Лента новостей
Россия и Иран: история сотрудничества 23:00 Путин подписал указ о призыве россиян из запаса на военные сборы 22:59, Новость Зеленский назвал претендентов на пост Ермака 22:52, Статья Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле 22:46 Орбан заявил, что получил гарантии Турции по транзиту российского газа 22:25, Новость Почему Египет импортирует продукты питания 22:23 Истина в стекле: как выбрать винные бокалы 22:05 Кремль оценил возможность встречи Путина и Трампа до конца года 21:52, Новость Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне 21:46 Российского вратаря признали лучшим игроком недели в НХЛ 21:44, Статья Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки 21:40 Аэропорт Саратова закрыли для полетов 21:37, Новость Выступавший на Играх-2024 россиянин заявился на «Олимпиаду на стероидах» 21:36, Статья Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму 21:23 Как власти предлагают бизнесу оплачивать переработки 21:22, Статья Зеленский заявил, что Европа и Украина готовят альтернативный мирный план 21:20, Статья Британский флот предупредил о риске уступить Атлантику России 21:19, Статья Зеленский заявил, что видение мира Трампом отличается от украинского 21:09, Новость
Газета
Роковая ошибка МВФ
Газета № 099 (1632) (0706) Общество,
0

Роковая ошибка МВФ

Спасение Греции изначально не могло пойти по плану
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

МВФ раскритиковал самого себя, Еврокомиссию и ЕЦБ за то, как была проведена помощь Греции. Сотрудники фонда знали, что меры жесткой экономии больно ударят по стране, но не отразили это в своих прогнозах, соответственно, сделав выполнение всей программы нереалистичным. Кроме того, МВФ хотел провести реструктуризацию долга раньше, однако сделать это помешали остальные уча­стники «тройки».

В 2010 году «тройка» согласилась предоставить Афинам 110 млрд евро. Вклад МВФ тогда был сравнительно небольшой — около 30 млрд евро. Но для фонда это беспрецедентный случай: ему пришлось превысить квоту на страну в 32 раза. Вообще в случае с Грецией многое было впервые: первая программа помощи стране — члену еврозоны, первая совместная координация финансовых усилий «тройки» (до этого ЕЦБ не принимал участия в программах МВФ и Еврокомиссии).

Разные компетенции этих органов отразились на результатах. По словам авторов доклада, Еврокомиссия была озабочена только тем, чтобы программа соответ­ствовала европейским законам, при этом не обладала необходимыми финансовыми навыками, чтобы оценить риски. В свою очередь ЕЦБ хотел возглавить программу, но оказался не в состоянии должным образом следить за местными банками. В итоге отсутствие навыков кризис-менеджмента, политическое решение оставить страну в еврозоне, а также желание спасти европейские банки, которые аккумулировали слишком много греческих облигаций, привели к тому, что МВФ на «особых условиях», то есть нарушив собственные правила, оказал помощь. Эксперты МВФ тогда неоднократно предупреждали, что периферийная страна может не справиться с госдолгом, однако официально МВФ вслед за ЕЦБ и Еврокомиссией назвал долговую нагрузку приемлемой (в 2010 году уровень госдолга составил 148% ВВП, в этом, по прогнозам, он достигнет пиковых 176% ВВП).

Перед соглашением 2010 года МВФ выпустил прогноз падения ВВП страны на 5,5% в 2009—2012 годах, в реальности же оно составило 17%. По плану безработица должна была вырасти до 15%, к концу 2012 года она подскочила до 25% (прогноз на этот год — 27%). В итоге, когда стало ясно, что первый пакет помощи не сработал, «тройка» согласилась выделить второй пакет на 172 млрд евро — правда, уже при условии списания 200 млрд евро долга, который дер­жали частные инвесторы. По мнению МВФ, реструктуризацию надо было проводить сразу в 2010 году, но тогда под давлением Брюсселя такой сценарий даже не обсуждался с греческими политиками.

«Если бы мы оказались в аналогичной ситуации, то нам пришлось бы действовать точно так же», — цитирует The Wall Street Journal переговорщика МВФ по Греции Пола Томсена. К такому же выводу приходят и авторы доклада, отмечая, что действия «тройки» помогли снять угрозу неконтролируемого дефолта и распространения кризиса на другие страны валютного блока. Тем не менее фонд выступает за то, чтобы в дальнейшем выставлять более реалистичные оценки, то есть с учетом того, что рост может быть ниже, кредит — выше, а правительства будут медлить с реформами. Кроме того, «стрижка» частных держателей суверенного долга должна происходить сразу, в противном случае частный сектор успевает существенно снизить свои позиции, и вся финансовая нагрузка ложится на международные организации.