Лента новостей
Ассоциация производителей допустила повышение цен на шампанское из-за НДС 05:39, Бизнес США обвинили Иран в нарушении резолюций СБ ООН из-за запуска спутника 05:18, Политика Как робот может помочь заработать на пенсию 05:04, РБК и Samsung Генпрокуратура ответила на идею допустить ОНК к этапированию заключенных 04:51, Общество McDonald's проиграл тяжбу за торговую марку Big Mac в Евросоюзе 04:37, Бизнес Путин заявил о незаинтересованности России в гонке вооружений 04:17, Политика СМИ узнали о возможной покупке «Ростелекомом» оператора DataLine 04:00, Бизнес Сенат США решил провести дебаты о снятии санкций с компаний Дерипаски 03:54, Политика Макрон назвал три варианта развития ситуации с Brexit 03:38, Политика Количество погибших при нападении на отель в Кении достигло 15 человек 02:57, Общество СМИ узнали об аресте на Кипре имущества украинского олигарха Фирташа 02:49, Бизнес В ЦБ увидели в сказках помеху финансовой культуре россиян 02:37, Общество В Воронежской области возбудили дело после гибели восьми человек в ДТП 02:16, Общество Решайся: как встать на серф 02:09, РБК и «Билайн» Силуанов назвал главный недостаток реализации майских указов 2012 года 02:07, Политика МИД ответил на публикацию о влиянии Бутиной на выборы президента США 01:57, Политика Путин cчел нужными гарантии ЕС для заинтересованных в «Турецком потоке» 01:22, Бизнес Скворцова заявила о планах использовать нанороботов против опухолей 01:03, Общество В Северной Ирландии потребовали от Мэй добиться новой сделки о Brexit 00:42, Политика Путин назвал автокефалию церкви на Украине опасным политикантством 00:33, Политика Борис Джонсон заявил о возможности новых переговоров с ЕС о Brexit 00:14, Политика Мэй после провала голосования по Brexit попросила «прислушаться к народу» 00:00, Политика Лидер рынка ОСАГО отчитался о первых продажах после изменения тарифов 00:00, Финансы Эксперты предложили ввести пособия по бедности на 0,5 трлн руб. 00:00, Экономика В ЕС заявили о продолжении ратификации соглашения по Brexit 15 янв, 23:52, Политика Время просыпаться: как нормализовать сон после праздников 15 янв, 23:49, РБК и Philips Оппозиция инициировала голосование об отставке правительства Мэй 15 янв, 23:36, Политика В Думе предложили не возобновлять выплаты в бюджет Совета Европы 15 янв, 23:17, Политика
Журнал
Versus и остальные: как устроены и на чем зарабатывают рэп-баттлы
Журнал №7-8 (132), Июль-Август 2017 Бизнес, 28 июл 2017, 16:24
0
Versus и остальные: как устроены и на чем зарабатывают рэп-баттлы
Три раунда по две минуты, два участника, один победитель. Это уже почти спорт — рэп-баттлы. Рифмованные разборки бьют все рекорды популярности, собирая 20–30 млн просмотров на YouTube, и приносят доходы организаторам
Фото: Сергей Платонов / Russian Battle League

Баттлом (от английского battle — «битва, бой») в рэпе называют словесный поединок двух или более оппонентов. Запуск Versus принято считать началом взлета в России так называемых офлайн-баттлов — очных встреч двух рэперов, которые без музыки зачитывают заранее подготовленные рифмованные строки. Им предшествовали фристайл-баттлы, в которых исполнители придумывали и рифмовали оскорбления на ходу, и онлайн-баттлы, рассказывает судья Versus-баттлов, один из модераторов форума hip-hop.ru и организатор онлайн-баттлов Дмитрий Егоров.

«В онлайне баттлы проходили так: объявлялась тема на раунд, на которую нужно записать трек. Участники присылали записи, судьи выбирали тех, кто проходит дальше. У баттлов был серьезный призовой фонд — до 100 тыс. руб., и многие исполнители, которых мы знаем сегодня, начинали именно там», — говорит Егоров.

В свое время рэп-баттлы пытались запустить на ТВ: в 2008 году на «Муз-ТВ» стартовало шоу «Битва за респект». Состав участников бывал серьезным, но проект получился пресным, и запомнились эти рэп-поединки только одним финалом, на который приходил премьер-министр России Владимир Путин, говорит Егоров.

«Интернет-баттлы сдохли. Фристайл-баттлы давно мертвы. Я знаю эту кухню, с вами Ресторатор, добро пожаловать на Versus-баттл!» — этими словами основателя и ведущего баттл-площадки Versus Александра Тимарцева, или Ресторатора, начинается первый ролик на YouTube-канале Versusbattleru — «Гарри Топор vs Billy Milligan». Трансляция офлайновых поединков оппонентов на главном и лишенном телевизионной цензуры видеохостинге стала причиной взрывного роста Versus и баттлов вообще.

В основе рэп-баттла лежит конфликт: участники с помощью панчлайнов — строчек, которые призваны как можно сильнее «зацепить» соперника, — пытаются вывести из себя, унизить, дискредитировать оппонента. По сути, это альтернатива уличной драке, поэтому в баттлах можно применять любые грязные приемы, кроме прямого физического насилия, объясняет Дмитрий Егоров.

Кто-то берет на вооружение прямые и примитивные шутки про внешность, болезни или близких, кто-то предпочитает более сложные слова и конструкции. «Самые сильные баттлы получаются, когда у соперников есть реальные претензии друг к другу, когда им есть что друг другу сказать», — говорит Антон Забаев, организатор баттл-рэп-площадки RBL (Russian Battle League).

Баттл Oxxxymiron vs Johnyboy собрал почти 38 млн просмотров. Это пока рекорд. (Фото: видео versusbattleru / Youtube)

За участие в основной лиге Versus соревнующиеся получают гонорары от 20 тыс. до 150 тыс. руб., в других лигах обычно меньше — от 10 тыс. до 25 тыс. руб., рассказывает нынешний руководитель проекта Slovo Дима Капранов. Но главное — не деньги, а возможность показать себя большой аудитории и доказать, что ты можешь состязаться в этом непростом жанре, уверен Дмитрий Егоров. «Многие большие артисты отказываются от участия в баттлах, потому что не готовы к серьезному уровню агрессии: все же баттл-рэп — очень грязная вещь. И далеко не все известные артисты умеют хорошо выступать, а баттлы записываются вживую, и это большой риск для имиджа», — говорит он.

Достаточно долго баттлы в России оставались соревнованиями для рэперов и людей с соответствующим бэкграундом. Но полтора года назад, когда рэп-баттлы вышли на пик популярности, на канале Versus появился первый ролик с «битвой блогеров», не имевших к рэпу никакого отношения. Самый популярный на канале рэп-баттл — Оксимирон против Джонибоя — набрал около 38 млн просмотров, а на втором месте — баттл блогеров Хованского и Ларина: его посмотрели около 32 млн раз.

Основателям подключение новой аудитории скорее не понравилось. В рэп-баттлах тоже все начиналось с обилия мата и шуток про гениталии, но это довольно быстро наскучило, вспоминает руководитель баттл-площадки #SLOVOSPB и организатор баттлов «Рвать на битах» Ден Чейни: «Участники поняли, что круче в баттлах смотрится тот, кто выберет слова позлее и обороты интереснее, и за несколько лет аудитория баттлов довольно сильно повзрослела. А зрители, которые пришли вслед за блогерами, — по моим подсчетам, их где-то около 2 млн человек — не успели пройти этот путь. Поэтому сейчас многие в погоне за просмотрами поневоле возвращаются к самым примитивным шуткам, развитие культуры замедляется».

Основатели Versus с журналом РБК общаться не захотели. «Мы уже все сказали в многочисленных интервью, и уже действительно нечего добавить», — ответил на вопросы основатель и ведущий баттл-площадки Versus Александр Тимарцев, более известный как Ресторатор

Versus и остальные

Площадки для офлайн-баттлов не российское изобретение, все первые проекты сделаны по кальке с крупнейших зарубежных лиг: канадской KOTD, британской Don’t Flop, американской GrindTimeNow. «На Западе действует около 50 баттл-лиг, которые старше наших лет на пять-десять. Все новое, что появляется у нас, уже опробовано там, мы не первопроходцы», — говорит Чейни. Но Versus уже популярнее англоязычных оригиналов: у официального канала лиги Don’t Flop на YouTube, созданного в 2009-м, чуть больше 400 тыс. подписчиков и 128 млн просмотров, у российского проекта — 3,1 млн подписчиков и 370 млн просмотров.

«Сегодня Versus — это самый яркий проект в России, с этим глупо было бы спорить. Но он не единственный, и в перспективе у него могут появиться очень сильные конкуренты», — уверен Дима Капранов. Всего в России сегодня действует пять достаточно крупных площадок, которые способны конкурировать по популярности контента: Versus, Slovo, #SLOVOSPB (бывший филиал проекта Slovo, полтора года назад отсоединившийся в независимую площадку), 140 BPM Battle и RBL.

Именно краснодарская Slovo была первой офлайн-баттл-площадкой в России, которая заработала за полгода до Versus. Основали ее бывший участник краснодарской группы Mary Jane Хайд (Антон Белогай) и организатор первого на юге страны хип-хоп комьюнити-портала South Rap PLC (Сергей Трущёв). «Versus с самого начала сделала ставку на известных рэп-исполнителей, которые пробовали себя в жанре баттлов. В Slovo же участвовали не известные широкой аудитории ребята, которые специализировались на баттлах, а не на музыке», — объясняет Дима Капранов. «Бесспорно, Versus — самый яркий российский проект, главный популяризатор баттлов в России», — уверен Ден Чейни.

На запуск Russian Battle League (RBL) Антон Забаев потратил около 300 тыс. руб. (Фото: Сергей Платонов / Russian Battle League )

Сейчас все большей популярностью пользуются баттлы на битах — короткие выступления под музыку с заранее определенным ритмом. Третий и четвертый по популярности выпуски Versus (20 и 19 млн просмотров) — это баттлы Versus BPM. Это вполне закономерное явление, уверен Ден Чейни: «Баттлы на битах динамичнее, для них требуются навыки рэпера, а не поэта. В выступлениях без музыки очень важны хороший текст и харизма, а этим могут похвастаться далеко не все участники. А бит как чит-код решает эту проблему: когда он звучит, народ уже качается, и чтобы выглядеть хорошо, достаточно просто не сделать полную лажу».

Первыми в России делать баттлы под бит стали опять же не в Versus, а в #SLOVOSPB: ее команда полгода назад запустила проект 140 BPM Battle, который затем отсоединился в самостоятельную площадку (название означает примерный ритм записей, под которые проводятся баттлы, — 140 ударов в минуту). 140 BPM Battle — первая баттл-площадка в России, которая начала собирать по несколько миллионов просмотров своих роликов спустя всего несколько месяцев после запуска проекта. В мае #SLOVOSPB запустила проект командных баттлов «Рвать на битах». Всего за пару недель после запуска несколько роликов с поединками в новом формате набрали больше 1 млн просмотров на YouTube.

Баттловая экономика

Для каждого из организаторов площадок они являются основным занятием, на которое уходит все время, говорит Дима Капранов. Антон Забаев, известный в баттл-рэпе как Забэ, на запуск RBL потратил около 300 тыс. руб. «Это не так много. Очень помог тот факт, что опытные и достаточно сильные участники приходят ко мне, не требуя гонорары, иначе пришлось бы потратить не меньше миллиона», — рассказывает он.

Основные траты проекта — логистика для участников, аренда оборудования и съемка; это не меньше 100–150 тыс. руб. на баттл, объясняет Забаев: «Встречи проходят раз в полтора месяца, часть расходов отбивается за счет билетов, но несколько месяцев мне приходилось «вбрасывать» в проект примерно по 100 тыс. до того, как площадка начала приносить прибыль».

Сегодня все крупные баттл-площадки прибыльны, говорит Капранов, но большая часть денег идет в рекламу и продвижение проектов. С мероприятия, которое обходится проекту в 300 тыс. руб., организаторы Slovo получают примерно 150 тыс. чистой прибыли, продолжает он.

Примерно такие же цифры называет создатель лиги RBL. «С одной встречи в новом сезоне, который начнется осенью, мы сможем получать минимум 150–200 тыс. руб. чистой прибыли», — делится планами Забаев.

Самые популярные российские баттлы

37 млн просмотров
Oxxxymiron против Johnyboy

31 млн просмотров
Хованский против Ларина

20,5 млн просмотров
Джарахов против Ларина
 

Источник: YouTube

YouTube остается главным, но уже не для всех единственным источником заработка. «Экономика довольно простая: в среднем на баттловом рынке 1 млн просмотров стоит 100–200 тыс. руб. с одного крупного спонсора. Для Versus, думаю, эта цифра в несколько раз выше», — объясняет Забаев. У Versus больше всего рекламных контрактов: в последних роликах площадки одновременно рекламируется семь компаний, среди которых минимум два «генеральных продюсера» проекта, за рекламу которых в одном видео площадка получает от 500 тыс. руб. В прайс-листе, который представители Versus прислали в ответ на запрос корреспонденту журнала, назвавшемуся потенциальным рекламодателем, указаны еще две категории партнерства: официальный партнер за 50 тыс. руб. с одного ролика и генеральный партнер за 200 тыс. руб. с ролика. На основе этой информации и приблизительной стоимости просмотров на YouTube можно подсчитать, что за одно видео баттла рэперов Lil Dik и Сявы организаторы могли получить больше 2 млн руб.

Новый спорт

Далеко не все рекламодатели готовы рекламироваться на баттлах, несмотря на все миллионы просмотров, но есть бизнес, который не боится мата и агрессии. Букмекерские конторы принимают ставки на результаты баттлов и поддерживают крупнейшие площадки: у трех из пяти уже есть по одному партнеру-букмекеру, еще одна площадка — в стадии переговоров с такой компанией.

«Меня все забыли, а тебя и не знали»: Lil Dik vs Сява (Фото: видео versusbattleru / Youtube)

«Больше года назад мы заметили, что рэп-баттлы начали набирать большие обороты, — говорит представитель букмекерской конторы 1xbet, которая сотрудничает со Slovo. — Мы решили проверить, есть ли там наша целевая аудитория: сделали ставку на победителя баттла Оксимирона против ST на Versus». Это был чистый эксперимент, говорит он: не договаривались ни с площадкой, ни с артистами, просто смотрели на реакцию аудитории. Новость облетела рэп-паблики и профильные порталы буквально за день, говорит представитель 1xbet: «Ставки принимались полным ходом. Плюс мы сделали ставку для тех, кто несильно разбирается в рэпе, но следит за трендами YouTube: человек мог сделать ставку на то, сколько ролик наберет просмотров в первые сутки. Оба эксперимента удались».

«Мы выбрали для поддержки Versus-баттл, потому что компания Leon стремится занять сегмент рынка, близкий к молодому пользователю. Аудитория баттлов понимает нас, а мы в свою очередь понимаем аудиторию», — рассказал Дмитрий Точилин, гендиректор рекламного агентства «Ленинград Медиа», которое занимается размещением рекламы для букмекерской конторы Leon.

Аудитория баттлов для букмекеров, по сути, целевая: это несколько миллионов молодых людей, которые «слушают рэп, смотрят футбол», это уже практически стереотип, говорит Забаев из RBL.

Баттлы и сами становятся новым спортом: в них принимают участие все больше людей, появляются правила судейства, аналитика и прогнозы. В баттл-рэпе уже есть система лиг: для новичков и состоявшихся артистов. Баттлы дают возможность раскрутиться и начать карьеру новым исполнителям, которой раньше, в «добаттловую» эпоху, просто не было, говорят организаторы площадок. Правда, все приводят один пример — Геннадий Фарафонов, рэпер Rickey F, участник лиги для новичков Versus: Fresh Blood, который после проекта собрал на концерте в Москве в мае тысячу человек. И пока это единственный подобный случай.