Переход в Россию: как защититься от возможных сбоев по банковским картам
По новым правилам работы на территории России международные платежные системы Visa и MasterCard должны с 1 апреля начать проведение внутрироссийских транзакций через Национальную систему платежных карт (НСПК). Иными словами, все операции по выпущенным российскими банками пластиковым картам теперь должны осуществляться через этого оператора.
Ввести новые правила было решено в прошлом году, после того как Visa и MasterCard заморозили операции по картам попавших под санкции банка «Россия» и СМП Банка. Во вторник ЦБ сообщил, что MasterCard завершил процесс подключения банков к операционно-клиринговому центру НСПК в установленный срок. Ранее стало известно, что Visa не успевает перевести весь трафик в национальную платежную систему и продолжит проводить операции через свои клиринговые центры.
Большинство отечественных банков уверяют, что процесс перехода никак не отразится на клиентах. Сбербанк еще 27 марта заявил, что готов к любому развитию событий и обслуживание карт будет стабильным – кредитная организация готова обслуживать международные банковские карты как в новом формате – через канал НСПК, так и в прежнем.
«С точки зрения клиента нет никакой разницы, как именно маршрутизируется транзакция. Это просто смена технологии, которая не должна отразиться на владельцах карт», – уверяет начальник отдела пластиковых карт и сервисов ДБО Абсолют Банка Алексей Перов. Некоторые банки все же предупредили клиентов о возможных сбоях при использовании пластиковых карт. В конце прошлой недели Райффайзенбанк распространил среди клиентов сообщение, в котором попросил отнестись с пониманием к «возможным неудобствам, вызванным техническими работами». При этом банк уточнил, что предстоящие изменения не затронут операции, совершаемые в банкоматах Райффайзенбанка, а также операции клиентов, находящихся за границей. Теоретически возможны некоторые технические сложности у банков, но они едва ли будут глобальными, уточняет Перов.
Что может пойти не так?
Самый негативный вариант – это остановка всех операций с картами Visa и MasterCard в России. Это произойдет в случае, если платежные системы отключат банковские идентификационные номера (БИН), которые они используют для идентификации банка при авторизации, процессинге и клиринге, говорит заместитель начальника департамента платежных технологий Пробизнесбанка Леонид Яшин.
Впрочем, это очень маловероятный сценарий, оговаривается эксперт. Основная проблема, которая может возникнуть у держателей карт, – отказ обслуживания. То есть оплата по картам просто не будет осуществляться. «Мы сталкивались с похожей проблемой, когда начинали выпуск карт платежной системы Union Pay», – рассказывает заместитель председателя правления ЛайтБанка Денис Фонов. У некоторых банков не подгружался идентификационный код, который определяет карту в системе. «Это можно сравнить с ситуацией, когда у вас есть паспорт, но по каким-то причинам его номер исчез из системы. Чтобы его вернуть, нужно связаться с органом, который его выдал. Мы точно так же в ручном режиме связывались с банками, системы которых не видели карты клиентов, и просили внести изменения», – вспоминает Фонов. Обычно этот процесс занимал один-два дня.
Также в отдельных случаях возможны списания средств с задержкой и двойные списания, добавляет Яшин.
Как обезопасить себя от сбоев?
Мы попросили банкиров рассказать, как избежать проблем из-за возможных сбоев в обработке карт. Вот основные правила, следуя которым, можно сохранить время и деньги:
1. Имейте при себе наличные.
Самый очевидный совет – запастись наличными деньгами. «Наличные необходимы на случай, если операции по картам не будут проходить. Довольно неприятно оказаться в ситуации, когда вы пообедали в кафе, а заплатить по счету не можете», – говорит Яшин из Пробизнесбанка.
2. Снимайте деньги в банкомате собственного банка.
«Если карта, выпущенная банком, обслуживается в его собственной инфраструктуре, то обработка операции происходит в процессинговом центре самого банка, – объясняет исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова. – Даже если произойдет сбой, банкоматы банков, выпустивших карту, будут работать. То есть если у вас карточка Visa, выпущенная Сбербанком, то вы всегда сможете снять деньги в банкомате Сбербанка».
3. Используйте карты альтернативных платежных систем.
«Всегда нужно иметь запасной вариант. В России уже доступны карты китайской платежной системы Union Pay и японской системы JCB. Пока нет полной ясности, как будет работать НСПК, я бы советовал иметь на всякий случай карты этих систем и использовать их», – говорит Фонов. Ну или хотя бы держать деньги на картах двух платежных систем – Visa и MasterCard.
4. Используйте PayPal при покупках в интернет-магазинах.
«Мы бы посоветовали пока пользоваться услугами операторов электронных платежей – PayPal или российскими аналогами вроде PayOnlinе», – говорит президент Национальной ассоциации электронной торговли Александр Иванов. Деньги здесь не списываются сразу, и транзакции защищены – гарантии по оплате предоставляются как покупателю, так и продавцу. Если покупки совершаются в российских интернет-магазинах, то в качестве способа оплаты лучше выбирать наложенный платеж или расчет с курьером при доставке, добавляет Иванов.
Что делать, если у вас все-таки были списаны лишние средства?
Основной совет, который дают банкиры, – при возникновении любых сложностей с проведением транзакций обращаться к специалистам банка, выпустившего карту. Если при оплате у вас были некорректно списаны деньги, то нужно сохранить все чеки и сразу же обратиться в банк, поясняет глава Национального совета финансового рынка Андрей Емелин. Сотрудники колл-центра предложат приехать в ближайшее отделение и написать заявление.
По закону «О национальной платежной системе», в случае оспаривания платежа банк должен рассмотреть претензию клиента в течение 30 дней, если речь идет о платежах, совершенных на территории России, и в течение 60 дней при заграничных транзакциях. Правда, средства будут возвращены только в том случае, если клиент не нарушил правила пользования пластиковой картой, то есть не передавал карту другим людям, не сообщал посторонним PIN-код и т.п., напоминает Емелин.