Что такое салютогенный дизайн. Как он помогает справиться со стрессом
. Объясняем на примере детских игровых пространств в больницахЧто такое салютогенный дизайн и как он помогает справиться со стрессом

Существуют разные концепции дизайна, некоторые изучают, как интерьер влияет на здоровье человека. Среди них — салютогенный дизайн. РБК Life на примере детских игровых пространств в больницах разобрался, как он помогает справиться со стрессом и тревогой, а также выяснил, как внедрить его принципы в интерьер дома и офиса.
Что такое салютогенный дизайн
К болезням есть два подхода — патогенетический и салютогенный. В первом случае внимание акцентировано на причинах, почему люди болеют, а во втором — на причинах, по которым люди, несмотря ни на что, остаются здоровыми, объяснила Марина Дубовицкая, руководитель проекта «Детские игровые пространства» фонда «Жизнь как чудо».
Концепция салютогенеза не нова. Она возникла в начале 1970-х годов и представляла собой попытку разобраться в том, почему человек остается и соматически, и психологически здоровым, несмотря на воздействие стресса. Ее автор — израильско-американский социолог Аарон Антоновский, который работал фактически на стыке медицины и социологии.
Впоследствии концепцию салютогенеза продолжил архитектор и основатель Международной академии дизайна и здоровья Алан Дилани и адаптировал ее для создания лечебной среды. За прошедшие годы появилось много концепций, похожих на салютогенез и здоровьесберегающий дизайн, главное, что фокус в них на психологическом благополучии, уточнила Марина Дубовицкая.
«Когда мы говорим о салютогенном дизайне как о сберегающем здоровье, то не имеем в виду, что дизайн лечит. Нет никаких иллюзий, что салютогенный дизайн поможет кому-то выздороветь, лечением занимается врач. В случае с салютогенным дизайном речь идет о психологическом комфорте, возможности создать обстановку, снижающую стресс и тревогу», — прокомментировала Марина Дубовицкая.
Безопасность игровых пространств
«Совместно с Сеченовским университетом фонд провел социологическое исследование эффективности комнат, опросив пациентов, их родителей и врачей, которые ими пользуются. На основе его результатов, а также с опорой на нормы по организации таких пространств в торговых центрах (сейчас детские комнаты описываются в нормативной базе, относящейся только к ним) и правовые документы, были разработаны методические рекомендации по созданию детских комнат в больницах. У нас было несколько встреч с представителями Минздрава, в ведомстве знают о разработанных нами рекомендациях, и мы надеемся, что наш опыт окажется полезным. Интересно, что в нормативных документах не прописано, как должны быть организованы такие детские комнаты в медучреждениях, так что мы делимся передовым опытом, который можно и нужно масштабировать», — дополнила Марина Дубовицкая. Эти рекомендации опубликованы на сайте фонда, чтобы все руководители в медицинской сфере могли на них опираться.
Марина Дубовицкая
По мнению Марины Дубовицкой, игровые пространства должны закладываться уже на этапе строительства больниц или интегрироваться при их ремонте. Сейчас фонд организует игровые пространства в тех комнатах, которые предоставят в больницах. На конец 2025 года фонд создал 28 комнат в 11 городах страны.
Подопечные фонда наблюдаются в отделениях педиатрии, гастроэнтерологии, перинатальных центрах и иногда поликлиниках. Среди них нет детей, которым бы требовались какие-либо особые комнаты.
Мягких игрушек, в которых бы скапливалась пыль, в игровых комнатах нет, нет и острых углов. Приобретаются только такие игрушки, которые можно обработать дезинфицирующими средствами, — из дерева или пластика. Вся мебель прикручивается к стенам — она ни на кого не упадет. Мебель также проектируется индивидуально с учетом возраста пациентов. Розетки закрываются, окна в игровых комнатах без ручек.
Над проектом каждой комнаты работают совместно с больницей, в которой планируется открыть игровое пространство.
Принципы салютогенного дизайна
В первую очередь салютогенный дизайн относится к пространству и окружающей человека среде, а не к обстановке в конкретной комнате. В одной комнате довольно сложно воплотить сразу все его принципы. Указанные далее принципы применялись для создания детских игровых пространств в больницах.
Понятность среды и управляемость
Пространство должно быть логично, понятно, доступно, безопасно. У детей должна быть возможность контролировать и адаптировать какие-то вещи под себя. Это важно, так как в условиях больницы все решается за ребенка, от него ничего не зависит — он должен соблюдать режим дня, ходить на процедуры и переносить медицинские вмешательства, уточнила Марина Дубовицкая.
«В игровой комнате мебель и другие предметы соразмерны возрасту ребенка и физическим особенностям. У него есть возможность дотянуться до книжки, выбрать игрушку, убрать ее на место и так далее. Это способствует развитию самостоятельности и упрощает взаимодействие с пространством», — дополнила Марина Дубовицкая.
Осмысленность
Госпитализации — стресс из-за самочувствия и процессов, которые происходят вокруг. В таком случае информированность детей способствует снижению тревоги от неизвестности.
«Для нас важно сделать так, чтобы игровая среда была наполнена учебными материалами, чтобы дети могли почитать о биологических процессах, здоровье, работе врачей. Есть и тематические игры с игрушечными медицинскими инструментами, позволяющие ребенку прожить ситуацию, в которой он потом окажется в медицинском кабинете», — дополнила Марина Дубовицкая. Проживание ситуации в игровой форме хорошо работает с маленькими детьми. Так ребенок будет проще относиться к медицинским манипуляциям.
Осмысленность — это и про возможность персонализировать пространство, присвоить его. «Мы устанавливаем пробковые или магнитные доски либо панно в форме дерева с магнитной поверхностью, где ребенок мог бы оставить свои рисунки, фото друзей, родителей или питомцев, а также любимые картинки», — уточнила Марина Дубовицкая.
Связь с природой (биофильный дизайн)
Это использование природных или имитирующих природу материалов. В интерьере игровых комнатах в больницах есть дерево как материал для мебели и игрушек, кроме того, устанавливаются искусственные растения (настоящие в больничном отделении ставить нельзя). На стенах — изображения гор, облаков, солнца.
Социальная поддержка
Игровая комната организована так, чтобы спровоцировать взаимодействие детей — здесь есть зоны для общих игр. Кроме того, продумывается и пространство, где ребенок мог бы побыть один.
«Например, это игровые домики из больших мягких кубов. Здесь дети могут играть вместе или уединиться», — заметила Марина Дубовицкая.
Сенсорная стимуляция и когнитивная активность
Необходимо разнообразие материалов, текстур, поверхностей. Безусловно, важен и цвет в интерьере. «Мы стараемся выдержать все в спокойных, нейтральных тонах, но обязательно делаем яркие элементы. Комната должна вызывать визуальный интерес и быть привлекательной, чтобы ребенку захотелось играть и вернуться туда», — объяснила Марина Дубовицкая.
Кроме того, в игровых комнатах установлено много бизибордов — это деревянные доски с различными тактильными элементами, которые развивают и мелкую моторику, и мышление.
Как принципы реализованы на практике
В Детской областной больнице Орска игровые пространства организовали на базе стационара. Он располагается в отдельном здании, сюда пациенты ежедневно приходят на лечение из дома. Отделение выделило четыре палаты, их и преобразовали в игровые пространства для детей разных возрастов.
«У нас четыре игровых пространства для пациентов дневного стационара, куда дети каждый день приходят как в игровую комнату, где они могут отдохнуть, поиграть и параллельно проходят физпроцедуры», — объяснил Никита Молодцов, главный врач Детской областной больницы Орска.
По его словам, игровые пространства на базе дневного стационара помогли избежать проблемы скученности и распространения внутрибольничных инфекций, так как здесь нет закрытого коллектива. В каждой комнате находится по три-четыре человека, за смену в больнице могут принять до 20 пациентов, всего же в дневном стационаре бывает по две смены.
Каждая комната приспособлена для пациентов определенной возрастной группы. В первой комнате — дети от рождения до полутора лет. «Там расположены специальные детские кроватки, манежи, где ребенок будет играть с кубиками, а в это время его мать рядом на диване и может заняться своими делами, при этом она спокойна, понимает, что проведет в стационаре 2–4 часа, и не нервничает по поводу того, когда врачи примут ее ребенка и проведут все процедуры», — уточнил Никита Молодцов.
В комнате для детей от двух до пяти лет есть бизиборды, мелки, раскраски, игрушки, а по телевизору показывают мультфильмы. В комнате для детей до 12 лет, помимо прочего, организовано пространство для учебы, где можно выполнять домашние задания. Удобные письменные столы расположены вдоль окна. Здесь же дети могут общаться, рисовать и раскрашивать раскраски. В комнате для детей постарше «уже все по-взрослому: мебель выше, детская приставка с играми, книжки по возрасту». «Телевизор здесь тоже есть, хотя обычно подростки «сидят в телефонах». Но здесь им все равно удобно: их не беспокоят маленькие дети, никто не шумит и не дергает. Так что пациенты 14–16 лет могут тоже расслабиться, и для них это важно», — дополнил Никита Молодцов.
По его замечанию, игровые комнаты помогают убрать такой фактор, как неорганизованный хаос, когда все бегают и шумят. Спокойнее себя в стенах больницы чувствуют и родители юных пациентов: пока их дети заняты в игровых пространствах, они могут полистать соцсети, почитать новости или просто отдохнуть на диване. «Они не дергают медперсонал с расспросами «А когда нам сделают процедуру?», да и их самих не дергают дети. Никто не нервничает, это линия спокойствия», — уточнил главврач.
Никита Молодцов
Никита Молодцов подтверждает, что созданные по принципу салютогенного дизайна игровые пространства помогают снизить уровень стресса у детей.
«Про какое бы лечение мы ни говорили, даже если речь об УЗИ или рентгене, ребенок все равно переживает. Это взрослый понимает, что никаких болевых ощущений не будет, а ребенок нет, он нервничает и стрессует. Но в игровой комнате он расслабляется. Конечно, на 100% стресс не убрать, но ребенок понимает, что после процедуры он вернется в игровую комнату и продолжит играть. И именно это дает положительный эффект, что замечают и сотрудники. Им так тоже легче и спокойнее работать. Сама обстановка создает комфортную среду», — уточнил Молодцов.
В Перинатальном центре в Гатчине рожают женщины самых высоких групп риска, ежегодно здесь принимают порядка 4 тыс. родов, и около 10% из них приходится на преждевременные роды. Недоношенные дети тоже выхаживаются здесь, их не бросают и после выписки. На базе центра открыто отделение катамнестического наблюдения за детьми с перинатальной патологией. «Его можно назвать детской поликлиникой, но специфической. Здесь есть педиатр, невролог, офтальмолог, проводится УЗИ, при этом все сотрудники — профессионалы высшего класса, разбирающиеся в перинатальной патологии, то есть это не просто участковый врач», — уточнил Дмитрий Шубин, заместитель главного врача по неонатологической помощи в перинатальном центре в Гатчине. За день здесь принимают около 15 пациентов, на каждого отводится по полчаса-час, за это время проводятся обследования и консультации. Именно в отделении катамнеза и были открыты детские игровые пространства.
Марина Дубовицкая и Дмитрий Шубин
Сюда приезжают дети со всей Ленинградской области, дорога занимает по два-три часа. «Зачастую едут всей семьей, превращая поездку к врачу в маленькое путешествие. Мы же хотели улучшить пребывание в поликлинике, чтобы пациенты не воспринимали ее исключительно как медицинскую структуру. Поэтому мы решили, что нам нужны игровые комнаты. Дети приезжают из отдаленных районов и сразу же идут на осмотр к врачу и анализы, в следующий раз они явно будут переживать перед поездкой. А мы сделали так, что они будто бы приезжают в развлекательное детское пространство, а не в больницу», — дополнил Дмитрий Шубин.
Индивидуальный проект игровых пространств разрабатывался с учетом специфики — в отделении катамнеза много совсем юных пациентов. «Расставили шезлонги, мягкие пеленальные столики, бизиборды (для мелкой моторики), есть и раскраски с фломастерами. К примеру, пока родители переодеваются, они могут оставить полуторагодовалого ребенка в шезлонге — он никуда не убежит и не потеряется», — заметил Дмитрий Шубин.
Советы по использованию салютогенного дизайна в быту
Принципы салютогенного дизайна можно использовать при организации любого пространства, в том числе квартиры или офиса.
- Например, взять элементы биофильного дизайна. Он хорошо влияет на психологическое благополучие и успокаивает, объяснила Марина Дубовицкая. В отличие от больниц, в квартире, можно поставить натуральные растения и предметы мебели и декора из дерева и камня, которые помогут создать приближенную к природе обстановку.
- Необходимо предусмотреть пространства, где человек мог бы побыть один, спокойно поработать или отдохнуть. За образец можно взять современные офисы корпораций, где такая возможность зачастую есть.
- В офисе и дома следует задуматься и о присвоении пространства. Например, разместить на рабочем столе фото родных, поставить дома доску, на которой будут отображены ваши планы и успехи в уходящем году. Предоставление себе свободы в изменении окружающей среды и добавление элементов, которые у вас ассоциируются с личным опытом и интересами, может улучшить эмоциональное состояние.





















