Деньги, здоровье и этика
Главная задача любого бизнеса — получение прибыли, но этот старинный постулат всегда сопровождался множеством этических вопросов и проблем. Когда речь идет о бизнесе, связанном со здоровьем людей, количество и разнообразие этих вопросов умножается многократно.
Достойно ли, например, зарабатывать на стариках, предлагая их родственникам селить их в отдельные дома и пансионаты за отдельную, часто очень высокую плату? Должен ли этот бизнес в России развиваться, или рост числа домов для престарелых есть прямое свидетельство моральной деградации общества? Должно ли государство заботиться о людях, отдавших ему годы жизни и труда? В спорах на эти темы можно провести очень много времени. А можно построить современный и комфортный дом для пожилых с квалифицированным персоналом и лицензиями, альтернативу государственным и полулегальным.
Можно долго обсуждать, как и в каких направлениях государство обязано развивать систему здравоохранения, закупая для клиник новейшую медицинскую технику и обучая врачей (и государство действительно обязано этим заниматься). Но, когда в клиниках пятимиллионного Санкт-Петербурга было всего пять томографов, очереди на которые ждали месяцами, доктор и бизнесмен Аркадий Столпнер решил не стенать, а купить еще один, шестой, а свой первый, аппарат МРТ. И продавать обследования на нем за деньги, что понравилось далеко не всем. Сегодня компания Столпнера обследует больше 1,3 млн людей в год и строит центр протонной медицины, который, в свою очередь, будет даже не альтернативой таким же государственным, а первым в стране и уникальным.
Конечно, в целом частная медицина в России очень молода, мала и неразвита, чтобы хоть в какой-то степени быть альтернативой медицине государственной. Успех в этой области сопутствует компаниям, работающим там, где государство слишком медлительно и неповоротливо. Им всегда трудно: нет денег, нет опыта, обученных людей и необходимых технологий, но именно они способны создавать современный и востребованный бизнес в этой сфере. Впрочем, как и в любой другой.
Есть более простой путь: сразу получить в свое распоряжение большие бюджетные деньги. Государственная корпорация «Ростех» давно мечтала иметь в своем составе еще и фармацевтическую компанию, но строить ее с нуля, в открытой конкурентной борьбе с российскими и международными компаниями сложно. Поэтому можно просто выпросить у государства производственные мощности, затем монопольные контракты на поставку определенных лекарств, и проблема роста снимается сама по себе.
Со своей точки зрения «Ростех» этически безупречен: корпорация отвечает за ряд стратегически важных для страны отраслей, и медицина точно является одной из таких отраслей. Честная конкуренция в противостоянии с мировыми гигантами фармацевтики невозможна, те слишком сильны, уверены представители «Ростеха», поэтому их вытеснение оправданно. В этом идея импортозамещения: сначала дать отечественным производителям приоритет и деньги, со временем они окрепнут и перейдут на качественно новый уровень. Может быть. Но, когда бизнес работает на потребителя, его стратегия понятна и предсказуема. Когда главной задачей компании названы интересы государства, варианты дальнейшего развития событий слишком многочисленны.