Богатые россияне стали в четыре раза чаще декларировать иностранные счета

Состоятельные россияне (с активами от $1 млн) стали чаще уведомлять российские налоговые органы о своих зарубежных счетах. С мая прошлого года доля богатых российских граждан, подавших налоговые декларации, выросла в четыре раза — с 10 до 40%. Об этом свидетельствуют данные совместного исследования международного брокера недвижимости Tranio и британской компании Adam Smith Conferences, проведенного в этом году. В его рамках эксперты опросили 60 специалистов сферы private-банкинга, юристов и налоговых консультантов, работающих с владельцами крупных капиталов из России.
Как отмечается в исследовании, увеличение доли россиян, подавших декларации по зарубежным счетам, связано с присоединением страны к соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией между государствами в мае 2016 года. Благодаря этому документу российские налоговики с 2018 года будут автоматически получать данные об иностранных счетах налоговых резидентов России. На настроения состоятельных граждан также повлияли изменения в российском законодательстве. В частности, поправки в федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 12, ч. 7), обязавшие налоговых резидентов предоставлять информацию о своих заграничных счетах и вкладах. Также в прошлом году была ужесточена административная и уголовная ответственность за сокрытие иностранных счетов, добавляют авторы исследования.
По словам управляющего партнера Tranio Георгия Качмазова, россияне, которые подают декларации по зарубежным активам, обычно открывают для этого новые банковские счета с чистой историей транзакций. «Прежние счета ликвидируются, а средства с них переводятся окольными путями, чтобы между старыми и новыми счетами нельзя было проследить никакой связи», — говорит эксперт. В большинстве случаев россияне сначала заводят деньги на счет в российском банке, а уже с него переводят средства на новые зарубежные счета, удаляя таким образом всю цепочку старых транзакций, среди которых могут быть сомнительные операции. «Таким образом, размер зарубежного капитала клиента известен государству, новые счета не пустуют, однако на них нет никакой истории транзакций, и связь между старым и новым зарубежным счетом никак не прослеживается», — отмечает Качмазов.
Партнер консалтинговой компании PwC Максим Кандыба в целом соглашается с выводами исследования. «Присоединение России к соглашению об обмене налоговой информацией означает, что с 2018 года информация по некоторым классическим финансовым инструментам россиян за рубежом, включая счета и депозиты, будет поступать в ФНС автоматически. На этом фоне раскрываемость действительно могла вырасти», — говорит он. Партнер компании Paragon Advice Group юрист Александр Захаров добавляет, что отчитываются по иностранным счетам или закрывают их только те россияне, которые решают жить в России и вести бизнес в этой юрисдикции — остальные просто отказываются от налогового резидентства страны.