Удивительные американские горки: так ли плох «Аватар: Пламя и пепел»

. Фильм — самый бойкий во франшизе, но длится больше трех часов

Каким получился «Аватар: Пламя и пепел» Джеймса Кэмерона и почему стоит смотреть

Обновлено 20 декабря 2025, 12:16
Кадр из фильма «Аватар: Пламя и пепел»
Фото: 20th Century Studios

Кадр из фильма «Аватар: Пламя и пепел»

В мировом прокате с 19 декабря идет блокбастер Джеймса Кэмерона — третий фильм франшизы «Аватар», на который критики ополчились: за повторение сюжетных ходов, за появление уже примелькавшихся персонажей, которых герои все никак не одолеют. Зато зрителям все нравится: Кэмерон предоставил им свое гарантированное качество визуального ряда, грандиозные панорамы планеты Пандора, которые все еще удивляют, зрелищные поединки и актуальную проблематику.

Кинокритик Мария Ремига видит в третьем «Аватаре» возможность сбежать на другую планету и отлично провести там время.

После разрушительных событий второй части семейство Салли засахарилось на время в бухте племени Меткайина. Джейк (Сэм Уортингтон) и Нейтири (Зои Салдана) скорбят по сыну и с тревогой думают о будущем. Их кровные дети Ло'ак (Бритен Далтон) и Тук (Тринити Блисс), а также приемные Кири (Сигурни Уивер) и Спайдер (Джек Чемпион) тоже скорбят, тоже много думают, но с перерывами на юношеские активности.

Спайдер по-прежнему не дружит с местной атмосферой и вынужден всегда ходить в кислородной маске. В какой-то момент становится очевидно, что так продолжаться не может, и паренька решают отправить на партизанскую базу к «своим». Во время перевозки на судно одновременно нападают чужое племя и полковник Куоритч (Стивен Лэнг). Жестокая бойня заканчивается тем, что семейство раскидывает по лесу.

Дальше в лучших традициях франшизы происходит все на свете. Джейк осознает свое призвание Торука Макто (избранного героя-воина), находит всех родственников и спасает беспокойную ячейку общества. Напавшие на на'ви разбойники оказываются племенем Пепла под предводительством Варанг (Уна Чаплин), грозной воительницы в гриме певицы Линды периода альбома «Плацента». С ней создает альянс (в том числе и любовный) Куоритч, который твердо решил уничтожить Джейка и все, что ему дорого. До кучи жадные земляне задумали массовую бойню тулкунов (разумные морские существа планеты Пандора), которые строго против насилия.

«Аватар» — passion-project Джеймса Кэмерона и, возможно, он единственный в мире действующий режиссер, которому выдают на личный проект по $200-500 млн. Это доверие он постоянно оправдывал. Первая часть франшизы собрала $2,3 млрд в мировом прокате и стала самой кассовой картиной на момент релиза. «Путь воды» собрал немногим меньше и входит в топ-3 самых кассовых фильмов всех времен.

Цикл жизни франшизы напрямую зависит от сборов, но не потому что Кэмерон жаждет всех денег мира — думается, вопрос карманных расходов режиссер закрыл еще во времена «Титаника». Просто производство «Аватара» стоит очень дорого и режиссер вряд ли пойдет на уступки, жертвуя качеством.

Третья часть стартовала совсем недавно, девятнадцатого декабря, так что обстоятельно говорить о сборах пока рано. Картина идет слабее, чем «Путь воды», но бодрее чем почти все в этом году — фильм показал вторые лучшие дебютные мировые сборы в 2025-м после «Зверополиса 2».

Критики, кажется, начали от истории отважных синих инопланетян уставать. На сайте-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes картина «заработала» 67%, став самым низко оцененным фильмом в серии. В прессе тут же повылезали издевательские заголовки а-ля «Новый «Губка Боб» получил оценки выше, чем «Аватар 3». Сайт Kotaku даже сделал целую подборку фильмов этого года, чей рейтинг выше «Пламени и пепла».

Картине пеняют на отсутствие новизны, но не очень понятно, что сверхнового мы должны увидеть в третьей части франшизы. Разве что по части визуала это легитимная претензия: «Аватар 3», разумеется, изумительно, грандиозно красивый фильм, но большую часть этой красоты мы уже наблюдали в «Пути воды». И это несмотря на добавление локаций и целого племени, которое, впрочем, выглядит как все старые, просто по-панковски. Технологических прорывов картина тоже не совершает — все те же HFR (высокая частота записи кадров) и mocap (технология захвата движения человека для переноса в цифровой формат). Но требовать очередных технических свершений от Кэмерона, человека, который всегда в этом плане двигал кинематограф вперед, нечестно.

Иногда можно расслабиться и просто получать удовольствие от редкого в наше время опыта просмотра кино, которое было придумано для большого экрана и расцветает по-настоящему только на нем.

Когда Кэмерон задумывал «Аватара», он вдохновлялся «Лоуренсом Аравийским» и приключенческими романами Эдгара Берроуза. Масштаб и дух борьбы — ключевые понятия для франшизы, насыщенной месседжами до такой степени, что если разбирать их все, может закружиться голова. Экологический, гуманистический, антивоенный, духовный.

Но делать это необязательно, поскольку картина все еще прекрасно работает именно как удивительные американские горки. Конечно, кататься на них три часа пятнадцать минут — затея смелая, сенсорную перегрузку на этом фильме словить несложно. Кэмерон старается давать нам передышки, уходя в трогательные семейные моменты или поп-философию, которая кому-то может показаться слишком пафосной и банальной. Однако «Аватар 3» — точно самый бойкий фильм во франшизе, экшена тут хватит на три Марвела вперед, а поставлен он размашисто и ярко.

«Ходить в кинотеатр — это не столько про размер экрана или идеальную звуковую систему, сколько про решение не заниматься многозадачностью. Ты заключаешь сделку между собой и произведением искусства, чтобы отдать ему свое полное внимание» — заметил как-то Джеймс Кэмерон. В общем, дело не в устройствах, а в таинстве киноманского ритуала, которое, к сожалению, не могут подарить ноутбук или айпад.

На фоне покупки Warner Bros. и постоянных разговоров о смерти кинотеатров эта цитата звучит особенно пронзительно. И дает еще один ключ к тому, почему «Аватар 3» производит впечатление, несмотря на утрату новизны, перегруженный сюжет и немилосердный хронометраж.

Несмотря на влюбленность в технологии, Кэмерон остается, что называется, художником старой школы. И в эпосе, снятом за невероятные деньги, из фильма в фильм прослеживается его искренняя вера в историю о семье, дружбе и важности чувства плеча. Он редкий режиссер, который умеет работать с масштабами так, что у зрители не возникает чувства пластмассового мира. Это роднит его с Питером Джексоном — не зря за визуальные эффекты во всей франшизе отвечает его компания Wētā FX.

Лучшие моменты «Аватара 3» — это когда в фильме обнажается его первоначальная натура, созданная когда-то фанатом подводных погружений, опасных приключений и летающих ящериц. Игры детей с морскими существами, зачарованные пролеты камеры над диковинными крылатыми созданиями, внезапная месть землянам мирных тулкунов, местами отсылающая нас в старые фильмы о нападении чудовищ из бездны.

Редкие вкрапления юмора здесь — в духе, скажем, «Терминатора», когда неубиваемый Куоритч разряжает обстановку дурацкими жестами и едкими шутками — впускают в многотомную постановку необходимый воздух. Нам, землянам, на Пандоре, как известно, нельзя дышать без кислородной маски. Но даже сквозь нее легко увидеть, что эта планета по-прежнему достойна того, чтобы сюда еще вернуться.

Поделиться
Авторы
Теги