ESG по-русски: в стране появляются новые подходы к устойчивому развитию

Обновлено 18 октября 2023, 11:16
Freepik
Фото: Freepik

Изменение экономической карты мира перекроило повестку устойчивого развития. Но вместо ожидаемого отказа от ESG в России государство и бизнес еще сильнее осознали важность этих принципов и ищут собственный вариант их реализации.

Что было до ESG

Российские компании стали широко внедрять ESG-повестку несколько лет назад. Но нормативно-правовая база в области устойчивого развития начала складываться в РФ намного раньше.

Первые документы появились еще в 1990-х годах, напоминают эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в исследовании актуального состояния корпоративных ESG-стратегий. Например, в 1994-м был принят президентский указ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Защита трудовых прав и гарантии социального обеспечения (фактор «S») были отражены в Кодексе законов о труде РСФСР, который действовал со времен СССР вплоть до 2001 года. А нормы по регулированию отношений внутри АО и ОАО (фактор «G») начали закреплять с принятием в 1994 году первой части Гражданского кодекса.

Вместе с рынком и нормативной базой развивалась и корпоративная социальная ответственность (КСО) бизнеса. Все больше компаний, особенно крупных, самостоятельно запускали экологические и социальные проекты.

«Концепция КСО — это более старая вещь. ESG в некотором смысле ее наследует», — говорит гендиректор Национального ESG Альянса Андрей Шаронов. Но он обращает внимание на два принципиальных отличия. ESG более стандартизирована и носит квазиобязательный характер, в отличие от полностью добровольной КСО. Если компания хочет получать определенный класс инвестиций, она обязана играть в игру под названием ESG.

Вероника Никишина, генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ):

«Российский экспортный центр уже не первый год следует принципам ESG в своей работе. Цифровая экосистема поддержки компаний, которую создает РЭЦ на платформе «Мой экспорт», не только упрощает процессы и экономит время, но и вносит вклад в экологию. А экологичность уже давно стала частью развития бизнеса.

Платформа «Мой экспорт» работает в режиме «одного окна» и поддерживает экспортеров на всем производственном цикле — от обучения внешнеэкономической деятельности и выбора экспортной стратегии до выхода на внешние рынки и наращивания экспортных поставок. Главное преимущество цифровых решений — это упрощение рутинных и операционных процессов. Теперь не нужно тратить время, обивая пороги министерств, собирать кипы бумаг для подачи всего лишь одной заявки. Экспортер может полностью сосредоточиться на решении бизнес-задач. Это актуально в условиях ограничений, особенно для малого и среднего предпринимательства. Больше всех платформой пользуется как раз этот сегмент бизнеса».

Как РЭЦ поддерживает женщин в бизнесе

Российский экспортный центр разработал целую систему мер по развитию женского предпринимательства. Они помогают женщинам открывать новые экспортные направления и преодолевать трудности, связанные с выходом на рынки.

Например, в 2022 году запущен проект «Почему женщины экспортируют». Это серия онлайн-мероприятий про предпринимательниц, которые добились успеха в онлайн-экспорте.

Цифровая платформа «Мой экспорт» открывает для предпринимателей, в том числе для женщин, целый спектр образовательных программ и доступ к мерам господдержки экспорта. А школа экспорта РЭЦ выпустила учебное пособие, посвященное ведению эффективных деловых переговоров с учетом кросскультурной специфики и гендерных особенностей коммуникации.

Кроме того, РЭЦ проводит мастер-классы по межгендерной тематике и обучающие вебинары. По оценке организации, число женщин-экспортеров уже превысило 10 тыс.

Как привлекли инвесторов

Соблюдение принципов ESG действительно стало одним из важнейших факторов, позволяющим получить внешнее финансирование. По оценкам рейтингового агентства Morningstar, в 2019-м почти 500 фондов в мире внедрили критерии ESG в процесс инвестирования. К концу 2019 года их применяли уже 564 фонда с активами около $933 млрд.

В России этот тренд начал разворачиваться чуть позже — по мере создания финансовых инструментов и инфраструктуры. Для развития рынка устойчивого финансирования Московская биржа при поддержке Минэкономразвития в 2019 году запустила специальный сектор, состоящий из трех сегментов — «зеленых» и социальных облигаций, а также нацпроектов. Вскоре к ним добавились еще несколько видов бумаг.

Роль методологического центра по финансовым инструментам устойчивого развития отвели госкорпорации «ВЭБ.РФ». Вместе с ней правительство разработало «зеленую» таксономию — набор критериев, по которым проект можно признать экологичным.

«Наше исследование зарубежных рынков показало, что в среднем на реализацию зеленого проекта компания может получить деньги примерно на 0,2 п.п. дешевле, чем на обычный проект. Эта разница стимулирует и поддерживает более ответственное отношение к окружающей среде», — объясняли в «ВЭБ.РФ».

Что случилось после февраля

Несмотря на новые условия, в которых российский бизнес оказался в 2022 году, он сохраняет ориентиры в плане устойчивого развития. По данным опросов, проведенных НИУ ВШЭ в марте-июне прошлого года, только 2% компаний пересмотрели свои ESG-планы.

Дальнейшие исследования подтвердили сохранение приоритетов. Крупный российский бизнес не планирует пересматривать свои стратегии в области устойчивого развития ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе, отмечалось в осеннем докладе ВШЭ.

Государство тоже не отказалось от замыслов и проектов по линии ESG. На Сахалине продолжается самый масштабный в России климатический эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов. Весной 2023-го в регионе сделали обязательной углеродную отчетность и ее верификацию. Несколько предприятий такую верификацию уже прошли.

В Минэкономразвития также подчеркивают, что Россия не отказывается от целей по достижению углеродной нейтральности. Хотя действовать придется с учетом новых реалий.

ESG-повестка остается актуальной для всех отраслей российской экономики — от энергетического сектора и металлургии до финансов и строительства.

Павел Селезнев, генеральный директор Национального центра ГЧП:

«В 2022 году, несмотря на новые реалии, мы продолжили активное развитие повестки ESG в инвестиционно-строительной сфере. Система управления инфраструктурными проектами IRIIS (предусматривает независимую оценку устойчивости по трем параметрам — экономика и управление, качество жизни, экология и климат; позволяет в том числе привлекать ESG-финансирование. — РБК) нашла активное применение в органах власти при планировании инфраструктурного развития. Также мы запустили абсолютно новый продукт для рынка коммерческой недвижимости — систему оценки «Клевер», которая в полной мере на сегодня заменила в России зарубежные аналоги. Более 100 проектов на 7,5 млн кв. м сегодня находятся на разной стадии использования системы. Она была признана на законодательном уровне, войдя в таксономию зеленых проектов. Практические результаты оценки проектов будут видны уже в самое ближайшее время».

Алексей Ионов, заместитель генерального директора «ПроГород»:

«ПроГород» управляет проектами, каждый из которых имеет свою глобальную стратегию развития. На сегодняшний день мы представлены в шести регионах России с общим портфелем проектов жилой недвижимости более 1,2 млн кв. метров.

Компания является девелопером полного цикла и способна реализовать проект с нуля — от анализа участка и структурирования проекта до маркетинга и управления продажами. Отдавая должное своей всесторонней ответственности в рамках реализации проектов, мы стремимся придерживаться принципов ESG.

Так, в прошлом году «ПроГород» участвовал в разработке российского стандарта по экосертификации и заявил ряд проектов на соответствие критериям этого стандарта. А система менеджмента, выстроенная в компании, позволяет работать с проектами любой сложности».

Чем заменить ESG

До прошлого года российские компании пользовались в основном ESG-стандартами, рейтингами и метриками, локализованными на Западе. Но их размытость и чрезмерное многообразие затрудняли продвижение ESG-повестки.

В азиатском регионе, на который теперь переориентировался российский рынок, тоже есть собственные правила в области устойчивого развития. По данным Национального ESG Альянса, до 90% бирж Ближнего Востока, Юго-Восточной и Южной Азии уже имеют рекомендации по предоставлению нефинансовой отчетности.

Компании и чиновники признают, что международные стандарты далеко не всегда подходят для российских компаний.

Тем временем в Национальном ESG Альянсе считают, что одна из первоочередных задач ESG-повестки в России — это «синхронизация целеполагания». «Сейчас крупный бизнес стремится продемонстрировать государству и всему обществу, каким образом российские зеленые компании осуществляют вклад в достижение не только 17 целей устойчивого развития ООН, но и национальных целей развития России», — говорит Андрей Шаронов.

С такой точки зрения свою работу оценивают в том числе и в «ВЭБ.РФ». По оценкам госкорпорации, в 2022 году она оказала наибольшее влияние на достижение двух национальных целей — «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» и «Комфортная и безопасная среда для жизни».

Антон Григоров, генеральный директор «Байкал.Центр» (Центр развития Байкальского региона, дочерняя компания «ВЭБ.РФ»):

«Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК) закрыт. Наша общая задача — навести порядок и перезагрузить город, который 10 лет находился без своего смысла. При поддержке президента, региональных властей, «ВЭБ.РФ», бизнеса и местных жителей в 2021 году мы разработали мастер-план Байкальска. В 2022-м правительство утвердило распоряжением Программу его социально-экономического развития. Сегодня мы реализуем этот мастер-план.

Мы существенно наращиваем инфраструктуру кампуса «ЭКО.ЦЕХ». Он будет способен принимать единовременно существенно больше участников, в том числе с постоянным проживанием. Кроме того, продолжаются проекты на территории как самой площадки БЦБК, так и города Байкальска. Уже идет проектирование реконструкции очистных сооружений, решаются вопросы по экологичному теплоснабжению и многое другое».

В госкорпорации уверены, что проблемы России в области устойчивого развития отличаются от тех, что стоят перед Европой или Китаем. Соответственно, стандарты и подходы к их решению тоже должны отличаться.

«ВЭБ.РФ» уже предложила альтернативу зарубежным ESG-принципам. «Это стабильное стратегическое развитие, внимание к сотрудникам и их семьям, социальные программы, окружающая среда, родная страна», — рассказал председатель госкорпорации Игорь Шувалов на форуме «Сильные идеи нового времени».

«ВЭБ.РФ» применяет эту расширенную концепцию в своих подходах к устойчивому развитию. Например, свою роль в развитии страны она выполняет через кредитование бизнесов. К концу 2022 года объем ее кредитного портфеля превысил 5,5% от объема всех банковских кредитов в России. В свою очередь, помощь бизнесам в преодолении кризисов — это вклад в стабильное стратегическое развитие (первая «С»). К концу прошлого года поддержка российской экономики со стороны госкорпорации оценивалась на уровне почти 1,1%.

По словам Шувалова, новая концепция немного шире, чем традиционная ESG-повестка. Но экспертам еще предстоит наполнить каждый из предложенных пунктов конкретным содержанием.

Поделиться