Кого травят на работе: изучаем буллинг в корпоративной среде
Более 60% респондентов анонимного онлайн-анкетирования упоминают о буллинге в трудовом коллективе, из которых 93% случаев ― это психологическое давление. При этом пострадавшие часто не воспринимают это как травлю и не обращаются за помощью ― таких 58,1% опрошенных. Кто в рабочем коллективе сталкивается с буллингом и как его предотвратить? Делимся выводами исследования.
Что такое буллинг на работе и как он выглядит
Буллинг в корпоративной среде — это вытравливание сотрудника из коллектива с помощью словесного, психологического, а иногда и физического давления. Заниматься этим может как один человек, так и группа людей. Предпосылки к буллингу на работе — психоэтические перекосы в коллективе, такие как мат, повышенный тон, нарушение личностных границ.
В рамках исследования аналитики МТС ориентировались на виды буллинга разной степени интенсивности:
- soft-буллинг — косые взгляды и мимика, демонстративное игнорирование;
- middle-буллинг — открытый отказ в обслуживании или помощи, высказывание неприятных вещей;
- hard-буллинг — угроза снижением дохода, увольнением или даже физической расправой, а также оскорбления в соцсетях и прямое насилие (намеренно задеть плечом, толкнуть).
Анастасия Лазибная, основатель проекта «Компании для всех возрастов»:
«Буллинг взрослых — до сих пор табу, о нем редко говорят открыто. Помимо этого, жертвы часто не определяют давление в свою сторону как травлю. Мы хотели поднять сложную тему в общении сотрудников, снизить риск дискриминации в рабочих коллективах, а также наглядно показать, что антибуллинговые программы — это эффективный DE&I-инструмент по формированию корпоративной культуры толерантности и равноправия».
Елена Серегина, руководитель Центра МТС по социальной ответственности, разнообразию и инклюзивности:
«Здоровая атмосфера в коллективе обеспечивает слаженную работу персонала и влияет на результативность бизнеса. МТС, где корпоративная культура является одним из важных ориентиров при взаимодействии сотрудников, считает профилактику буллинга важнейшей задачей в любой рабочей среде, поэтому помогает экспертам системно исследовать причины и предпосылки этого явления».
Как часто сотрудники сталкиваются с буллингом и кто в группе риска
Чаще всего с травлей сталкиваются женщины (42%), новые сотрудники (39%), специалисты высокого уровня (32%). При этом 30% респондентов наблюдали буллинг и в инклюзивных коллективах — то есть в таких, где есть возрастные специалисты и люди с инвалидностью (30%). 67% опрошенных в рамках исследования HR-специалистов сталкивались с травлей сотрудников и выдавливанием их из рабочей среды.
Почему люди не обращаются за помощью к начальнику
Когда пострадавшие от буллинга сталкиваются с травлей, они редко говорят об этом руководству: им кажется, что это не решит проблему (28%) и они вряд ли получат поддержку (19%). Часто руководитель сам выступает инициатором буллинга — об этом упоминали 68% опрошенных. Такой вид травли называют боссингом.
МТС и HR-проект «Компании для всех возрастов» узнали у респондентов, с какими именно случаями боссинга они сталкивались лично. Вот несколько примеров, в них руководитель:
- нанимал сотрудников в отдел на основе внешних данных — например, без лишнего веса;
- вел себя эмоционально неустойчиво, срывался, кричал, морально давил на подчиненных;
- провоцировал агрессию и конфликты внутри команды;
- вытравливал сотрудника из компании, чтобы дать место «своему» человеку;
- запрещал подчиненному разговаривать с другими сотрудниками;
- использовал буллинг как стиль общения с коллективом.
В исследовании говорится: «Важным этапом работы с буллингом в любой компании «станет анализ форм травли, а также выработка понятных для всего коллектива процедур и действий в случае обнаружения проблемы. Это будет способствовать внедрению в атмосферу коллектива чувствительности к травле (осознание, что происходящее является буллингом), которая может быть снижена также у руководителей». Так, согласно опросу, 46% управленцев не идентифицировали происходящее с травлей, поэтому обучение менеджерского состава поможет снизить буллинговые настроения в рабочих коллективах.
Как ведут себя коллеги сотрудника, которого буллят
Коллеги жертвы чаще всего ведут себя схожим образом, что и руководство: никак не реагируют на буллинг (48%). Согласно опросу, 46% HR-специалистов в момент травли не идентифицировали происходящее как буллинг, 39% полагали, что ситуация разрешится без их вмешательства, и только 15% просто не знали, как правильно себя вести.
Респонденты указывали, что иногда коллеги травили жертву вместе с другими (41%), сами пытались прекратить дискриминацию лишь в 11% случаев. Большинство участников исследования считают, что происходящее с другим коллегой их не касается (59%), другие (46%) полагаются на решение проблемы без их участия.
Корпоративный буллинг родом из детства?
Авторы опроса пошли дальше и сравнили результаты нашего опроса с исследованиями про буллинг в школе и выяснили, что с возрастом травля становится более «интеллектуальной», принимая различные психологические формы давления. В совокупности с предыдущими показателями становится проще объяснить, почему практически каждому второму руководителю компаний сложнее разобраться в тонкостях буллинга во взрослой среде, где физическое насилие встречается значительно реже, чем за партой.
В разы реже в сравнении с боссингом в школах буллинг провоцируют учителя. При этом школа как учреждение поднимает проблему травли гораздо чаще, в том числе родительским сообществом, и демонстрирует большую готовность к профилактической работе, связанной с недопущением травли. А вот уровень замалчивания травли среди бизнес-компаний катастрофически высок, что в целом может быть связано с отсутствием штатного психолога, который есть далеко не во всех организациях в отличие от учебных заведений.
Как заниматься профилактикой буллинга и почему это важно
Важными составляющими преодоления буллинга станут диагностика корпоративной среды и рабочих команд на предпосылки к травле, а также своевременная разработка профилактических мер, считают авторы исследования. Тем не менее сейчас в случае наличия и даже преодоления случаев травли в коллективе только 12% компаний внедряют в свою работу превентивные меры, профилактику буллинга не проводят в организациях 68% респондентов.
Команда МТС и проекта «Компании для всех возрастов» уверена: профилактика травли необходима, чтобы создать продуктивную и поддерживающую атмосферу для сотрудников. Среди возможных инструментов — аудит культурного кода компании, анонимная диагностика команд на предпосылки травли, вебинары, тренинги и прямые разговоры с сотрудниками о возникших проблемах.
Екатерина Фролова, директор по развитию бренда работодателя и внутренним коммуникациям МТС:
«Для профилактики буллинга в коллективе нужно проводить образовательные мероприятия для руководителей и HR-специалистов и создавать новые системы подготовки управленцев с учетом имеющегося в инклюзии опыта. Например, в МТС действуют специальные HR-инициативы по обучению, адаптации руководителей и команд для работы с инклюзивными целевыми аудиториями. Эти проекты уже показали результат: более 70% сотрудников нашего цифрового холдинга выступают за прием на работу возрастных кандидатов и людей с инвалидностью».
Также 21% респондентов согласен, что наличие в компании ESG— и DE&I-политик или стратегий, а также корпоративных ценностей помогут избежать травли в коллективе. Те работодатели, в коллективах которых нет принципов многообразия, должны в первую очередь подготовить соответствующие внутренние нормативные документы, а также программу адаптации новых сотрудников. Но и работодателям, активно практикующим DE&I, нужно постоянно «замерять» атмосферу в коллективе.
Методология:
Исследование основано на анонимном социологическом онлайн-анкетировании и экспертном интервью порядка 200 сотрудников российских компаний из 27 отраслей. Были опрошены специалисты, занимающиеся кадровыми вопросами и отвечающие за работу команд и персонала. При этом 60% респондентов имеют опыт работы от 10 лет и выше. Иными словами, опрос фокусировался на сотрудниках, имеющих экспертизу в части работы с персоналом, а также отвечающих за атмосферу в коллективах и разрешение конфликтных ситуаций. Опрос проводился в период с июня по июль 2022 года.