Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Еврокомиссия начала расследование в отношении «дочки» IKEA 15:53, Бизнес Внук вице-премьера Азербайджана получил шесть лет тюрьмы за ДТП 15:52, Общество Умер один из основателей правозащитной организации «Мемориал» 15:48, Общество «Система» согласилась выплатить 136 млрд руб. по иску «Роснефти» 15:31, Бизнес Свитки китайского художника Ци Байши проданы за рекордные $144 млн 15:27, Общество На трассе М-4 «Дон» появился новый платный участок 15:14, Общество В работе более 25% российских интернет-магазинов нашли нарушения 15:11, Бизнес Как вернули голос молчаливому гению Стивену Хокингу 15:07, Lenovo и РБК В Чернигове с могилы писателя Коцюбинского украли бронзовый бюст 15:02, Общество В Porsche предложили запретить чтение писем от начальства по вечерам 14:59, Общество Глава ВЭБа предрек «гонку квантовых вооружений» в ближайшие годы 14:49, Технологии и медиа В Карачаево-Черкесии уничтожили группу присягнувших ИГ боевиков 14:46, Общество Суд подтвердил долг сына Черномырдина перед «Северсталью» и Газпромбанком 14:37, Бизнес В аптечки медиков на ЧМ-2018 включили опиоиды 14:36, Общество Porsche изнутри: виртуальный тест-драйв на мобильном 14:36, РБК и Porsche МИД заявил об отзыве российских офицеров-наблюдателей из Донбасса 14:36, Политика АТОР назвала самые популярные туры у россиян на новогодние праздники 14:34, Общество Литературный критик Наринская — о слове года youthquake и силе подростков 14:30, Стиль Гризманна обвинили в расизме из-за маскарадного костюма 14:29, Спорт Statoil заплатит до $2,9 млрд за долю в бразильском месторождении 14:27, Финансы В Москве рассказали о просьбе к Киеву выдать фигуранта дела Хлебникова 14:27, Общество Как инвестировать в токены коммерческой недвижимости 14:20, Партнерский материал Иностранцы и отсутствие комода: тренды года на рынке аренды жилья Москвы 14:18, Недвижимость США в новой доктрине назвали Россию и Китай странами-ревизионистами 14:17, Политика В России отозвали более 10 тыс. автомобилей Jeep Grand Cherokee 14:13, Общество Акции «Системы» обвалились на 18% из-за проигрыша по спору с «Роснефтью» 14:13, Бизнес Памфилова подсчитала начавшие предвыборную кампанию партии 13:59, Политика Биометрия в бизнесе: «Машинное зрение распознает лица почти стопроцентно» 13:59, Партнерский материал
Из варяг в китайцы
Газета № 226 (1759) (0512) Общество, 05 дек, 2013 01:05
0
Из варяг в китайцы
Ямальский порт Сабетта станет базовым для возрождающегося Северного морского пути
Фото: Администрация ЯНАО

В начале октября в Ямало-Ненецкий автономный округ после двухмесячной экспедиции в страны Юго-Восточной Азии по Северному морскому пути вернулось судно «Инженер Трубин». Новый международный транспортный коридор, открытый властями округа и РСПП, обеспечит отечественным промышленникам эффективный способ доставки грузов в страны Юго-Восточной Азии, а России — конкурентное преимущество на международных торговых путях.

Узловой частью открытого транспортного коридора стал строящийся у одноименного поселка в северо-восточной части полуострова Ямал новый российский порт Сабетта. «Инженер Трубин» — первое судно, вышедшее с коммерческим грузом из Сабетты. Прежде отсюда по этому маршруту никто никуда ничего не возил в таких количествах.

До сих пор товар из стран Юго-Восточной Азии в Европу можно было доставить тремя способами: по суше, морем через Индийский океан и Суэцкий канал — по южному маршруту, а также вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана — по Северному морскому пути. При этом перевозка тонны груза по морю обойдется на 30—60% дешевле, чем по железной дороге, а тем более автотранспортом и самолетом. Неудивительно, что морским транспортом сегодня перевозят уже более 60% грузов в мире. А к 2030 году, по оценкам экспертов, объем морских грузоперевозок может увеличиться еще в три раза — до 26 млрд т в год. И торговый маршрут Европа — страны Юго-Восточной Азии не исключение — большая часть грузов по нему идет южным морским путем.

Но Северный морской путь короче южного, и на нем нет простоев из-за узости каналов и проливов. Поэтому рейс, например, из Нидерландов до китайских портов по СМП короче на 20%, до южнокорейских — на треть, а до японских — почти наполовину. А если учесть сборы за проход Суэцкого канала, стоимость топлива и другие параметры, составляющие тариф на перевозку, Северный морской путь снижает стоимость рейса крупного судна на 20% — с 17,5 млн до 14 млн долл. Кроме того, этот путь из Европы в Азию и более безопасный. На пути в Азию через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан есть большой риск пиратства. При этом страховые компании их, как правило, не покрывают.

Но такое безопасное и эффективное прохождение судов СМП обеспечивал не всегда. До сих пор льды и слабая, построенная еще в советское время береговая инфраструктура сводили на нет все преимущества этого пути. За его восстановление взялись федеральные власти и северные регионы страны — Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Камчатский край.

Создаваемые на территории Ямала производственные мощности и транспортная инфраструктура способны увеличить объем грузоперевозок по СМП в 30 раз уже в ближайшее десятилетие. Сегодня уже очевидно, что именно Арктика будет ресурсным центром страны и мира в XXI веке. По оценке экспертов Международного энергетического агентства, запасы газа в Арктике могут обеспечить 40—55% его мирового потребления. Только на полуострове Ямал их около 16 трлн куб. м и 22 трлн куб. м — перспективных запасов.

На полуострове сегодня создают новый центр по производству сжиженного природного газа — «Ямал СПГ» — с проектной мощностью в 15 млн т в год. Он обеспечит треть российского объема. И его рентабельность в значительной степени зависит от транспортно-логистической составляющей. На строительство морского порта Сабетта федеральный бюджет предусмотрел почти 47,3 млрд руб. Средства пойдут на углубление дна, создание судоходного канала в Обской губе. В 2014 году откроется и аэропорт Сабетта, строительство которого также идет сегодня за федеральный счет.

Из порта Сабетта СПГ в танкерах ледокольного класса сможет отправляться в любую точку планеты. При этом местным властям удалось убедить федеральное руководство в том, что нужно сделать порт многопрофильным. Тогда ямальская Сабетта сможет стать новым базовым портом на Севморпути: сюда смогут заходить не только танкеры-газовозы, но и сухогрузы со строительными материалами, военные корабли, пассажирские лайнеры и туристические яхты. Глубины позволят этому порту принимать и крупнотоннажные океанские суда. По предварительным данным, порт ежегодно будет обеспечивать 220 заходов судов.