Лента новостей
Законопроект о криптовалютах подготовили ко второму чтению в Госдуме 11:44, Крипто Глава Приморья отказался участвовать в новых выборах губернатора 11:42, Политика «Спартак» не взял Глушакова и Ещенко на матч Лиги Европы 11:38, Спорт Qatar Airways потеряла $69 млн из-за бойкота со стороны арабских стран 11:20, Бизнес Памфилова предложила признать выборы в Приморье недействительными 11:11, Политика Во Львовской области запретили публично исполнять песни на русском языке 11:10, Политика Успеть до 1 ноября: ФНС разъяснила правила получения налоговых вычетов 10:51, Недвижимость Бывший глава Росприроднадзора стал вице-президентом New Stream Group 10:50, Бизнес В России появится отдельная сеть связи для «спецпотребителей» 10:47, Технологии и медиа «Ливерпуль» впервые за 57 лет одержал шесть побед подряд на старте сезона 10:46, Спорт Прокуратура Нью-Йорка представила отчет о проблемах в работе криптобирж 10:43, Крипто В США освободили от пошлин производимые в Китае Apple Watch и AirPods 10:32, Технологии и медиа Армен Бадалов: «В образовании необходима связка науки и реалий жизни» 10:29, Партнерский материал Дина Рубина: «Среди писателей я редко встречала нормальных людей» 10:16, Стиль Эскобару и не снилось: как три колумбийца сделали стартап на $1 млрд 10:04, Свое дело Цена услуги: как привлечь бизнес в социальную сферу и не ошибиться 10:01, Мнение Как «Netflix для кинотеатров» оказался на грани банкротства 10:01, Технологии и медиа Трамп назвал «воодушевляющими» новые договоренности Сеула и Пхеньяна 09:38, Политика Китай ответил на пошлины США: как отреагируют золото и серебро 09:12, Quote Самое красивое ралли: от «Чайки» до Bentley из 1950-х 08:57, Авто  Китай сократил инвестиции в госдолг США на $7,7 млрд 08:57, Экономика Трансформер: все о самом необычном Mercedes-Benz 08:55, Авто КНДР и Южная Корея подписали всеобъемлющее военное соглашение 08:52, Политика Как доказать, что вас обманули контрагенты 08:51, Строительство  Самолет экстренно сел в Тюмени из-за инфаркта у пассажира 08:16, Общество «Ведомости» узнали о согласии Schlumberger передать России технологии 08:05, Бизнес «Роскачество» определило лучшие электрические зубные щетки 08:00, Бизнес Фонд развития профинансирует проекты от Камчатки до Суэцкого канала 07:47, Экономика
Аварийный выход: что делать, если к вам пришли страховые коллекторы
Деньги, 05 авг 2015, 15:35
0
Аварийный выход: что делать, если к вам пришли страховые коллекторы
Страховые компании уже несколько лет активно пользуются услугами коллекторов для взыскания долгов с виновников автомобильных аварий. Что стоит знать о работе страховых коллекторов и как себя вести с ними?
Фото: Lori

Страховка ОСАГО не всегда защищает от проблем в случае ДТП. Иногда ее лимита (до сентября 2014 года это 120 тыс. руб., сегодня 400 тыс. руб.) не хватает для покрытия нанесенного вами ущерба. А иногда ваша страховая компания оценивает размер убытка ниже, чем страховая компания пострадавшего, и тогда страховщик требует разницу с вас.

Переход к страховой компании права требовать с виновника возместить причиненный ущерб называется суброгацией. «Это когда тот, кто причинил убытки застрахованному лицу, становится должником его страховой компании», — объясняет партнер компании «Деловой фарватер» Роман Терехин. Эти «долги» (в основном по автострахованию) страховщики и уступают коллекторам.

Насколько юридически обосновано появление в этой схеме профессиональных агентств по взысканию долгов и как правильно поступить, если к вам постучались страховые коллекторы?

Борьба с издержками

Рост интереса страховщиков к услугам коллекторов спровоцировал кризис 2009–2010 годов, говорит президент «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева. Тогда в рамках борьбы с издержками страховые компании старались наладить эффективный сбор долгов с виновников аварий. Доля страховых долгов в портфелях коллекторов составляет сегодня лишь 3–5%. «Это 25–27 млрд руб., средняя сумма задолженности — 75 тыс. руб.», — рассказывает Докучаева. Эти цифры подтверждает и первый вице-президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Александр Морозов. «Это вполне объективная оценка рынка», — согласен он.

С коллекторами работают далеко не все страховщики. Так, по словам начальника юридического управления «ВТБ Страхования» Павла Кондратюка, зачастую коллекторы не понимают страховой специфики и нацелены скорее на работу с банками, чем со страховщиками. «По крайней мере у нас был опыт неэффективной работы», — рассказывает Кондратюк. Его коллеги из «АльфаСтрахования» считают по-другому. Руководитель управления суброгации «АльфаСтрахования» Александра Селиванова говорит, что сейчас виновники аварий не боятся ни страховой компании, ни суда. «Фактор третьей силы в лице коллекторского агентства, как правило, приносит положительный результат в коммуникациях с должниками», — уверена она.

Страховые долги

Как автострахование превращается в долг? По ст.956 Гражданского кодекса понятие суброгации невозможно исключить из договора страхования. А если от права требовать возмещения убытков с их виновника вдруг отказался потерпевший клиент страховой компании, он лишается выплат по своему полису.

«Суброгация возникает только после того, как страховая компания выплачивает страховое возмещение застрахованному лицу», — подчеркивает Терехин из «Делового фарватера». После этого страховщик может предъявить претензии к виновнику происшествия или передать право требовать возмещения кому-либо еще. «Условия суброгации прописаны в страховом договоре», — напоминает директор Национальной службы взыскания Антон Дианов.

После того как страховая компания получила право взыскивать ущерб, начинается работа с виновником ДТП. «Вначале мы направляем должнику письмо», — рассказывает директор департамента суброгационной и регрессной работы страховой компании «Согласие» Андрей Сурков. Если он не откликнулся и не пошел на переговоры, дело передают юридическим компаниям или коллекторам. У каждой страховой фирмы свой срок ожидания реакции на эти требования. В «АльфаСтраховании» он составляет восемь месяцев. «Нет смысла надеяться на рост эффективности взыскания после этого срока», — замечает Селиванова.

Большая разница

Чем больше срок с момента возникновения аварии, тем сложнее взыскать деньги. В этом плохие долги по кредитам и страховкам похожи. Но в остальном эти долги совершенно различны.

В случае с банковским кредитом коллекторы пытаются выбить у должника именно долг — сумму кредита. В случае со страховыми компаниями долга как такового нет: у страховщиков и коллекторов есть только право потребовать вернуть некоторую сумму, рассчитанную экспертами страховой компании. Сумму, под которой должник не подписывался, компании, с которой он, скорее всего, не имел отношений.

«Клиенты не всегда понимают, что они вообще должны кому-то деньги. Если вы берете кредит, то вам сложно это отрицать, что вы по нему должны, а здесь нет понимания», — сетует председатель совета директоров «Руссколлектора» Илья Фомин.

Право требовать возместить ущерб превращается в долг только по решению суда. «Поэтому работа с такими долгами требует поточного юридического сопровождения», — отмечает Дианов из НСВ. И большинство дел — 85%, по оценке Селивановой из «АльфаСтрахования», действительно приходится разбирать в суде.

Непростые клиенты

Именно из-за этих сложностей активно растущие на фоне кризиса коллекторские агентства предпочитают работать с другими сегментами просроченной задолженности, например с ЖКХ. По оценкам «Секвойя кредит консолидейшн», объем задолженности населения за услуги ЖКХ на начало июля 2015 года составлял 230 млрд руб. Банкам граждане должны еще больше — 806,3 млрд руб. — огромные цифры по сравнению с 25–27 млрд руб. долга страховым компаниям.

По словам Фомина, обычно информация, поступающая от страховой компании, менее детальная, чем информация банка. «Тем не менее такие долги все равно можно ранжировать, выбирать различные методы их оценки», — считает он. У коллекторов меньше контактных данных о должнике, зато есть представление о его имуществе: в протоколах указаны марка, год выпуска и другие данные автомобиля виновника аварии.

Осенью 2014 года покрытие по ОСАГО увеличилось до 400 тыс. руб. «Это значительно снизило число таких должников», — отмечает президент Ассоциации защиты страхователей, владелец юридической компании «Главстрахконтроль» Николай Тюрников. По его оценке, страховщики возвращают за счет суброгации около 15% выплаченных денег.

Дело в экспертизе

Первое, что нужно сделать, если страховщик или коллектор требует оплатить задолженность, — оформить независимую экспертизу. «В нашей практике конечная сумма выплат даже после суда всегда на 30–50% ниже заявленной страховщиком», — рассказывает Тюрников. Сами страховые компании более сдержанны в оценках. «В среднем независимая экспертиза на четверть снижает сумму конечного платежа», — признает Селиванова из «АльфаСтрахования».

При этом экспертизу, по данным «АльфаСтрахования», проводит только 10% ответчиков. «Чаще они заявляют ходатайство о назначении экспертизы уже в суде», — говорит Селиванова. Возможно, потому что она стоит сегодня 3–5 тыс. руб. и должники пытаются возложить эти расходы на страховые компании.

Дальше, считает Тюрников, стоит связаться со страховщиком и предложить возместить меньше запрошенного, но быстро. Однако не всегда, по словам эксперта, коллекторы идут на понижение суммы претензий в досудебном порядке. «В этом случае и надо идти в суд», — считает Тюрников. По словам Терехина из «Делового фарватера», надо учитывать, что суд может также назначить еще одну, свою, экспертизу и будет делать выводы именно на ее основании. Но в любом случае наличие собственной экспертизы позволит снизить претензии страховых коллекторов.