«Анора»: за что фильм полюбило жюри Каннского кинофестиваля

. Социальная драма о недостатке в любви обошла сильных конкурентов

Вышел обзор фильма «Анора» с Юрой Борисовым и Марком Эйдельштейном

Обновлено 27 мая 2024, 10:59
<p>Кадр из фильма &laquo;Анора&raquo;</p>
Фото: Neon

Кадр из фильма «Анора»

77-й Каннский кинофестиваль действительно удивил результатами. Перед финалом конкурсной программы зрители увидели одни из самых сильных фильмов — индийский «Все, что мы представляем как свет» Паял Кападии и иранский «Семя священного инжира» Мохаммада Расулофа. Выбор достойного «Золотой пальмовой ветви» был сложным, многие критики терялись в догадках. Однако индийская постановщица получила Гран-при, а иранский режиссер — специальный приз жюри за сценарий. Главная награда досталась американскому фильму «Анора» Шона Бэйкера про работницу стриптиз-клуба, которая встречает в Нью-Йорке юного сына русского олигарха.

Кинокритик Ася Заболоцкая рассказывает, почему именно эта картина оказалась в фаворитах.

23-летняя Анора (Майки Мэдисон) танцует в стриптиз-клубе. Она спокойно относится к своему делу и требует такого же отношения от посторонних. Анора живет с сестрой в Бруклине, видятся они только по утрам после ночных смен, поэтому отношения между ними достаточно сложные. Семьей их не назовешь — просто соседки. Но каждый вечер Анора надевает маску беззаботной и сексуальной девушки и отправляется развлекать клиентов. Однажды шеф просит ее «поухаживать» за новичком, молодым русским юношей Ваней (Марк Эйдельштейн), ведь Анора по происхождению узбечка и немного знает русский язык. Правда, сама она считает, что говорит не очень хорошо, поэтому соглашается отвечать Ване исключительно на английском.

Того не волнует языковой барьер — перед ним слишком шикарная девушка, поэтому его не заботят какие-то трудности перевода.

Далее сценарий будто должен пойти по пути «Красотки», но в 2024 году герои и по настроению, и по возрасту другие. Несмотря на роскошь в кадре, это не типичная история проститутки и богача. Ваня действительно приглашает Анору в свой особняк, принадлежащий отцу, русскому олигарху. Юноша оказывается остроумным, ветреным, добрым и задорным, хотя и совершенно никудышным от неопытности любовником.

Вечеринки, алкоголь, запрещенные вещества, попкорн, конфеты и софиты — Анора проводит с Ваней целую неделю, и они постепенно и легкомысленно влюбляются и даже решают пожениться в Вегасе. А потом Ваня получил бы грин-карт и остался с Анорой навсегда. Как же прекрасно быть молодым и глупым, не правда ли?

Однако на место романтической истории заходит сперва комедия, а потом и социальная драма. Но на самом деле она всегда присутствовала, но хорошо маскировалась за безумным актерским тандемом Мэдисон и Эйдельштейна.

О поступке сына отец-олигарх (камео Алексея Серебрякова) узнает из таблоидов и выходит из себя. Чтобы выяснить обстоятельства, он отправляет в Нью-Йорк своих подчиненных, армян Тороса и Гарника (Карен Карагулян и Ваче Товмасян), которые привносят в фильм настоящую комедию положений. Никто не верит в искренность молодой любви.

«Анора» говорит со зрителем на трех языках: 50% времени — на русском, 45% — на английском и 5% — на армянском. Шон Бэйкер собирает в одной комнате абсолютно непохожих друг на друга персонажей. С появлением «шестерок» олигарха начинается лингвистический цирк, в котором герои пытаются «решить проблему», то крича, то шепча. С ними рядом образовывается бывший вышибала Игорь (Юра Борисов), хуже всех говорящий по-английски. Анора кричит, Ваня сбегает, начинаются разборки с мордобоем, сломанными носами и мебелью. Ситуацию под контроль приходится брать Игорю.

К этому моменту Аноре и зрителю не до смеха: она втянута в странный социальный конфликт, ключевые фигуры которого пытаются разубедить ее в том, что она влюблена и достойна быть счастливой. Так что героине придется снять розовые очки, искренность не в моде в 2024-м. Сколько бы она ни отдавала свое сердце, этот жест будут рассчитывать как транзакцию.

Не романтический и сексуальный праздник, а социальную драму нужно было ожидать от Бэйкера, автора «Проекта «Флорида» и «Мандарина». В «Аноре» даже знание нескольких языков не делает людей ближе.

Это кино одновременно обо всем и ни о чем, послевкусие его держится очень долго. Социальная составляющая «Аноры» делает картину по-настоящему печальной и душераздирающей, и, возможно, жюри не смогло пройти мимо той нетронутой искренности, которой Бэйкер наделил главную героиню. Потому что с искренностью приходит и любовь, которой миру так не достает.

Поделиться