Концессии уходят в «социалку»: как ГЧП помогает развивать инфраструктуру

Обновлено 17 апреля 2024, 08:44
Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

Экономике страны сейчас особенно важны крупные инфраструктурные проекты, которые реализуются на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). «Развитие инфраструктуры — залог инвестиционной активности, — поясняет вице-президент Сбербанка Михаил Чачин. — С учетом ограниченности бюджетных возможностей ГЧП позволяет построить и реконструировать необходимые объекты сейчас, а расплачиваться уже после ввода».

Уходящий год был сложным для всей российской экономики, однако рынок ГЧП оказался устойчивым к внешним вызовам. По данным Национального центра ГЧП, за 11 месяцев коммерческое закрытие прошли 216 проектов (в форме концессий и соглашений о ГЧП/МЧП) на общую сумму 601,8 млрд руб. Из них 336,9 млрд руб. составили средства частных инвесторов. Это сопоставимо с показателями 2021 года (239 коммерческих закрытий на 507,9 млрд руб.) и с 2019 годом (256 комзакрытий на 617,2 млрд руб.). Всего в настоящий момент в России, согласно данным платформы «Росинфра», реализуется 3909 ГЧП-проектов в различных договорных формах. Общий объем инвестиций в них — 5,9 трлн руб., из них на частные инвестиции приходится 4,2 трлн руб.

В последние несколько лет наблюдается тренд на использование механизмов ГЧП в социальной сфере, отмечает старший управляющий директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко. По его словам, это обусловлено активной позицией правительства РФ и запуском целого комплекса мер поддержки (школы, кампусы, спорт, гериатрия, в планах — первичное звено здравоохранения). «Именно по этим направлениям мы уже наблюдаем рост числа проектов», — добавляет Ткаченко.

Ставка на концессию

За последний год рынок действительно увидел появление значительного числа госпрограмм по финансированию инфраструктурных проектов в различных отраслях (школы, кампусы, спорт, ЖКХ), принято широкое инфраструктурное меню Минстроя РФ, подчеркивает Михаил Чачин. Большая часть регионов очень активно подключилась к участию в этих госпрограммах. Так, сейчас проходят процедуру ввода в эксплуатацию семь первых школ, строительство которых было начато менее года назад, уточняет он.

Ставка в таких госпрограммах делается именно на механизм концессии, продолжает Чачин. В этом случае частный инвестор за свой счет проектирует, строит, оснащает или реконструирует объекты, находящиеся в государственной собственности, взамен получая право эксплуатировать объект на возмездной основе и получать доход. «Концессия позволяет привлечь частное финансирование и компетенцию на весь срок жизни инфраструктурного объекта, — объясняет вице-президент Сбербанка. — Она уже зарекомендовала себя как основной механизм в сфере ЖКХ, активно внедряется концессия и в сфере социальной инфраструктуры».

Сейчас идет процесс расширения видов концессионных соглашений, добавляет научный сотрудник лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований ИПЭИ РАНХиГС Андрей Макаров: «Если ранее концессии затрагивали отдельные виды высокотехнологической медицинской помощи, то в 2021 году был реализован первый проект концессии для поликлиники в Оренбурге. В Москве возник первый проект концессии при строительстве школы в «Сколково». В сферу концессий начали активно заходить крупные государственные компании, например «Сбер», ВЭБ.РФ». Так, «Сбер» стал родоначальником концессионного механизма в сфере школьной инфраструктуры, уточняет Михаил Чачин: «Именно из нашего коробочного решения выросла обновленная госпрограмма «Развитие образования». Сейчас мы также активно развиваем ГЧП в сфере спортивной инфраструктуры».

«Сбер», по словам его вице-президента, в настоящее время является ключевым кредитором госпрограмм. «Это накладывает на нас требования быстрого и качественного сопровождения большого числа проектов. Например, нами предоставляется ресурс более 100 квалифицированных специалистов с широким ГЧП-опытом на всей территории РФ, что дает возможность подписывать кредитные договоры вместе с концессионной документацией», — подчеркивает Чачин.

Сейчас в портфеле Сбербанка — более 270 региональных и муниципальных концессий в различных сферах с общим бюджетом более 150 млрд руб.

Решения в цифре

Все большую роль в подготовке и реализации ГЧП-проектов играют цифровые решения, которые сокращают сроки и облегчают управление процессами, констатирует Максим Ткаченко. Так, на базе платформы «Росинфра» запущен цифровой проектный офис, который позволяет всем участникам в едином пространстве вести подготовку и — с учетом лучших практик — запускать проекты по заданным типовым бизнес-процессам.

Новые решения разрабатывает и «Сбер». «В целях учета всех запросов от регионов и инвесторов нами был создан «Конструктор концессий» — платформа, позволяющая собрать нетиповое концессионное соглашение более чем в десяти отраслях, — рассказывает Михаил Чачин. — Для сопровождения капиталоемких многосоставных проектов уже полтора года работает дочернее общество банка — «Сберинфра». Из последних знаковых проектов этой компании — кредитное сопровождение всех заявок Фонда содействия реформированию ЖКХ, добавляет он.

Точки роста

Несмотря на расширяющуюся практику использования механизма ГЧП в социальной сфере, в ряде направлений этот инструмент практически не используется. К ним, по словам Максима Ткаченко, относятся культура, туризм, медицинская реабилитация. «В плане запуска ГЧП-проектов это обусловлено определенным разрывом между возможностями региональных и муниципальных властей и интересами инвесторов и финансирующих организаций, — говорит эксперт. — Для его преодоления нужны новые меры государственной поддержки — как финансовые, так и нефинансовые». Также во всех отраслях социальной сферы важно развивать компетенции региональных и муниципальных органов власти, улучшать коммуникацию между различными участниками рынка, уточняет он.

Кроме того, необходим запуск отраслевых программ акселерации по аналогии с акселератором ГЧП-проектов в сфере ИТ, запущенным осенью 2022 года Национальным центром ГЧП совместно с РФРИТ и фондом «Сколково», подчеркивает Ткаченко. Такой шаг, на его взгляд, позволит сформировать потенциальные потребности органов власти в ГЧП-инициативах и найти под них инвесторов-интересантов.

Концессии нужно использовать для снижения издержек и использования преимуществ ГЧП, но нельзя допустить превращения концессии в инструмент извлечения ренты и способ снижения социальных обязательств со стороны государства, предупреждает Андрей Макаров. «ГЧП — это всегда баланс интересов, выгодный и для государства, и для бизнеса. Если этот баланс достигнут, то государство получает актуальный для себя инфраструктурный объект за адекватную стоимость, а инвестор — стабильный денежный поток на длинном горизонте», — резюмирует Михаил Чачин.

Поделиться