Новая Экономика
Бизнес ,  
0 

Франчайзинг 2.0: как перезапустить рынок

После ухода из России ряда зарубежных компаний рынок франчайзинга нуждается в собственных работающих франшизах. Росту должны способствовать реализация образовательных программ и повышение прозрачности сегмента, считают эксперты
Фото: Unsplash.com
Фото: Unsplash.com

В первую очередь модель франчайзинга позволяет сократить риски для начинающих предпринимателей. По информации Российской ассоциации франчайзинга, менее 14% бизнесов по франшизе закрываются, а 86% предприятий даже через пять лет продолжают функционировать.

Импортозамещенная индустрия

По сведениям franshiza.ru, средний возраст российской франшизы на начало 2023 года составлял пять лет. Для сравнения: по статистике Startup Genome, девять из десяти российских стартапов не выживают в первый же год существования. Рынок франшиз активно рос и развивался в 2023 году и продолжит свое расти на горизонте нескольких лет, за последние 12 месяцев запросов «купить франшизу» в «Яндексе» — более 800 тыс., говорит исполнительный директор сети кофеен «Даблби» Марина Вейкснэ: «Мы в «Даблби» тоже чувствуем спрос. В октябре были подписаны договоры с четырьмя новыми франчайзи». По ее словам, уход зарубежных брендов позитивно сказался на франчайзинговом бизнесе, «потому что освободились ниши, которые можно и нужно быстро занимать».

На начало 2023 года в России насчитывалось 3249 франшиз, что на 5% больше, чем годом ранее. Оборот рынка, по данным franshiza.ru, а также опроса отраслевых экспертов, за 2022 год вырос на 19% и достиг 2,8 трлн руб., а число занятых во франчайзинговых сетях увеличилось на 18%, что составило 1,24 млн чел.

Число заявок на новые франшизы по итогам 2022 года увеличилось на 25%, что говорит о росте спроса как на создание франшиз, так и их покупку. Рынок франчайзинга растет хорошими темпами: российская франшиза во многом суверенна, и все последние события, начиная с пандемии и заканчивая геополитической ситуацией, не повлияли на этот сегмент, констатирует сооснователь и управляющий партнер компаний TopFranchise Василь Газизулин: «Это во многом импортозамещенная индустрия, никто не ведет экспансию российского рынка: окно возможностей для развития отечественных компаний во всех потребительских сегментах есть».

Точки притяжения

Рынок франчайзинга в России находится только в стадии формирования и имеет большой потенциал для развития. Дело не только в иностранных игроках, которые ушли: рынок просто слабо развит сам по себе, хотя уход больших сетей, несомненно, уменьшил его объемы, убежден основатель FranchCamp и международной франшизы «Альтаирика» Константин Урванцев: «Основная масса франшиз, если исключить зарубежные франшизы, слабого качества. При этом очень фрагментировано представлены сферы: много услуг, очень много кофеен. Но практически отсутствуют сферы производственных франшиз, а это большой сектор, который может двигать экономику».

Неоднородны и географические показатели развития отрасли. Локомотивами спроса на франшизы в 2022 году оставались российские мегаполисы и областные центры. В топ-15 городов по уровню интереса к франчайзингу вошли только города-миллионники, показывают результаты исследования портала TopFranchise.ru. Города с населением до 300 тыс. человек постепенно увеличивают долю, но пока составляют менее 20% франчайзинговой аудитории.

Франчайзинг, как практически любой бизнес, в первую очередь максимально быстро развивается действительно за счет городов-миллионников, подтверждает Марина Вейкснэ: «Мы предлагаем мастер-франшизу на каждый такой город, что позволяет партнеру захватить также близлежащие области и города с меньшей численностью населения». Под небольшие города у любой грамотной франшизы должен быть свой продукт с более низким показателем капитальных затрат компании и доступными ценами. У нас это «Даблби Экспресс», новый формат, который позволяет развиваться по франчайзинговой модели повсеместно. Способствует развитию франчайзингового бизнеса также внутренний туризм, добавляет эксперт.

В ряде регионов в силу специфики экономики наблюдается недостаточная активность малого и среднего бизнеса, она может быть улучшена за счет развития франчайзинга, считает директор практики «Предпринимательские сообщества» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Рацеева: «После ухода зарубежных игроков России предприниматели стали с большим уважением относиться к себе, и это дало им возможность перестроиться и подойти к развитию отрасли по-новому». Именно во франчайзинге мы видим почву для формирования безопасного бизнеса в регионах — с точки зрения развития занятости и перестройки экономики. Когда в регионе сформирована бизнес-среда, то его жители остаются и работают здесь, не переезжают в другие части страны — так решается демографическая проблема, поясняет эксперт.

«Люди активно переезжают в мегаполисы из маленьких населенных пунктов, и рост рынка недвижимости влечет за собой рост потребительской активности», — отмечает Василь Газизулин. При этом и в малых населенных пунктах есть сегменты, где активно растет франчайзинг — это доставка продуктов питания, суши, пиццы и т. д., все эти направления только начинают развиваться и систематизироваться, добавляет он.

Среди наиболее активно развивающихся по франшизе в регионах брендов Василь Газизулин называет одного из лидеров логистического рынка «СДЕК», сеть продуктового ретейла «Пятерочка», а также Metro. Немецкая компания не только не ушла из России, но и открыла за прошлый год несколько сотен малых магазинов под брендом «Фасоль».

Перспективы роста

Франчайзинг как отрасль оптимален и для компаний, которые хотят масштабировать существующий бизнес, и для начинающих предпринимателей, которые находятся на старте и только ищут варианты открытия собственного дела, отмечают в АСИ. У франчайзинга сейчас есть серьезный потенциал для роста. Количество отечественных франчайзинговых компаний увеличивается на 15% в год, несмотря на экономическую турбулентность, также растет интерес к развитию бизнеса по данной модели и со стороны потенциальных франчайзи. Тенденцию фиксируют и организаторы крупнейших отраслевых выставок, таких как Buybrand Expo и Buybrand Franchise Market, посещаемость которых также стабильно растет, отмечают организаторы.

Ключевая проблема на сегодняшний день — нехватка правовых механизмов регулирования отношений франчайзера и франчайзи, из-за которой неопытные предприниматели подчас теряют деньги из-за недобросовестных игроков рынка. Для решения этой проблемы АСИ совместно с FranchCamp в 2023 году запустило проект «Банк проверенных франшиз» с цифровой платформой, образовательными и просветительскими программами, привлечением инвестиций, федеральными и региональными мерами поддержки.

Как объясняют создатели, проект и платформа «Банк проверенных франшиз» задуманы как «одно окно» для предпринимателей, франчайзеров, инвесторов, органов региональной власти. «Мы смотрим на бизнес-модель, которая стоит за конкретной франшизой: некоторые франчайзеры пускают нас в CRM-системы, помогают изучить показатели экономики проектов. Но основной этап — это обзвон всех работающих в сети франчайзи с вопросами, устраивает ли их срок окупаемости, как взаимодействует управляющая компания с ними, помогает ли решать возникающие проблемы, есть ли сообщество, что делает франчайзер, чтобы франчайзи обменивались опытом, — рассказывает Константин Урванцев. — Все эти вопросы мы задаем франчайзи и затем выдаем результат в формате топ-5 главных плюсов и топ-5 главных минусов». Не бывает идеальных франшиз, перед «Банком проверенных франшиз» стоит задача — определить, насколько плюсы перевешивают минусы, добавляет эксперт.

Образовательные программы FranchCamp уже реализовывал. За прошедший год обучение прошли более 4500 человек, из них 45 получили инвестиции на запуск бизнеса. «По большому счету в России нет обучения франчайзингу, хотя запрос у людей огромный как со стороны тех, кто хотел бы купить франшизу, так и со стороны тех, кто хотел бы создать свою», — продолжает Урванцев. По его словам, образовательная часть проекта дает не только бесплатные знания желающим, но и понимание того, «что франчайзинг — это не обман и не мошенничество, а крутая модель, которая помогает экономить деньги и снижать риски».

До сих пор многие люди боятся покупать франшизы: у этого рынка плохая репутация, продолжает эксперт. Можно услышать отзывы: «Покупал бизнес, а купил вывеску и контракт на поставку кофе». В свою очередь, ненадежные франчайзеры пытаются заработать на паушальных взносах, а дальше будь что будет. Чтобы таких франшиз было поменьше, а правильных — побольше, нужно проводить образовательную работу, заключает Константин Урванцев.

В ноябре 2023 года АСИ и FranchCamp запускают road-show в Ульяновске, Стерлитамаке, Уфе, Чебоксарах и Челябинске. В каждом из этих городов будет проведена расширенная образовательная программа для предпринимателей. «В road-show мы рассказываем, что такое франчайзинг, чем он выгоден инвестору и предпринимателю. Инвесторы ищут прибыльный бизнес, чтобы вложиться, но большинство из них не знают ничего про франчайзинг, а он позволяет с сильно меньшими рисками открыть бизнес и выйти из найма», — резюмирует Константин Урванцев.

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Краткая история равенства»: как достичь социальной справедливости Социальная экономика, 22 апр, 14:33
Биг Мак, небоскребы, трусы: самые нестандартные экономические индексы Социальная экономика, 19 апр, 15:37
Женщинам доступны лишь две трети прав мужчин: отчет Всемирного банка-2024 Социальная экономика, 15 апр, 16:18
Как и зачем США развивают лунную экономику Экономика инноваций, 13 апр, 12:00
Как устроены современные порты и какую роль они играют в экономике Зеленая экономика, 14 фев, 14:01
Как изменение климата влияет на Панамский канал и цены на товары Зеленая экономика, 14 янв, 12:00
Тренды креативной экономики: какой будет отрасль в ближайшие годы Социальная экономика, 29 дек 2023, 13:18
Перестройка или возрождение: что ждет банковскую сферу в ближайшие годы Социальная экономика, 28 дек 2023, 13:20
Комплексное развитие территорий в Москве создаст 570 тыс. рабочих мест Мнение, 28 дек 2023, 11:10
Как партнерская сеть помогает развивать бизнес российскому вендору Мнение, 27 дек 2023, 17:31
Управляющие «Альфа-Капитала» назвали топ-5 отраслей для вложений в 2024-м Бизнес, 27 дек 2023, 12:32
Глава «Альфа-Капитала» — о перспективах инвестиций в 2024 году Мнение, 26 дек 2023, 18:17
Какие процессы двигают российскую экономику Бизнес, 26 дек 2023, 10:00
Глава Корпорации МСП — о том, как предприниматели справляются с санкциями Мнение, 25 дек 2023, 10:00