С заграницей торг уместен
Депутаты перестарались с мерами по деофшоризации экономики, разработать которые призвал в конце прошлого года Владимир Путин. Законопроект о тотальным запрете на участие в госзакупках иностранных компаний получил отрицательный отзыв Кремля. В администрации президента (АП) боятся, что это ударит по конкурентоспособности госкомпаний.
Государственно-правовое (ГПУ) и Экспертное управления президента дали отрицательные отзывы на проект поправок в 223-ФЗ («О закупках») и 44-ФЗ («О Федеральной контрактной системе»), запрещающих иностранным компаниям участвовать в госзакупках (копии отзывов есть в распоряжении РБК daily). Законопроект в конце января внесли в Госдуму глава комитета по экономической политике Игорь Руденский и депутат Игорь Игошин.
Авторы законопроекта предложили ограничить число участников госзакупок компаниями, зарегистрированными на территории России. В пояснительной записке депутаты ссылаются на послание президента Федеральному собранию 12 декабря. «Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами господдержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им также должен быть закрыт доступ к исполнению госконтрактов и контрактов структур с госучастием», — говорил глава государства. Позднее Минфин разработал план по деофшоризации из 21 пункта (см. РБК daily от 28.01.14). Один из них предполагает «ограничение правоспособности офшорных компаний, в том числе в части участия в реализации госпрограмм, приобретения государственного и муниципального имущества, получения денежных средств бюджетной системы». Соответствующий законопроект, согласно плану, должен быть разработан к июню 2014 года.
Принятие депутатских поправок «не вполне соответствует» поручению президента и будет сложно реализуемым, предупреждают в ГПУ. Проблемы с закупками могут возникнуть у российских посольств, консульств и торговых представительств, работающих за рубежом, поясняется в отзыве. Заказчики будут вынуждены отстранять иностранные компании, уже признанные участниками закупок, «что может повлечь отмену торгов». Из законопроекта непонятно, как закупать товары, не имеющие российских аналогов, и комплектующие к ранее поставленным импортным товарам, как будет проводиться их сервисное обслуживание.
В Экспертном управлении соглашаются, что установка на закупку исключительно у российских юрлиц может «привести к ухудшению положений ряда компаний с госучастием» и «потере их конкурентных преимуществ».
Этого же опасается и бизнес. «Транснефть» за рубежом приобретает оборудование, которое не имеет аналогов в России: например, в Германии — датчики, на Украине — магистральные насосы, говорит представитель компании. Если запретить закупки у иностранцев, это может привести к падению качества продукции, к тому же будет противоречить правилам ВТО, добавляет он.
Ряд крупных зарубежных поставщиков работают только напрямую с заказчиками, без российских посредников. В случае принятия поправок им придется полностью менять логистические цепочки и свои бизнес-модели. Например, именно так работает в России шведский промышленный гигант Atlas Copco (в частности, поставляет компрессорное оборудование «Объединенным машиностроительным заводам»). Комментарий компании получить не удалось.
Часто отечественные госкомпании привлекают EPC-подрядчиков (engineering, procurement and construction — инжиниринг, поставки, строительство, способ контрактования в строительной отрасли), рассказывает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский. «В основном это серьезные иностранные организации. Если они не смогут напрямую работать в России, это будет как минимум экономически неэффективно и дискомфортно для заказчиков-госкомпаний», — ожидает он.
По мнению ГПУ, законопроект также ставит под угрозу договоренности о свободной торговле в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Запрет на участие иностранных компаний в закупках госкорпораций могут расценить как «ограничение доступа на рынок иностранных компаний в отдельном секторе экономики». Это допускается, только когда речь идет о правительственных закупках, напоминают кремлевские юристы.
Компании-нерезиденты и сейчас ограниченно участвуют в госзакупках, отмечает первый проректор ВШЭ Александр Шамрин. «Еще большее ужесточение вряд ли будет способствовать деофшоризации, — скептичен эксперт. — Случаи полного запрета на участие иностранцев в госзакупках в других странах мне неизвестны».
Сейчас законопроект находится на рассмотрении в правительстве. Из-за отрицательных отзывов АП его рассылку в Совет Федерации и региональные парламенты отложили. В Кремле ситуацию не комментируют. «Пока идет рабочий процесс, и обмен мнениями, какие-то комментарии просто исключены», — сказал РБК daily пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Меры, схожие с теми, что предлагают депутаты, разрабатывают и в Минэкономразвития. «В настоящее время ведется работа по установлению запрета на заключение государственных или муниципальных контрактов с компаниями, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях», — говорил министр экономического развития Алексей Улюкаев на закрытом совещании у Владимира Путина 12 февраля (текст выступления есть в распоряжении РБК daily). По мнению министра, реализация этих мер уже к концу года «радикально обновит облик» сферы госзакупок.
Депутаты доработают свой проект с учетом правок АП, заявил РБК daily Игорь Руденский. «Возможно, будем работать вместе с Минэкономразвития», — добавил депутат.