Коренные малочисленные народы России

. Сколько их и как они живут
Обновлено 01 октября 2025, 09:49
Коренные малочисленные народы России
Фото: evgenii mitroshin / Shuttherstock / FOTODOM

В России живут около 315 тыс. человек, которых относят к коренным малочисленным народам. Многие из них продолжают вести образ жизни, которому следовали их предки. РБК Life выяснил, сколько в стране коренных народов и как они живут в современных условиях.

Кто такие коренные малочисленные народы

Коренные малочисленные народы — это этнические общности численностью менее 50 тыс. человек, проживающие на территориях расселения предков в России, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Определение малочисленных народов закреплено в ст. 1 федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 года [1].

Согласно переписи населения 2021 года, в России проживают более 190 народов. Самый многочисленный из них ― русские (105,6 млн). Численность еще пяти превышает 1 млн: это татары, чеченцы, башкиры, чуваши и аварцы.

Особый статус имеют представители коренных малочисленных народов (КМН), которые живут на исконных территориях предков, сохраняют древние традиции и промыслы, говорят на родных языках. В 2025 году в единый государственный перечень входит 47 коренных народов, численность которых не превышает 50 тыс. человек [2].

Также в России есть малочисленные народы, которые не являются коренными. Например, латыши (8516 человек), румыны (1850 человек) или македонцы (155 человек). Они в единый перечень не входят.

Россия располагается в двух частях света — Европе и Азии — поэтому на ее территории представлены разные хозяйственно-культурные типы и религии, живут носители языков разных семей. Славянские, тюркские, финно-угорские народы, народы Северного Кавказа образуют этническое многообразие России. Представители этнических групп проживают не только в местах традиционного расселения, но и образуют сообщества в других регионах, крупных городах.

Герман Устьянцев
Герман Устьянцев
Кандидат исторических наук, этнолог, сотрудник исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, Института этнологии и антропологии РАН

В списке КМН нет народов Дагестана, где проживает 30 коренных национальностей, более 110 наций и народностей. Закон «О гарантиях прав КМН», принятый в 1999 году, постарался учесть особенность кавказской республики и предоставил главе Дагестана право решать, какие из народов можно считать коренными малочисленными [3].

В 2000 году госсовет Дагестана признал малочисленными народами аварцев, азербайджанцев, даргинцев, лезгинов, табасаранцев и русских, чья численность значительно превышает 50 тыс. человек [4]. В феврале 2025 года Федеральное агентство по делам национальностей предложило лишить власти Дагестана уникальных полномочий и унифицировать порядок определения списка КМН. Пока законопроект не приняли [5].

Список малочисленных коренных народов России

В России насчитывают примерно 315 тыс. представителей коренных малочисленных народов [6]. Среди них самыми многочисленными являются ненцы (49 787 человек), абазины (41 874 человека) и эвенки (39 420 человек). Вместе с тем некоторые этносы остаются крайне малочисленными: на Чукотке проживает всего 23 керека, на Камчатке — 96 алюторцев, а в Ленинградской области — 105 представителей народа водь.

В основном коренные народы встречаются на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в Сибири. Остальные живут на Кавказе и в европейской части России. Многие представители коренных народов ведут традиционный образ жизни, как и их предки: занимаются охотой, рыболовством, оленеводством, собирательством. Например, ненцы кочуют по ямальской тундре со стадами северных оленей, а абазины в Карачаево-Черкесии сохраняют мастерство ковроткачества [7], [8].

Численность коренных малочисленных народов Севера (КМНС) за последние годы немного сократилась из-за коронавируса, от которого сильнее всего пострадали представители старших поколений — носители традиционных знаний. Большинство языков являются вымирающими из-за отсутствия языковой среды. Несколько поколений представителей КМНС обучались в интернатах и школах на русском языке, в домашней обстановке они говорят в основном на русском. Исключением являются кочующие семьи.

Максим Кучинский
Максим Кучинский
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН
  • Алеуты (399 человек) живут в Камчатском крае на Командорских и Алеутских островах, а также встречаются в США на юго-западе Аляски. Занимаются охотой на морского зверя и рыболовством, резьбой по дереву и кости. Предки современных алеутов искусно изготавливали охотничьи шляпы. Это были головные уборы конической формы, которые украшали росписью, перьями, костяными фигурками и усом сивуча [9].
  • Бесермяне (2067 человек) живут в Удмуртии. Во времена СССР их включали в число удмуртов, и только после 2002 года стали учитывать в переписях отдельно. В верованиях бесермян смешались православие и ислам. Они сохраняют некоторые обряды и праздники удмуртской традиции, а также практикуют языческие обряды, в том числе жертвоприношения животных [10]. Занимаются животноводством, земледелием, бортничеством [11].
  • Вепсы (4687 человек) проживают в Карелии, Ленинградской и Вологодской областях. Их считают потомками прибалтийско-финских и финно-угорских племен. Примерно половина представителей знает вепсский язык, остальные говорят на русском. Занимались земледелием, каменотесным промыслом, участвовали в строительстве Санкт-Петербурга. В 1930-х подверглись репрессиям, но с 1989 года их письменность и культура начали возрождаться. Их предки верили в колдунов и предсказания, сейчас вепсы исповедуют православие [12].
  • Ительмены (2622 человека) ― древнейший из народов, живущих на Камчатке. Самым ранним памятникам ительменской культуры более 5 тыс. лет [13]. До прихода русских переселенцев народ проживал на значительной территории полуострова, сейчас же ительмены остались лишь в нескольких селах. Их язык угасал гораздо быстрее, чем у соседей ― коряков и эвенов, ― поскольку ительмены-рыбаки не кочевали, а жили оседло. Сейчас ительменским языком владеют менее 500 человек.
  • Кумандинцы (2456 человек) ― тюркский народ, живущий на Алтае. Основу традиционного хозяйства кумандинцев составляли охота, земледелие, скотоводство и собирательство (в том числе кедровых орехов). Кумандинцы называют себя людьми-лебедями. По легенде, народ произошел от превратившейся в лебедя девушки и охотника, который влюбился в нее и спрятал ее крылья, чтобы та осталась с ним [14].
  • Нивхи (3863 человека) живут в низовьях Амура и на острове Сахалин. Традиционно занимались охотой на морского зверя, рыболовством, пушным промыслом, сбором ягод и растений. Умели делать аппликации на рыбьей коже и меховые мозаики, резать по дереву, обрабатывать металл. Сохраняли культы животных и священных деревьев, практиковали шаманизм [15].
  • Сету (242 человека) живут в Псковской области. Одни ученые считают их потомками эстонцев, переселившихся в Россию в Средние века, другие называют сету коренным населением, связанным с древними чудскими племенами. Сету сохраняют дохристианские обряды и культы, традиции многоголосного исполнения рунических песен [16].
  • Ханты (31 600 человек) в основном живут в Ханты-Мансийском автономном округе и на Ямале, также встречаются в Республике Коми, Тюменской и Томской областях. Занимаются рыболовством, охотой и оленеводством. Ханты сохраняют традиционные ремесла: ткачество, резьбу, изготовление украшений, обработку шкур [17].

Экстремальные условия жизни и традиционное хозяйство требуют строгого разграничения обязанностей между людьми. В семьях коренных народов, как правило, мужчины выполняют роль добытчиков, а женщины следят за домом или чумом, воспитывают детей, обучают их родному языку и культуре. При этом сейчас развивается женское предпринимательство, во многих регионах представительницы народов выступают инициаторами местных законов и общественных инициатив.

Хотя многие коренные жители регионов живут вдали от цивилизации, благодаря современным средствам связи они интегрированы в общество [18]. У многих есть телевизоры, интернет, соцсети. В то же время представители коренных народов стремятся сохранять обычаи предков.

В некоторых марийских и удмуртских деревнях местные жители и сейчас являются последователями традиционных верований. Они почитают множество божеств, приносят им жертвы. Рядом с деревнями есть сакральные пространства для отправления культов, но заходить туда можно только с разрешения жрецов. Считается, что нарушение этого правила влечет за собой несчастья. Своего рода визитной карточкой народов Сибири (хантов, манси, нивхов) можно считать Медвежий праздник, который включает в себя комплекс ритуалов, связанных с почитанием культа медведя и охотой. Сейчас этот праздник подвержен фестивализации и обрастает новыми смыслами.

Герман Устьянцев
Герман Устьянцев
Кандидат исторических наук, этнолог, сотрудник исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, Института этнологии и антропологии РАН

Как рассказал историк Максим Кучинский, далеко не у всех представителей коренных народов есть возможность учиться на родном языке. В течение последнего десятилетия в школах привлекли специалистов для изучения языков, создали учебные курсы, начали готовить учителей. Но остается главная трудность — внедрить эти программы в региональные системы образования, которые не готовы работать с небольшими группами учеников, живущих в отдаленных селах или даже на стойбищах. Поэтому необходимы новые индивидуальные подходы с использованием дистанционного обучения.

Поддержка коренных малочисленных народов

Жизнь в Арктике и Сибири связана с изоляцией: там сложно получить медицинскую помощь, продукты стоят дорого, а выбор работы сильно ограничен. В России действует закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов», согласно которому федеральные и региональные органы власти обязаны создавать условия для сохранения среды обитания и традиционных промыслов, регулировать права КМН, обеспечивать им необходимые социальные и культурные гарантии.

С 2020 года ведут учет представителей коренных малочисленных народов. Им положены льготы, например возможность пройти альтернативную гражданскую службу вместо военной или особые квоты на охоту и рыболовство. Есть отдельные меры поддержки на уровне регионов. В Ямало-Ненецком автономном округе кочевникам (не только из числа КМНС) выплачивают ежемесячные пособия, а молодым семьям с двумя детьми выдают «чумовой капитал» ― набор для установки чума [19]. На Камчатке КМНС получают льготы на земельный налог, лекарства, бесплатное питание в школах, частичное возмещение затрат на образование [20].

С 2013 по 2018 год власти выделили на поддержку коренных народов 2,8 млрд руб., из которых 1 млрд руб. поступил из федерального бюджета. Однако почти 85% субсидий не дошли до непосредственных получателей ― представителей КМН. Счетная палата выяснила, что большинство организаций коренных малочисленных народов не участвует в программах господдержки. В 2017–2025 годах субсидии коренным малочисленным народам сократились: из бюджетов разного уровня на поддержку этой категории населения должно было пойти 1,3 млрд руб. [21]. При этом в 2023-м сумму урезали до 450 млн руб. вместо 500 млн [22].

По закону коренные малочисленные народы имеют право на возмещение убытков, если их среде обитания наносят ущерб [23]. Некоторые энергетические компании заключают договоры с общинами о выплатах компенсаций. Например, «Норникель» выделил на поддержку народов Таймыра 2,1 млрд руб., а в Хакасии энергетическая компания обязалась возместить убытки, которые нанесла при строительстве линии электропередачи [24], [25].

Промышленные проекты в Арктике часто конфликтуют с традиционной хозяйственной деятельностью КМНС, нанося ущерб окружающей среде и людям, живущим за счет рыболовства, охоты и оленеводства. В российском законодательстве есть понятие об этнологической экспертизе — оценке воздействия проектов на социальную и культурную среду населения. Некоторые компании стараются учитывать интересы КМНС, нанимать их представителей и компенсировать возможный ущерб, но это редкость. Часто местные хозяйства не могут эффективно защищать свои интересы, а переговоры и компенсации остаются сложными и не всегда справедливыми.

Максим Кучинский
Максим Кучинский
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН
Поделиться
Авторы
Теги