Новая Экономика
Бизнес ,  
0 

Кого травят на работе: изучаем буллинг в корпоративной среде

Компания МТС совместно с HR-проектом «Компании для всех возрастов» провела опрос сотрудников из 27 отраслей — от ретейла до IT. Результаты заставляют задуматься: более половины россиян сталкивались с травлей на работе
Фото: МТС
Фото: МТС

Более 60% респондентов анонимного онлайн-анкетирования упоминают о буллинге в трудовом коллективе, из которых 93% случаев ― это психологическое давление. При этом пострадавшие часто не воспринимают это как травлю и не обращаются за помощью ― таких 58,1% опрошенных. Кто в рабочем коллективе сталкивается с буллингом и как его предотвратить? Делимся выводами исследования.

Что такое буллинг на работе и как он выглядит

Буллинг в корпоративной среде — это вытравливание сотрудника из коллектива с помощью словесного, психологического, а иногда и физического давления. Заниматься этим может как один человек, так и группа людей. Предпосылки к буллингу на работе — психоэтические перекосы в коллективе, такие как мат, повышенный тон, нарушение личностных границ.

В рамках исследования аналитики МТС ориентировались на виды буллинга разной степени интенсивности:

  • soft-буллинг — косые взгляды и мимика, демонстративное игнорирование;
  • middle-буллинг — открытый отказ в обслуживании или помощи, высказывание неприятных вещей;
  • hard-буллинг — угроза снижением дохода, увольнением или даже физической расправой, а также оскорбления в соцсетях и прямое насилие (намеренно задеть плечом, толкнуть).

Анастасия Лазибная, основатель проекта «Компании для всех возрастов»:

«Буллинг взрослых — до сих пор табу, о нем редко говорят открыто. Помимо этого, жертвы часто не определяют давление в свою сторону как травлю. Мы хотели поднять сложную тему в общении сотрудников, снизить риск дискриминации в рабочих коллективах, а также наглядно показать, что антибуллинговые программы — это эффективный DE&I-инструмент по формированию корпоративной культуры толерантности и равноправия».

Елена Серегина, руководитель Центра МТС по социальной ответственности, разнообразию и инклюзивности:

«Здоровая атмосфера в коллективе обеспечивает слаженную работу персонала и влияет на результативность бизнеса. МТС, где корпоративная культура является одним из важных ориентиров при взаимодействии сотрудников, считает профилактику буллинга важнейшей задачей в любой рабочей среде, поэтому помогает экспертам системно исследовать причины и предпосылки этого явления».

Как часто сотрудники сталкиваются с буллингом и кто в группе риска

Чаще всего с травлей сталкиваются женщины (42%), новые сотрудники (39%), специалисты высокого уровня (32%). При этом 30% респондентов наблюдали буллинг и в инклюзивных коллективах — то есть в таких, где есть возрастные специалисты и люди с инвалидностью (30%). 67% опрошенных в рамках исследования HR-специалистов сталкивались с травлей сотрудников и выдавливанием их из рабочей среды.

Почему люди не обращаются за помощью к начальнику

Когда пострадавшие от буллинга сталкиваются с травлей, они редко говорят об этом руководству: им кажется, что это не решит проблему (28%) и они вряд ли получат поддержку (19%). Часто руководитель сам выступает инициатором буллинга — об этом упоминали 68% опрошенных. Такой вид травли называют боссингом.

МТС и HR-проект «Компании для всех возрастов» узнали у респондентов, с какими именно случаями боссинга они сталкивались лично. Вот несколько примеров, в них руководитель:

  • нанимал сотрудников в отдел на основе внешних данных — например, без лишнего веса;
  • вел себя эмоционально неустойчиво, срывался, кричал, морально давил на подчиненных;
  • провоцировал агрессию и конфликты внутри команды;
  • вытравливал сотрудника из компании, чтобы дать место «своему» человеку;
  • запрещал подчиненному разговаривать с другими сотрудниками;
  • использовал буллинг как стиль общения с коллективом.

В исследовании говорится: «Важным этапом работы с буллингом в любой компании «станет анализ форм травли, а также выработка понятных для всего коллектива процедур и действий в случае обнаружения проблемы. Это будет способствовать внедрению в атмосферу коллектива чувствительности к травле (осознание, что происходящее является буллингом), которая может быть снижена также у руководителей». Так, согласно опросу, 46% управленцев не идентифицировали происходящее с травлей, поэтому обучение менеджерского состава поможет снизить буллинговые настроения в рабочих коллективах.

Как ведут себя коллеги сотрудника, которого буллят

Коллеги жертвы чаще всего ведут себя схожим образом, что и руководство: никак не реагируют на буллинг (48%). Согласно опросу, 46% HR-специалистов в момент травли не идентифицировали происходящее как буллинг, 39% полагали, что ситуация разрешится без их вмешательства, и только 15% просто не знали, как правильно себя вести.

Респонденты указывали, что иногда коллеги травили жертву вместе с другими (41%), сами пытались прекратить дискриминацию лишь в 11% случаев. Большинство участников исследования считают, что происходящее с другим коллегой их не касается (59%), другие (46%) полагаются на решение проблемы без их участия.

Корпоративный буллинг родом из детства?

Авторы опроса пошли дальше и сравнили результаты нашего опроса с исследованиями про буллинг в школе и выяснили, что с возрастом травля становится более «интеллектуальной», принимая различные психологические формы давления. В совокупности с предыдущими показателями становится проще объяснить, почему практически каждому второму руководителю компаний сложнее разобраться в тонкостях буллинга во взрослой среде, где физическое насилие встречается значительно реже, чем за партой.

В разы реже в сравнении с боссингом в школах буллинг провоцируют учителя. При этом школа как учреждение поднимает проблему травли гораздо чаще, в том числе родительским сообществом, и демонстрирует большую готовность к профилактической работе, связанной с недопущением травли. А вот уровень замалчивания травли среди бизнес-компаний катастрофически высок, что в целом может быть связано с отсутствием штатного психолога, который есть далеко не во всех организациях в отличие от учебных заведений.

Как заниматься профилактикой буллинга и почему это важно

Важными составляющими преодоления буллинга станут диагностика корпоративной среды и рабочих команд на предпосылки к травле, а также своевременная разработка профилактических мер, считают авторы исследования. Тем не менее сейчас в случае наличия и даже преодоления случаев травли в коллективе только 12% компаний внедряют в свою работу превентивные меры, профилактику буллинга не проводят в организациях 68% респондентов.

Команда МТС и проекта «Компании для всех возрастов» уверена: профилактика травли необходима, чтобы создать продуктивную и поддерживающую атмосферу для сотрудников. Среди возможных инструментов — аудит культурного кода компании, анонимная диагностика команд на предпосылки травли, вебинары, тренинги и прямые разговоры с сотрудниками о возникших проблемах.

Екатерина Фролова, директор по развитию бренда работодателя и внутренним коммуникациям МТС:

«Для профилактики буллинга в коллективе нужно проводить образовательные мероприятия для руководителей и HR-специалистов и создавать новые системы подготовки управленцев с учетом имеющегося в инклюзии опыта. Например, в МТС действуют специальные HR-инициативы по обучению, адаптации руководителей и команд для работы с инклюзивными целевыми аудиториями. Эти проекты уже показали результат: более 70% сотрудников нашего цифрового холдинга выступают за прием на работу возрастных кандидатов и людей с инвалидностью».

Также 21% респондентов согласен, что наличие в компании ESG— и DE&I-политик или стратегий, а также корпоративных ценностей помогут избежать травли в коллективе. Те работодатели, в коллективах которых нет принципов многообразия, должны в первую очередь подготовить соответствующие внутренние нормативные документы, а также программу адаптации новых сотрудников. Но и работодателям, активно практикующим DE&I, нужно постоянно «замерять» атмосферу в коллективе.

Методология:

Исследование основано на анонимном социологическом онлайн-анкетировании и экспертном интервью порядка 200 сотрудников российских компаний из 27 отраслей. Были опрошены специалисты, занимающиеся кадровыми вопросами и отвечающие за работу команд и персонала. При этом 60% респондентов имеют опыт работы от 10 лет и выше. Иными словами, опрос фокусировался на сотрудниках, имеющих экспертизу в части работы с персоналом, а также отвечающих за атмосферу в коллективах и разрешение конфликтных ситуаций. Опрос проводился в период с июня по июль 2022 года.

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Дать на чай»: эволюция чаевых от традиции к бизнес-инструментуСоциальная экономика, 10 дек, 12:00
Металл для энергоперехода: сможет ли Россия обеспечить себя литиемИндустрия 4.0, 28 ноя, 11:00
Замена SAP и суперапп: как продвигается переход на российские IT-решенияИндустрия 4.0, 19 ноя, 11:00
Как золото стало драйвером экономики ЯкутииСоциальная экономика, 19 ноя, 10:00
Все свое: как промышленные предприятия импортозамещают технологииИндустрия 4.0, 12 ноя, 18:33
Востоковед Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным»Социальная экономика, 01 ноя, 15:55
Чем страховые компании интересны инвесторам в период высоких ставокИндустрия 4.0, 29 окт, 18:24
Бизнес по-китайски: как развиваются торговые отношения Москвы и ПекинаСоциальная экономика, 28 окт, 15:04
Татьяна Ким: «Планы на Ближний Восток, Азию и Африку остаются в силе»Социальная экономика, 28 окт, 11:41
Как вывести логистику на новый уровеньИндустрия 4.0, 09 окт, 10:00
Наталья Зубаревич: «У вас не получится разогнаться, если некому работать»Социальная экономика, 09 окт, 10:00
7 трендов в развитии франшиз в РоссииСоциальная экономика, 03 окт, 12:20
Болливуд, Толливуд и Молливуд: как устроен индийский кинематографСоциальная экономика, 24 сен, 16:44
Как правительства и бизнес управляют людьми через стимулыСоциальная экономика, 29 июл, 14:38