Лента новостей
Добытчики минтая оценили в $400 млн потери из-за закрытия портов Китая 00:00, Бизнес В Народной милиции ДНР заявили, что Украина готовит диверсии в Донбассе 19 янв, 23:55, Политика Почему онлайн-школа Skyeng работает на MacBook 19 янв, 23:52, РБК и OCS Distribution Стали известны подробности гибели актера Гаспара Ульеля 19 янв, 23:30, Общество Бонусы, скидки и продажи: как технологично мотивировать людей на покупки 19 янв, 23:23, РБК и VK Усманов назвал металл, который станет «новым золотом» 19 янв, 23:10, Бизнес Эрдоган приедет на Украину 3 февраля 19 янв, 22:57, Политика Как настроить гаджеты родителей, чтобы обезопасить их от интернет-угроз 19 янв, 22:55, РБК и «Ростелеком-Солар» Делегация России заявила об «обратном отсчете» по гарантиям безопасности 19 янв, 22:29, Политика Гик или олдскул: как технологии влияют на вашу жизнь. Тест 19 янв, 22:19, РБК и Yourchoice Умер бывший архиерей Санкт-Петербургской епархии митрополит Владимир 19 янв, 22:13, Общество Галицкий рассказал, чего не хватает «Краснодару» для чемпионства 19 янв, 22:03, Спорт Месси не вызвали в сборную Аргентины после перенесенного COVID 19 янв, 22:00, Спорт Стала известна возможная причина задержания замглавы Минтранса Токарева 19 янв, 21:53, Политика «Яндекс» и ИТ-компании заключили соглашение по делу о «колдунщиках» 19 янв, 21:51, Общество Канцлер Германии предложил России признать, что сила в правде 19 янв, 21:49, Политика Как сделать свою цифровую жизнь удобной: сквозь цвета и пиксели 19 янв, 21:38, РБК и ASUS В Кремле не видели проекта обращения КПРФ о признании ДНР и ЛНР 19 янв, 21:30, Политика АТОР разъяснила усиление контроля за въезжающими в Египет туристами 19 янв, 21:29, Общество Зеленский призвал украинцев не паниковать и не скупать гречку и спички 19 янв, 21:29, Политика Галицкий объяснил назначение Фарке тренером «Краснодара» 19 янв, 21:13, Спорт Как одеться на питчинг или совещание: секреты успешных бизнесменов 19 янв, 21:09, РБК Стиль и Henderson «Спартак» продлил контракт с Айртоном 19 янв, 21:06, Спорт Блинкен пригрозил России «калечащей» платой при эскалации на Украине 19 янв, 21:05, Политика «Биоморфный радикал»: загадочная выставка Дмитрия Каварги 19 янв, 20:41, РБК и Porsche Ученые оценили данные о способности «омикрона» заражать через эндосомы 19 янв, 20:40, Общество В Киеве обстреляли офис редакции интернет-издания «Гордон» 19 янв, 20:38, Общество Черчесов проиграл первый матч во главе «Ференцвароша» 19 янв, 20:34, Спорт
Газета
Мегастройкам дают зеленый свет
Газета № 012 (1787) (2801) Общество,
0

Мегастройкам дают зеленый свет

РЖД и «Автодору» не понадобится аудит целесообразности финансирования инфраструктурных проектов
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Минфин упрощает доступ к средствам Фонда национального благосостояния (ФНБ) для инфраструктурных проектов. В пятницу ведомство опубликовало проект постановления правительства, который снимает с РЖД и «Автодора» требование по проведению аудита целесообразности финансирования строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) и модернизации Транссиба и БАМа.

Согласно действующему законодательству (постановление правительства от 5 ноября 2013 года №990 «О порядке размещения средств ФНБ») любые проекты, претендующие на деньги ФНБ, должны пройти аудит целесообразности финансирования. Решение о выделении средств после анализа аудиторского заключения подписывают министры экономического развития и финансов. Без него утвержденные распоряжением правительства № 2044-Р ин­фраструктурные проекты (БАМ, Транссиб и ЦКАД) не могут рассчитывать на получение госденег. На каждый проект из ФНБ запрашивается по 150 млрд руб.

В Минфине подтвердили, что решение о целесообразности инвестирования средств ФНБ в проекты модернизации БАМа и Транссиба и строительство ЦКАД принято правительством вне установленного порядка отбора инвестпроектов. «Однако это вовсе не означает, что эти проекты не прошли необходимую экспертизу в уполномоченных ведомствах», — подчеркнули в ведомстве Антона Силуанова. Внесение поправок вызвано необходимостью ускорения получения проектами денег, отмечают в Минфине. Все остальные проекты, претендующие на финансирование из ФНБ, должны будут проходить установленную процедуру отбора.

Проведение оценки целесообразности инвестирования для ЦКАД не предусматривалось с самого начала, утверждает представитель «Автодора», распорядителя госсредств по этому проекту. Этот проект, наряду с модернизацией железной дороги в Сибири и на Дальнем Востоке, оценивался в первую очередь со стратегической, а не с финансовой точки зрения, говорит он. При этом, как подчеркивают в «Автодоре», в Минэкономразвития, Минфин и Совет при президенте компания предоставляла финансово-экономическое обоснование ЦКАД, на основании которого проект был признан самоокупаемым. «Окупаемость проекта основана на возврате средств от взимания платы за проезд», — отмечают в госкомпании.

Как заявлял в июне прошлого года президент Владимир Путин, ЦКАД финансируется для того, чтобы изменить логистику перевозок в европейской части России и разгрузить Москву от транзита. БАМ и Транссиб должны улучшить доступ к растущим азиатским рынкам.

В РЖД, распорядителе средств по модернизации БАМа и Транссиба, вносимые поправки назвали техническими. В компании указали, что эти стройки не принесут быстрого дохода, поэтому и требование получения положительного заключения об окупаемости к ним не может быть применено. Зато правка Минфина ускорит получение финансирования проектами, уверены в компании.

Если аудит целесообразности инвестирования в БАМ, Транссиб и ЦКАД не проводился, то технологический и ценовой аудит (ТЦА) все же имел место. Для РЖД его недавно провели Deloitte, EY и PwC, которые нашли сметную стоимость проекта завышенной и предложили отказаться от ряда трат.

«Уже активно обсуждались результаты аудита для РЖД. Первые положительные результаты есть: аудиторы выявили риски, а эксперты представили замечания по их минимизации. Эти замечания будут учтены при выборе моделей реализации проектов в рамках реконструкции БАМа и Транссиба. Эксперты будут сопровождать проект и далее», — говорит чиновник «открытого правительства».

Изначально РЖД на проект по реконструкции БАМа и Транссиба просили около 1,3 трлн руб., однако в результате сумма сократилась до 562 млрд руб. до 2018 года, напоминает федеральный чиновник. Возможно, дополнительный аудит позволил бы изыскать еще «узкие места».

ТЦА первой очереди ЦКАД состоится в ближайшее время. В настоящий момент рассматриваются заявки на конкурс по его проведению. Их подали «НЭО-Центр» в партнерстве с «Мотт Макдональд Р», «Делойт и Туш СНГ», ООО «СЕТЕК Инжиниринг» в партнерстве с КПМГ, а также «КОВИ Консалтинг», сообщало на прошлой неделе ИТАР-ТАСС. Наименьшую цену — 26 млн руб. — предложили в «Делойт и Туш СНГ».

Руководитель корпоративной практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Владислав Добровольский опасается, что отход от установленных правил создаст условия для «коллективной безответственности» чиновников. «Уже сейчас понятно, что никакой госэкспертизы проектов на предмет самоокупаемости не было и не будет, и в очередной раз средства будут израсходованы и перерасходованы вслепую», — считает эксперт. И это вопреки тому, что Бюджетный кодекс обязывает обеспечивать не только сохранность средств ФНБ, но и доходность их размещения.

Решение отменить аудит целесообразности разовое и касается только двух инфраструктурных проектов, которые имеют особое значение для государства, отмечает юрист «Хренов и партнеры» Алексей Долгов. Он сомневается, что оно будет распространено на другие проекты.

Сейчас проекты по строительству ЦКАД и реконструкции БАМа и Транссиба проходят общественное и экспертное обсуждение. Его цель — оптимизация трат, повышение прозрачности расходования средств и разработка стандарта технологического и ценового аудита.