Лучше, чем доллар
В октябре 2014 года Московская биржа торжественно объявила о запуске торгов корпоративными еврооблигациями, но за прошедшие с тех пор месяцы по большинству этих бумаг не было заключено ни одной сделки. Журнал «РБК» выяснил, что происходит с инструментом, который позволяет получать доходность в иностранной валюте на уровне 20% годовых.
Инструмент для избранных
Доходность еврооблигаций российских заемщиков в настоящее время превышает процентные ставки по валютным депозитам, которые находятся на уровне 5–6%. При этом еврооблигации можно продать на рынке, не дожидаясь даты погашения, что невозможно в случае банковского вклада, объяснил РБК зампред правления Московской биржи (МБ) Андрей Шеметов.
До последнего времени рынок еврооблигаций был закрыт для большинства частных инвесторов. Бонды российских компаний обращались только на иностранных фондовых площадках или на внебиржевом рынке. Купить их можно было через брокера. Для этого требовался статус квалифицированного инвестора – его можно получить, инвестируя от 3 млн рублей.
Минимальный лот одной бумаги обычно равен $100 тыс. или $200 тыс. В последние несколько лет брокеры и банки стали дробить лоты. Минимальная сумма инвестиций снизилась до $35–50 тыс. без учета комиссии брокера. Например, в ИК «Финам» тариф на покупку еврооблигаций составляет 0,018% от стоимости бумаги. Но для инвесторов такая покупка была сопряжена с определенными сложностями.
Доход инвестора в еврооблигации состоит из двух частей – выплаты по купону (обычно дважды год), ставка которого определяется эмитентом в момент размещения еврооблигации, и разницы между ценой покупки и продажи (погашения) еврооблигации. Чтобы продать бумагу раньше срока погашения, клиенту нужно было объединиться с остальными покупателями и «собрать» минимальный лот. Сделать это практически невозможно, и единственным выходом оставалась продажа еврооблигации обратно брокеру по безальтернативной цене.
Еврооблигации – в массы
В октябре 2014 года на Московской бирже начались торги корпоративными еврооблигациям российских компаний: на бирже обращаются 23 выпуска бумаг. К декабрю бирже удалось договориться о дроблении лотов евробондов всего лишь двух компаний – Московского кредитного банка (МКБ) и Промсвязьбанка, и на мелкие лоты по $1000 были разбиты три выпуска их еврооблигаций.
Руководство биржи надеялось, что новый инструмент сможет стать альтернативой валютным вкладам для россиян, не имеющих статуса квалифицированного инвестора и готовых инвестировать небольшие суммы. «В условиях закрытых внешних рынков привлечение дополнительных инвесторов может поддержать возможные новые размещения, что особенно актуально для заимствований в валюте», – объясняет руководитель направления анализа долговых рынков Промсвязьбанка Игорь Голубев.
Но даже этот небольшой выбор давал частным инвесторам возможность получить двузначную доходность в валюте. Так, доходность номинированных в долларах еврооблигаций Промсвязьбанка с погашением в 2019 году достигает 22%, при этом максимальная ставка по вкладу в иностранной валюте в том же банке составляет всего 5,15% годовых. Похожая ситуация и в МКБ: доходность бондов с погашением в ноябре 2018 года – 21%, максимальная ставка по вкладу в долларах – 5,5% годовых. Правда, вклады застрахованы государством, а риск дефолта по бондам – нет, но и доходность по ним выше в 4 раза.
Впрочем, как следует из данных на сайте Московской биржи, к началу февраля 2015 года не было ни одной сделки с мелкими лотами, а объем торгов всеми корпоративными еврооблигациями с момента запуска составил лишь 157 млн рублей. Для сравнения, объем торгов суверенными еврооблигациями на МБ за 2014 год – 53,31 млрд рублей. Почему новый инструмент до сих пор не заработал?
В неофициальных разговорах брокеры признают, что пока не заинтересованы в торговле мелкими лотами: рынок еще не развит и даже при высоком спросе розничных клиентов доходы брокера будут невысокими. «С учетом того, что наши комиссии составляют тысячные доли процента, в случае мелких лотов они просто не покроют затраты на привлечение и удержание клиента», – рассказывает управляющий директор одного из крупнейших российских брокеров.
Фактически сейчас евробонды по-прежнему доступны только на внебиржевом рынке. «Мы ведем переговоры с большинством российских компаний о дроблении лотов по их еврооблигациям. Рассчитываем, что около 15 компаний сделают это в течение года», – говорит Андрей Шеметов. По его словам, чтобы развить рынок еврооблигаций для частных инвесторов, потребуется полтора года.
У них есть только один, традиционный способ инвестировать в еврооблигации – через паевые инвестиционные фонды. Таких ПИФов у российских управляющих компаний около 30, мы выбрали самые крупные и доходные из них. При покупке паев ПИФов стоит обращать внимание на обязательные комиссии для клиентов: надбавки при покупке паев, скидки при их погашении и плату за управление. Некоторые из них торгуются на бирже, как, например, паи фонда FinEx Tradable Russian Corporate Bonds УК FinEx, возглавляемой Евгением Ковалишиным (он также известен тем, что управляет деньгами бывшего заместителя министра финансов и сенатора Андрея Вавилова).
При участии Ивана Гидаспова