Лента новостей
Путин поздравил православных христиан с Пасхой 09:37, Новость Почему Microsoft тратит десятки миллиардов на ИИ 09:35, Статья Грузовой поезд сошел с рельсов в Ростовской области 09:22, Новость Reuters узнал «сентиментальный» план Макрона по давлению на Си Цзиньпина 09:12, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 09:04, Онлайн Россия в апреле направила в Европу около половины своего СПГ 09:00, Статья «Продавай в мае и уходи». Сработает ли эта биржевая поговорка в 2024 году 09:00, Статья «РИА Новости» узнало подробности об убитом в Ленобласти диверсанте 08:56, Новость На акции протеста в Университете Вирджинии задержали 25 человек 08:31, Новость Кредиторы потребуют с Украины выплат по госдолгу впервые с 2022 года 08:13, Статья Почти все россияне поддержали запрет на рекламные звонки 08:00, Новость Захарова пообещала ответ на враждебные действия стран Балтии 07:57, Новость Финляндия обвинила Россию в сбоях в работе GPS 07:16, Новость США связали пакт с Эр-Риядом с установлением отношений с Израилем 07:04, Статья Шольц назвал угрозой демократии нападение на кандидата в Европарламент 06:48, Новость Салливан оценил шансы для наступления Киева в 2025 году 06:29, Статья Минэнерго Украины пожаловалось на слишком быстрые потери энергообъектов 06:14, Новость Bloomberg сообщил об угрозе исчезновения балтийской сельди из-за лосося 06:09, Статья
Газета
Латвийские староходы
Газета № 18 (1551) (0102) Общество,
0

Латвийские староходы

Репортаж из музея автомобильной техники в Риге
Фото: РБК
Фото: РБК

Рижский моторный музей — один из самых почитаемых в среде автолюбителей. Созданный в 1989 году группой энтузиастов, он собрал в себе богатейшую коллекцию автомобилей различных марок. В экспозиции нашел приют ряд раритетных автомобилей, которые не выставляются более нигде в мире.

Свою историю Рижский моторный музей ведет от Клуба антикварных автомобилей (КАА) Латвии, который был создан в 70-е годы прошлого века. Тогда такие активисты, как Элмар Жвигулис, Виктор Кулберг, Айя Гайле, Юрис Гагайнис, ездили по всей стране и выкупали по цене металлолома многие трофейные автомобили, попавшие в страну после Великой Отечественной войны. Время оказывалось безжалостно к ржавым староходам, как тогда называли олдтаймеры, однако труд латышских мастеров возвращал их к жизни. Иногда в руки членов клуба попадали уникальные находки, к примеру, такие как гоночный автомобиль «Серебряная стрела» концерна Auto Union.

Крестным отцом Auto Union считается сам Фердинанд Порше. После прихода к власти в Германии нацисты подготовили план демонст­рации миру своего технического преимущества, важнейшей составляющей которого был автоспорт. Фердинанд Порше разрабатывал спортивные машины для концерна, образованного на основе Audi, DKW, Horch и Wanderer. В основе конструкции его автомобилей лежали шасси D-типа и V-образный 16-цилиндровый двигатель объемом 6 л с компрессором в развале блока цилиндров. В 1939 году немецкий гонщик Ганс Штук на такой машине победил на горных автогонках во Франции и занял второе место на трассе Гроссглокнер в Австрии. После войны несколько трофейных «Серебряных стрел» попали в руки советских специалистов. Их передали в ведение завода ЗИЛ, где машины тщательно изучались инженерами. Некоторые конструктивные идеи были заимствованы для создания своих гоночных автомобилей, которые принимали участие в рекордных заездах и соревнованиях всесоюзного уровня в 1950-е, 1960-е годы. В 1976 году председателю латвийского Клуба антикварных автомобилей Виктору Кулбергу удалось выпросить автомобиль для рижской коллекции староходов.

Одна из жемчужин коллекции музея — единственный в мире хорошо сохранившийся грузовой «Руссо-Балт». Автомобиль ведет свою историю еще с дореволюционных времен, когда по указу императора Николая II в Риге на Русско-балтийском вагонном заводе, располагавшемся на ул. Валмиерас, было создано отдельное автомобильное предприятие. В 1909—1915 годах было произведено 625 автомашин, включая грузовики для военного ведомства. На сегодня из их числа сохранились только две: грузовая пожарная машина в Риге и легковой автомобиль модели «К», выставленный в Московском политехническом музее.

Богат музей и на автомобили так называемой кремлевской коллекции. Одним из первых из гаражей Кремля в Ригу приехал разбитый Леонидом Ильичом Брежневым Rolls-Royce Silver Shadow, подаренный ему в 1973 году президентом США Ричардом Никсоном. Машина не очень нравилась генсеку и после многолетнего стояния в гараже была передана военным, а затем отправилась к рижским собирателям ценностей.

Большой интерес здесь представляют автомобили из так называемого сталинского гаража. Особенно бронированный лимузин «ЗИС-115С». Всего в СССР таких автомобилей было изготовлено четыре десятка. В основном они использовались в правительственном гараже для нужд первых лиц государства. Вес автомобиля как у хорошего грузовика — 7 т, мощность двигателя — 162 л.с., расход топлива почти 30 л на 100 км.

Кроме того, в музее собрана уникальная коллекция автомобилей народного назначения, от обычной полуторки до универсала «Волга» для «скорой помощи». Есть даже газогенераторный грузовичок с «буржуйкой» у деревянной кабины. Водитель подбрасывал в нее деревянные чурки, которые, вытлевая, выделяли горючий газ, далее газ поступал в двигатель. Такая машина степенно разгонялась и небыстро, но все же ездила, пусть и с риском воспламенения.

Выстроились в рядок в рижском музее и американские «Студебекеры». Рядом с одним из грузовиков этой марки лежит доска, в которую забито несколько десятков гвоздей различной величины. Водитель машины все эти гвозди вытащил за многие десятилетия из колес трудяги Studebaker.