«Поставщики на пределе». Почему ЕС не может отказаться от российского СПГ 11:04, Статья Кадры ареста фигуранта по делу замминистра обороны Иванова. Видео 10:58, Новость Тренер фразой «не в своей тарелке» оценил игру Овечкина в плей-офф НХЛ 10:57, Статья Лаконичность и экологичность: три стиля сервировки пасхального стола 10:56 Замминистра обороны Иванов не признал вину в получении взятки 10:54, Новость Путин призвал к «справедливому возмездию» за теракт в «Крокусе» 10:53, Статья Акции «Южуралзолота» подскочили на фоне сильной отчетности за 2023 год 10:51, Статья Захарова удивилась отсутствию реакции ЮНЕСКО и ОБСЕ на гибель военкора 10:49, Новость Развитие среды: как проекты благоустройства влияют на города России 10:44, Мнение Минюст США запросил три года тюрьмы для бывшего главы Binance 10:39, Статья Адвокат Ефремова назвал уткой информацию об отказе актеру в УДО 10:37, Новость Оборот нефтебензиновых цистерн на сети РЖД ускорился впервые с 2023 года 10:33, Статья Bild узнал о переговорах «Баварии» с экс-менеджером «Локомотива» 10:32, Статья Курс евро впервые за три недели упал ниже ₽99 10:29, Статья Как Google и Pixar создают психологическую безопасность в командах 10:29, Статья Замминистра обороны Тимура Иванова задержали на рабочем месте 10:25, Статья Названы районы Москвы с наибольшим снижением цен на жилье за год 10:23, Статья «Яндекс Маркет» сменил оформление бренда 10:22, Новость
Газета
Рождение новой планеты
Газета № 39 (1572) (0403) Общество,

Рождение новой планеты

Объект, набирающий массу, в будущем будет похож на Юпитер
Фото: eso.org

Астрономам из Европейской южной обсерватории впервые удалось наблюдать вероятный процесс формирования планеты. Используя Очень большой телескоп (VLT), специалисты увидели, как вокруг молодой звезды HD100546 образуется облако из газа и пыли, в котором находится еще один объект.

Международная команда ученых во главе с Сашей Куанц из Швейцарской высшей технической школы Цюриха наблюдала за планетой, которая, скорее всего, находится на стадии формирования. Она представляет собой объект, расположенный внутри газово-пылевого диска, окружающего звезду HD100546 (является относительным соседом Земли, так как находится в 355 световых годах от нее). Если эта информация подтвердится, астрономам удастся получить новые данные относительно различных теорий формирования планет — газовых гигантов. «До сих пор процесс формирования планет был лишь смоделирован на компьютере», — говорит Саша Куанц.

Согласно современной теории, планеты-гиганты образуются, захватывая газ и пыль, которые остаются после формирования звезды. Астрономы обнаружили ряд особенностей диска, расположенного вокруг HD100546, которые подтверждают эту гипотезу. Также есть признаки того, что протопланета (то есть молодая планета) нагревается в процессе формирования.

Саша Куанц рассказал РБК daily, что если интерпретация ученых верна, формирующаяся планета, вероятно, будет похожа на Юпитер, то есть будет газовым гигантом.

«Таким образом, мы могли бы больше узнать об условиях, в которых формируются такие крупные массивные планеты. Но это не значит, что мы поймем, как формировалась наша Земля. Чтобы сделать это открытие, нам было необходимо использовать определенные технические средства, а также инструменты анализа данных. Только в последние несколько лет эти две вещи стали достаточно развиты для того, чтобы слабый сигнал планеты, который находится близко от сильного сигнала звезды, можно было бы наблюдать и измерять. Предыдущие наблюдения системы HD100546 были не в состоянии обнаружить планету. Нам, конечно, повезло! В небе так много объектов, а мы выбрали для своих наблюдений правильный», — добавил г-н Куанц.

«Астрономы наблюдали объект в течение двух ночей по 90 минут. Вероятно, он является первой известной протопланетой. Подавляющее большинство экзопланет, которые были исследованы ранее, гораздо старше. А изучаемый объект по-прежнему формируется и набирает массу. В следующий раз ученые будут наблюдать систему HD100546 в апреле, но должно пройти еще несколько лет, прежде чем они смогут наверняка подтвердить, что речь идет о планете на стадии образования. Если это молодая планета, то она будет вращаться вокруг своей звезды, и через несколько лет станет возможно оценить ее движение по орбите», — рассказал РБК daily Ричард Хук, специалист по связям с общественностью Европейской южной обсерватории в Германии.