачные американские интернет-проекты, в том числе Airbnb, eHarmony, Pinterest, были скопированы предприимчивой троицей.

В 2008 году с помощью капитала Самверов был создан Zalando, клон американского онлайн-ритейлера Zappos. Вскоре Zalando стал одним из самых популярных интернет-ритейлеров модной одежды и обуви в Германии, а также в ряде других стран Европы. Сейчас компания оценивается в 4 млрд евро (5,5 млрд долл.) и, как сообщает Bloomberg, планирует IPO в этом или следующем году на бирже Франкфурта или Нью-Йорка.

Rocket Internet вложил средства также в российского модного онлайн-ритейлера — компанию Lamoda, которая, в свою очередь, стала клоном Zalando. В 2012 году Оливер Самвер написал письмо сотрудникам Lamoda, в котором рассказал о серьезных ошибках их руководства в подходе к маркетингу и организации бизнеса, из‑за которого учредители потеряли почти половину средств. По данным интернет-издания TechCrunch, поправить положение помогли лишь инвестиции JP Morgan, вложившего в российский сайт 40‑80 млн долл. (точная сумма не разглашается).

В 2010 году Самверы создали клон Groupon, компанию Citydeal, которая стала весьма популярной в Великобритании, Франции, Испании, Италии и ряде других европейских стран. Спустя несколько месяцев Groupon приобрел свою копию в обмен на 14% своих акций. Уже год спустя доля немцев в Groupon (уменьшившаяся тогда до 10%) оценивалась в миллиард долларов, притом что их вложение в Citydeal составило всего около 12 млн долл.

Один из самых перспективных проектов трех немецких предпринимателей сейчас — это «двойник» Amazon, копирующий его старый дизайн — азиатский онлайн-ритейлер Lazada. Созданная в 2012 году компания продает электронику, товары для дома, игрушки и спорттовары в Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Вьетнаме, Таиланде и Филиппинах. У компании огромный потенциал роста, ведь на e-commerce приходится лишь 1% рынка Юго-Восточной Азии. За последние шесть месяцев трафик вырос на 70% и составляет около 1 млн посетителей в день. Неудивительно, что в конце прошлого года миноритарный пакет Lazada приобрел британский ритейлер Tesco, рассчитывающий увеличить свое присутствие в регионе.

Ставка на агрессивность

Рассказывая об успехах своих проектов, братья, состояние которых на конец 2013 года оценивалось в 1,2 млрд долл. (по версии журнала Manager Magazin), отрицают такой фактор, как везение. «В бизнесе много людей, создавших одну или две успешных компании. Тогда можно сказать, что это была удача. Мы создали более дюжины успешных фирм и столько же раз выходили из бизнеса. Это не имеет отношения к удаче», — цитирует издание Оливера Самвера.

В кулуарах братьев не любят за агрессивность, с которой они действуют. «Я — самый агрессивный человек в Интернете во всем мире. И я готов умереть, чтобы выиграть…» — цитирует Handelsblatt обращение Оливера Самвера к сотрудникам. Именно этого же — быть быстрыми, агрессивными — он требует и от своих подчиненных, используя в своей речи такие образы, как «кровь», «блицкриг».

Еще один секрет успеха — в знании местных реалий. Оливер запрещает своим сотрудникам «быть влюбленными в немецкую конкретику». Так, Lazada часто продает товары клиентам, у которых нет точного адреса. В ряде азиатских стран, например во Вьетнаме, покупатели не пользуются пластиковыми картами и расплачиваются только наличными. Руководство региональных отделений компании, следуя заветам Самверов, не пренебрегает даже такими местными традициями, как фэншуй и шаманство.