Лента новостей
В Израиле назвали сроки наступления на Рафах 16:19, Статья Путин заявил, что Россия не будет производить все товары сама 16:15, Новость Must-have в e-commerce: опыт крупных брендов 16:13 Хуснуллин не увидел сложности в строительстве съездов ВСМ к двум городам 16:13, Новость Путин счел неуместными претензии к добропорядочным собственникам активов 16:12, Статья Цифровые валюты центробанков: их место в мире и в России 16:09, Статья Си Цзиньпин призвал военных врачей Китая «сосредоточиться на поле боя» 16:08, Новость Макрон напомнил о необходимости Европы выстраивать отношения с Россией 16:05, Новость Путин заявил, что дефицит кадров нельзя решать за счет мигрантов 16:02, Статья Решетников нашел в ФНБ дополнительные деньги на проекты 15:53, Статья Появился до римлян: как выглядит найденный в Италии некрополь 15:53, Новость Что такое улучшенная отделка в современных новостройках 15:45 Путин заявил, что власти видят, как преодолеть угрозы для экономики 15:42, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 15:41, Онлайн Путин объяснил необходимость донастройки налоговой системы 15:41, Статья Курс доллара упал ниже ₽92 впервые с 3 апреля 15:37, Статья Минфин в мае обсудит предложения по налоговой системе 15:37, Новость Выступление Путина на съезде РСПП. Трансляция 15:33, Статья
Газета
Шведы ушли по-английски
Газета № 60 (1593) (0304) Общество,
0

Шведы ушли по-английски

Тектонический сдвиг произошел на российском телеком-рынке
Фото: РБК
Фото: РБК

Тектонический сдвиг произошел на российском телеком-рынке: компания Tele2 из шведской превратилась в один миг в российскую, причем государ­ственную (банк-покупатель ВТБ на 75% принадлежит государству в лице Росимущества). Мобильный оператор, который почти два десятилетия был ценовым лидером в российских регионах и демонстрировал чудеса гибкости и «партизанского» маркетинга, превратился в одночасье в госкомпанию. Как это изменит ландшафт российского телекома?

Ровно два десятилетия назад мне посчастливилось встретиться с Яном Стенбеком, выдающимся шведским предпринимателем, визионером, о котором написано немало книг. Меня поразила его уверенность. «Россия станет великой мобильной державой», — заявил он. Поверить в то, что трубки, стоившие тогда по 5 тыс. долл., завоюют всю эту нищую страну, было невозможно. Но 15 лет спустя так и случилось. И Ян Стенбек внес в это свой вклад и свои деньги. Еще в 1991 году он через контролируемую им компанию «Милликом» становится акционером «Московской сотовой связи». В последующие годы «дочки» «Милликома» появляются в Челябинске, Омске, Нижнем Новгороде, Ростове, Питере и т.д.
 
В 2001 году г-н Стенбек решает «перепродать Россию» и договаривается о продаже «Милликом-Россия» созданному им же европейскому оператору Tele2. Помню свою обиду: в декабре 2001-го ваш покорный слуга, руководивший тогда «Милликом-Россия», приехал в Стокгольм на переговоры с президентом Tele2 Ларсом Ярнхаймером. Меня отвели в маленькую переговорную комнату, куда вскоре пришел и г-н Ярнхаймер (он не удостоил меня чести принять в своем кабинете!). Каков же был мой шок, когда я вскоре обнаружил, что личного кабинета у президента не было. Глава компании сидел в огромной открытой комнате с еще сотней сотрудников Tele2.
 
Эти два человека, г-да Стенбек и Ярнхаймер, развили поразительную корпоративную культуру: экономь на всем и предоставь самые дешевые услуги своим клиентам. Лозунг No prestige («Нет чванству») висел на стенах всех офисов Tele2. Никаких бизнес-классов и дорогих отелей. При этом неплохие зарплаты и рекомендации персоналу: «Сэкономь на работе — потрать дома».
 
Оператору удавалось потрясающе экономить на рекламе, маркетинге. В Омске перед запуском сети Tele2 в день школьных выпускных вечеров на улице появляются «беременные» школьницы с плакатиками: «У меня не было денег позвонить маме». На следующий день все газеты и ТВ «за бесплатно» рассказывают об акции Tele2. В Питере вокруг пафосного выставочного павильона «Телеком-Балтика» ходит небольшая процессия с гробом: «Хороним дорогую мобильную связь». И похоронили. Сегодня сотовая связь в Москве (где у Tele2 нет лицензии) на 70% дороже, чем в Питере, и втрое дороже, чем в других регионах присутствия Tele2.
 
Еще один яркий пример продвижения — Краснодар в 2006 году. В ночь запуска Tele2 организовала рок-концерт на центральной площади и хулиганскую лазерную проекцию «Tele2 всегда дешевле» на гигантский 50-метровый плакат конкурента. В результате за полгода Краснодарский край из региона с дорогой сотовой связью превратился в регион с самой дешевой в стране!
 
Что накопила Tele2 за эти годы? 23 млн абонентов в 40 регионах. Строжайший контроль качества и расходов. При этом никаких шансов на Москву и лицензии 3G и 4G! Так и случился ВТБ. И цену при существующих условиях аналитики назвали справедливой. И нет ничего удивительного, что «большая тройка» тут же предложила больше. Ведь для нее это не только покупка сетей и абонентов, но и устранение с рынка опаснейшего конкурента, снижение ценового давления. А за это не грех и изрядную премию доплатить.
 
Но у архитекторов этой знаменательной сделки другой план: соединение эффективнейшей «сотовой машины» Tele2 с лучшим в России букетом лицензий и частот, принадлежащим сегодня «Ростелекому». Это может породить одну из самых крупных и успешных компаний мобильной связи страны. Образно сравнил бы такое объединение со сплавлением двух алмазов. Их цена пропорциональна квадрату массы: не удваивается, а учетверяется! Однако трудностей на этом пути хватает: и деньги надо найти, и с государством суметь договориться, и преодолеть массивное противодействие «большой тройки». Но основная трудность в том, чтобы сохранить при всех преобразованиях и перипетиях творческий дух и корпоративную культуру нынешней Tele2, шведскую машину контроля и отчетности. Без этих компонентов национального чемпиона не построить, да и ценность существующей компании быстро инфлирует. От всей души желаю новым собственникам успеха на этом нелегком пути.