Укрупнение как стимул: чего ждать на рынке e-grocery в 2023-м

Обновлено 18 октября 2023, 12:03
Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

2023 год станет периодом высокой конкуренции в e-grocery. Это может способствовать повышению качества услуг и развитию экспресс-доставки, прогнозируют эксперты.

Активный рост доли сектора e-grocery — онлайн-продаж продуктов питания в e-commerce — является глобальным трендом. Например, в Китае темпы роста онлайн-продаж продуктов питания в 2022 году опережали электронную торговлю одеждой и товарами повседневного потребления, а также динамику розничной онлайн-торговли в целом. Так, по данным Государственного статистического бюро КНР, розничные онлайн-продажи за 10 месяцев прошлого года выросли на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года — до $1,55 трлн, продажи продуктов питания, одежды и товаров широкого потребления увеличились на 16,7, 5,3 и 6,5% соответственно. По оценке аналитического агентства EMR, объем сектора онлайн-продаж продуктов питания в Китае в 2022 году достиг почти $114,9 млрд и имеет потенциал для дальнейшего роста.

Российский рынок e-grocery, стремительно набирает обороты. Объем заказов в онлайн-магазинах и сервисах доставки продуктов питания в РФ, по данным Data Insight, в 2022 году вырос на 75% — до 402 млн руб. Их общая стоимость достигла 553 млрд руб. (с учетом НДС), что на 66% больше уровня 2021 года. Информационно-консалтинговое агентство Infoline оценивает темпы роста рынка как 63%-ный, а его емкость — 625 млрд руб. Крупнейшим центром продаж является Московский регион: в 2022 году онлайн-продажи продуктов в столичной агломерации увеличились на 53% — до 326,2 млрд руб. На Москву, по оценкам ключевых игроков сектора, приходится наибольшая часть их продаж. Например, у «СберМаркета» на столицу и Московскую область приходится более половины от всего оборота сервиса. В регионах этот сектор развивается схожим образом, хоть и с некоторым отставанием.

В целом в России на онлайн-продажи продуктов питания приходится около 3% от розничного товарооборота продуктового ретейла, подчеркивает высокий потенциал рынка гендиректор агентства Infoline Иван Федяков. Лидером по обороту на рынке e-grocery, по оценкам Infoline, в 2022 году стал «СберМаркет», второе место занимает «ВкусВилл», третье — сервис «Самокат». На четвертом месте рейтинга — компания X5 Group («Перекресток Впрок», «Перекресток. Быстро», «Пятерочка. Доставка»).

РИА Новости
Фото: РИА Новости

Эксперты ожидают дальнейшего усиления конкуренции в сегменте доставки продуктов. FMСG-ретейлеры инвестируют в развитие собственных и партнерских проектов в онлайн-продажах, отмечает Иван Федяков. Продукты — одна из быстрорастущих категорий на классифайдах таких крупных маркетплейсов, как Wildberries и Ozon, говорят в Infoline.

Увеличивать объемы предложения продуктов питания будет и «Яндекс», объединивший собственные e-grocery-сервисы и добавивший к ним после поглощения сервисы Delivery Club, уверен Иван Федяков.

«E-grocery — драйвер всего e-commerce с учетом того, что доставка продуктов растет высокими темпами, а уровень насыщения рынка пока находится на самых начальных этапах», — говорят в пресс-службе «Яндекса». Сервис «Яндекс Go» («Яндекс.Лавка», «Яндекс.Еда» и Delivery Club) организовал доставку из ретейл-магазинов в 2022 году. Общий бизнес e-grocery компании с учетом интеграции Delivery Club показал рост оборота на 183%, отмечают в компании: «Растет как вся вертикаль, так и отдельные сервисы».

В прошлом году в сегменте e-grocery активно шел процесс концентрации рынка, который продолжится и в 2023 году, говорит аналитик Data Insight Ольга Пашкова. «Повышение конкуренции не позволит выйти на рынок новым игрокам», — считает эксперт. Уже сейчас, по ее словам, более 90% всех продаж на рынке e-grocery приходится всего на шесть групп компаний.

О полной консолидации рынка говорить рано, считает Иван Федяков: «Но в перспективе сегмент будет сжиматься, и тогда только самые эффективные стратегии победят».

Факторы роста

Примечательно, что у лидеров рейтинга Infoline абсолютно разная бизнес-модель генерации выручки, отмечает Иван Федяков. Так, «СберМаркет», в частности, занимается доставкой товаров с полок магазинов сетей-партнеров. «ВкусВилл», по словам эксперта, использует гибридную модель работы собственных офлайн-магазинов и доставки продуктов питания. На e-grocery приходится уже около 30% выручки компании, отмечает Федяков: «Это самый высокий показатель в российской сфере продуктового ретейла». «Самокат», в свою очередь, сделал ставку на экспресс-доставку и работает исключительно в формате дарксторов, не имея собственных офлайн-магазинов.

Александр Кряжев/РИА Новости
Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

Все эти модели рабочие, при этом у каждого игрока своя стратегия, ориентированная на потребности клиентов, отмечают эксперты.

«Ключевыми факторами уверенного роста «СберМаркета» стало активное развитие партнерств с ретейлерами и перспективных операционных моделей (экспресс-доставка, самовывоз), непрерывное улучшение сервиса с точки зрения выгоды для клиента, а также внедрение технологий для повышения эффективности операций и скорости доставки», — говорит вице-президент по финансовым и юридическим вопросам «СберМаркета» Михаил Лойко. Оборот сервиса по итогам прошлого года достиг 103,5 млрд руб. с НДС и промо, что в 1,7 раза выше показателя 2021 года. Клиентам доставлено 37,3 млн заказов — в 1,6 раз больше, чем за 2021 год. Важным фактором стал также перезапуск рекламной платформы и усиление продаж корпоративным клиентам, отмечает эксперт. «В перспективе успех на рынке будет определяться способностью компаний обеспечить комплекс факторов — выгодные предложения для клиентов, скорость доставки, широкий ассортимент, удобство приложения и качество услуг», — считает Лойко.

В «СберМаркете» отмечают также рост запроса клиентов на выгодные покупки и повышение промоактивности ретейлеров. Востребованным в приложении сервиса, например, стал межретейлерный поиск, позволяющий сравнивать цены у разных магазинов. Кроме того, по словам Михаила Лойко, у потребителя закрепилась привычка к бесплатной доставке.

Стандартная доставка должна оставаться бесплатной, как и поход в магазин, говорят в пресс-службе «ВкусВилл». Дополнительные сервисы, как, например, экспресс-доставка за 30 минут, ввиду больших ресурсозатрат должны быть платными. Спрос на такой сервис тоже растет: на экспресс-доставку у компании приходится 10% заказов.

«Чтобы удовлетворить спрос каждого пользователя, мы предлагаем разные сценарии — от 15-минутной доставки из раздела «Быстро» до предоставления доступа к широкому ассортименту товаров в разделе «Супермаркет», — рассказала директор по бренду и коммуникациям компании «Самокат» Лиза Эмерт. В компании, по ее словам, делают ставку на развитие линеек продукции под собственным брендом, например линии уходовой косметики. «Растет интерес к товарам из расширенного ассортимента супермаркета. И в ряде категорий покупатели готовы ожидать заказ дольше, но получить больший выбор», — отмечает Лиза Эмерт.

Компания тоже продолжает региональную экспансию: за два последних месяца 2022 года сервис был запущен в 13 новых городах России. Со «СберМаркетом» онлайн-ретейлер начал сотрудничество летом 2022 года: сервис выступает для магазина витриной, доставку и сборку продуктов из своих дарксторов «Самокат» осуществляет самостоятельно.

Умная консолидация

Продолжил укрепляться сформировавшийся за последние годы тренд на кооперацию между крупными игроками сектора e-grocery. Так, со «СберМаркетом» по итогам 2022 года партнерские соглашения заключили 36 новых ретейлеров. В витрину сервиса были подключены в том числе магазины сети X5 — «Пятерочка» и «Перекресток», имеющие собственную доставку. Общее число партнеров-ретейлеров сервиса увеличилось на 30% по сравнению с 2021 годом, составив 156 сетей.

Развитие взаимовыгодных отношений между крупными игроками направлено на совершенствование сервисов и повышение их удобства для потребителей. Так, в пресс-службе «Ашана» рассказали, что в рамках сервиса «Ашан Авто», запущенного в сотрудничестве со «СберМаркетом» в 46 магазинах сети, доставка до багажника автомобиля для самовывоза занимает всего около пяти минут. Еще одним совместным проектом сервиса стало открытие даркстора в городе Московском, в ассортименте которого представлено 3,5 тыс. наименований товара, из которых 15% — товары собственной торговой марки сети. Такие проекты дают преимущества на высококонкурентном рынке e-grocery, отмечают в компании. В целом спрос на доставку товаров из магазина, по оценке «Ашана», в 2022 году вырос вдвое, а количество товаров в чеке — на 11%.

Открытие партнерских дарксторов позволяет сократить время доставки, пилотировать и выводить на рынок новые механизмы доставки, наращивать оборот онлайн-каналов и повышать уровень сервиса для клиентов, рассказали в пресс-службе «Метро». В частности, совместный склад для формирования онлайн-заказов, который «Метро» и «СберМаркет» открыли в 2021 году в центре Москвы, существенно сократил временные слоты доставки для некоторых районов столицы. Несмотря на все сложности в ретейле, в 2022 году компания увеличила объемы онлайн-продаж до 33% (включая b2b- и b2c-сегменты). Еще одним совместным проектом «Метро» и «СберМаркета» стало внедрение виртуальных касс — полная замена физического прохождения кассы, включая оплату и фискализацию чеков. Технологии — еще один важный фактор ускорения доставки и развития продаж, уверены ретейлеры.

Технологическое ускорение

Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Технологическое развитие повышает эффективность операций как внутри собственных сервисов, так и в рамках интеграции с ретейлерами, отмечают в «СберМаркете». Например, технология софт-чек, которая была внедрена совместно с сетями «Ашан», «Лента» и «Глобус», позволяет производить обмен составом заказа с ретейлером без необходимости выкладывать товары на ленту, рассказал Михаил Лойко: «Это сокращает время прохождения кассы на 20%».

«За три года работы сервиса доставки «ВкусВилл» из «магазина у дома» стал «магазином в руках», — отмечают в пресс-службе компании. Упор бизнес делает на функциональность приложения: в прошлом году, в частности, в нем появилась возможность прогнозирования времени доставки, дозаказа товаров, выбора адреса по координатам, заказа близкому и другие функции.

Процессы на рынке стимулировали онлайн-ретейлеров совершенствовать автоматизацию бизнес-процессов, говорит Лиза Эмерт из «Самоката»: «Важным для нас шагом стала и модернизация собственного ПО: мы повысили ее производительность. Теперь алгоритмы еще быстрее анализируют спрос, а мы оперативнее реагируем на запросы наших пользователей».

В «Яндексе», помимо усовершенствования качества доставки, намерены заняться персонализацией каталога и «умной» выдачей товаров.

Впрочем, в текущей ситуации внедрение новых масштабных технологий может замедлиться, полагает Ольга Пашкова: «Это требует больших вложений, на которые компании идут с осторожностью». Однако это не помешает дальнейшему росту рынка.

Перспективы

В 2023 году на темпы роста будет влиять зрелость рынка, а также экономическая ситуация, так что они не будут, скорее всего, выше прошлогодних, прогнозируют эксперты. По итогам 2023 года в InfoLine ожидают, что объем сектора e-grocery может достичь 900 млрд руб., а отметку 1 трлн руб. он перешагнет уже в 2024 году.

В Data Insight прогнозы скромнее: в стоимостном объеме по итогам 2023 года рынок вырастет на 39% — до 770 млрд руб., количество заказов в сегменте составит порядка 583 млн штук — на 45% больше, чем в 2022 году.

Продуктовые ретейлеры 2023 год называют периодом борьбы за клиента, за лучшее предложение на рынке и планируют наращивать онлайн-сегмент и сотрудничество с другими игроками рынка. «Сейчас, когда доставка стала доступна уже практически во всех городах, решающим становится ее качество: скорость, покрытие, качество сборки, ассортимент», — отмечают в пресс-службе «Метро».

Поделиться
Авторы
Теги