Юго-восток возвращается «под крыло» Киева
Пророссийски настроенные активисты, захватившие административные здания в Харькове, Луганске и Донецке, заявленных целей не достигли. Идея о провозглашении в областях «народных республик» с последующим референдумом о самоопределении провалилась. Самопровозглашенный парламент «Харьковской Народной Республики» арестован в полном составе. Власти ведут переговоры с протестующими, в руках которых остались лишь Донецкая обладминистрация и корпус управления Службы безопасности Украины по Луганской области.
ШТУРМ
Рано утром во вторник украинский спецназ взял штурмом здание Харьковской областной госадминистрации. Захватившие ее два дня назад пророссийские активисты, включая самопровозглашенных парламентариев, были схвачены, а затем переправлены в СИЗО Киева и Полтавы. Освобождение здания было поручено откомандированным из Винницкой области спецназовцам, которыми руководил лично и.о. главы МВД Украины Арсен Аваков. «Без единого выстрела, гранат и иных спецсредств. 70 задержанных», — прокомментировал министр в своем Facebook. У арестованных, объявил он, было изъято оружие.
В Донецке сторонники федерализации покинули штаб-квартиру региональной Службы безопасности Украины добровольно, оставив за собой только здание обладминистрации. И в Донецке, и Луганске (где под контролем остается корпус региональной СБУ) власти начали переговоры с захватчиками об освобождении госучреждений. В противном случае украинские силовики грозят начать штурм. Милиция оцепила административные здания. В понедельник «проведены соответствующие меры по перемещению сил специального назначения в восточные области Украины», объявил на брифинге и.о. главы администрации президента Украины Сергей Пашинский. По его словам, «здания заблокированы», «выноса оружия нет». «В ближайшее время [спецоперация] будет завершена», — пообещал Пашинский. Заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Виктория Сюмар, в свою очередь, заявила, что «провокации сепаратистов на востоке Украины планировались еженедельно», но властям удалось пресечь эти попытки.
Донецкие митингующие 8 апреля в соцсетях призвали горожан собираться у здания обладминистрации, занять ключевые точки города, остановить работу банков и перекрыть транспортное сообщение. «План штурма уже внедряется, тут рассчитывают затянуть переговоры и подготовить штурм по сценарию Харькова. Не верим милиции, в Харькове она уже предала», — разошлось по соцсетям обращение русскоязычных активистов. В предательстве заподозрил харьковскую милицию и и.о. министра внутренних дел. «Многое из того, что я увидел, больше походило на саботаж, нежели на службу. Все, кого это касается, уйдут — от руководителей и до рядового состава», — объявил в своем блоге Аваков. Очевидцы утверждали, что силовики сдали госучреждения фактически безо всякого сопротивления. Позже Аваков сказал журналистам, что треть сотрудников харьковской милиции будут уволены.
АХМЕТОВ ВСТУПАЕТ В ИГРУ
В Донецке в переговоры с протестующими вступил один из самых богатых украинских бизнесменов и давний спонсор «отставленного» президента Виктора Януковича Ринат Ахметов. В ночь на 8 апреля он приехал на Октябрьскую площадь около обладминистрации, пообещав уладить конфликт мирным путем. Эксперты и политики, в том числе бывший глава Партии регионов в Луганске Владимир Ландик, открыто говорят о причастности Ахметова к финансированию «донецких бунтов». Но Пашинский из администрации президента возложил ответственность за организацию беспорядков на юго-востоке на самого Януковича. Доказательств о причастности к финансированию сепаратистов Ахметова, по его словам, у властей Украины нет. Представитель Ахметова не ответил на звонки РБК.
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев также видит за событиями в Донецке интересы Рината Ахметова, а не России, на которую возлагают ответственность за эскалацию насилия украинские власти. «Ахметову и донецкой элите, которая за ним стоит, выгоден сценарий не сепаратизма, а федерализации страны», — считает украинский политолог. По словам Карасева, Ахметов «хочет удерживать контроль над этим регионом, над местными элитами, над своими промышленными активами». Бизнесмен специально позвонил в эфир «Громадьске ТВ», чтобы дополнить взятые телеканалом из его разговора с митингующими цитаты словами: «Для меня Донбасс — это Украина».
«Ринат Ахметов не хочет ни с кем делить реальную власть в Донецкой области, и для него сейчас важно подтвердить, что все вопросы в регионе решает он», — соглашается директор Института стран СНГ Константин Затулин.
С персоной Ахметова связывают и нерешительность силовиков в Донецке. «Все дело в различиях местных элит», — сказал РБК директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. — Если мэр Харькова Геннадий Кернес и помещенный под домашний арест бывший глава региона и кандидат на президентских выборах Михаил Добкин «уже полностью лежат под новой властью, то в Донецке Ринат Ахметов пытается сохранить лицо, и его Киеву подмять не удалось».
УГРОЗЫ И ЗАБАЛТЫВАНИЕ
К вечеру вторника из Донецка и Луганска не поступало ясной информации о том, как в дальнейшем собираются вести себя украинские силовики. С одной стороны, милиция сняла хорошо вооруженное оцепление вокруг захваченного здания обладминистрации в Донецке, с другой — в социальных сетях распространяются слухи о шести танках и солдатах новосозданной Национальной гвардии Украины под Луганском и «иностранных легионерах» в аэропорту Донецка. Пашинский опроверг информацию о направлении иностранцев в восточные области.
Украинские власти не спешат переходить к решительным действиям. И.о. главы президентской администрации Пашинский пообещал приступить к жестким действиям, если ситуация в Донецке и Луганске не разрешится мирным путем, но временных рамок не обозначил. «Базовым сценарием киевских властей в отношении митингующих сейчас является сочетание угрозы военного подавления с забалтыванием», — считает Минченко, добавляя, что от совсем жесткого сценария Киев удерживает угроза военного вторжения со стороны России.
«Киевская власть пытается силовой сценарий задействовать, но очевидно, что этот путь ни к чему не приведет, — указывает Затулин. — Без политического диалога с юго-востоком нестабильность будет воспроизводиться из раза в раз».