Федор Бондарчук экспериментирует над людьми: стоит ли смотреть «Калимбу»

. Сериал от режиссера «Самки богомола» вышел онлайн

Вышла рецензия на сериал «Калимба» с Федором Бондарчуком и Аленой Михайловой

Обновлено 16 мая 2024, 17:39
<p>Профессор психиатрии&nbsp;Мещерский затеял опасную игру. Федор Бондарчук в сериале &laquo;Калимба&raquo;</p>
Фото: Okko

Профессор психиатрии Мещерский затеял опасную игру. Федор Бондарчук в сериале «Калимба»

16 мая на Okko начался сеанс шоковой терапии: вышел психологический триллер «Калимба» с Федором Бондарчуком в роли психиатра с радикальными методами работы. Снял проект Нурбек Эген — режиссер, которому тоже не чужды эксперименты. На его счету суетной «Шерлок в России», напряженная «Самка богомола» и дерзкий «Фандорин. Азазель».

«Калимба», название которой отсылает к одноименному африканскому музыкальному инструменту, звучит напряженно. Кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина рассказывает, насколько удачным оказался этот киноэсперимент.

Светила судебной психиатрии (возраст героя не обозначен, но в пилотной серии проговаривается, что он состоял в комиссии по экспертизе маньяка Андрея Чикатило) Виктор Мещерский (Федор Бондарчук) собирает в загородном доме группу «подопытных». Это жертвы и их обидчики: мошенник Елисей (Сергей Горошко) и сирота Катя (Алена Михайлова), которую он обманул, украв деньги; бывший судья Верховного суда Сергей (Дмитрий Воробьев) в инвалидной коляске и молодая тусовщица Наташа (Лиза Шакира), случайно сбившая его на машине; вдовец-журналист с наркозависимостью Андрей (Константин Плотников) и подсадивший его наркодилер Рома (Петр Скворцов); сотрудница НКО Татьяна (Юлия Волкова) и вожатый-насильник из детского лагеря Нурлан (Джал Ибрагимов).

В специально оборудованный дом, больше напоминающий современную темницу с встроенными в каждый угол камерами наблюдения, Мещерский заманивает героев большими деньгами и сомнительными обещаниями. Он хочет провести спорный эксперимент — исследовать, как будут сосуществовать вместе люди, которым физически сложно быть рядом. За выносливость и податливость психиатр обещает щедрое вознаграждение. А если совсем повезет, то еще и исцеление — Мещерский обещает заживить душевные раны подопытных. Но сперва выдает им браслеты, которые будут бить их током в случае неповиновения.

Однако скоро выясняется, что за домом следят, а мотивы и ментальное состояние самого Мещерского вызывают все больше вопросов. И, вероятно, за происходящим стоит кто-то еще. Когда же врач сам оказывается в числе заложников, эксперимент окончательно выходит из-под контроля и начинается страшная борьба за выживание.

Снятый преимущественно в замкнутом пространстве сериал «Калимба» напоминает вещь в себе. Сценарий намеренно выстроен так, чтобы походить на личное дело ментально нездорового преступника: известно, что именно он совершил, но как и зачем, только предстоит разобраться. Хотя с каждой новой серией сделать это все сложнее — обстоятельства раскрывают героев с самых неожиданных сторон (не только обидчиков, но и их жертв), и границы морали окончательно размываются.

Замыслом и стремлением исследовать человека на пределе возможностей его нервной системы «Калимба» напоминает «Колл-центр» и «Игру на выживание». А образом психиатра, который сам остро нуждается в помощи, — «Осьминога» с Даниилом Воробьевым.

Во всех этих проектах группы героев оказывались заложниками чьей-то злой воли и под угрозой смерти спасали себя как могли. Например, не ограниченная одним сеттингом «Игра на выживание» напоминала компьютерную игру, в которой каждая серия — новый раунд с повышенным уровнем опасности. «Колл-центр», напротив, по большей части разворачивался в закрытом офисе интернет-магазина, расположенного в столичном бизнес-центре на высоте птичьего полета. И ключом к свободе служила готовность героев покопаться в себе и выяснить, чем они не угодили таинственным злодеям, дистанционно наблюдающим за ними.

Мещерский в исполнении Федора Бондарчука тоже соблюдает дистанцию с героями, но лишь до того момента пока сам не становится заложником. Сменить правила игры, убедить своего надзирателя ослабить хватку ему не помогут ни успокаивающая манера речи, ни доводы рассудка.

К слову, методы и компетенция профессора Мещерского вызывают вопросы не только с этической точки зрения, но и с профессиональной. Он не очень убедителен в образе гуру психиатрии, каким пытается себя выставить в глазах участников эксперимента. И, вероятно, до самого финала мы не узнаем, что это — недочет сценаристов или их намеренное желание посильнее нас запутать.



Ближе к середине сезона «Калимба» меняет тональность — мрачный психологический триллер превращается в динамичный детектив. Потайные ходы дома уводят героев по ложному следу, а напряжение достигает предела. Наблюдать за разворачивающейся на экране драмой становится интереснее — герои убедительны, их боль неподдельна, а ставки высоки. Сторонник стремительного монтажа режиссер Нурбек Эген (от его «Шерлока в России» больно пестрело в глазах) здесь работает деликатнее. «Калимба» сразу находит идеальный ритм — она никуда не спешит, но и не отстает от заданного темпа, плавно накручивая напряжение.

Если верно шутливое суждение о том, что нет здоровых людей, есть лишь плохо обследованные, в «Калимбу» можно всмотреться как в кривое зеркало. И либо ужаснуться отражению, либо посмеяться над ним. Авторы оставляют пространство для трактовок и не выносят диагнозы героям и миру, который их довел до подвала в лесу и электрошоковмх браслетов на запястьях.

Такой подход роднит «Калимбу» с сеансом у хорошего психолога, который не стремится осуждать или давать советы прежде, чем выслушает историю клиента до финала. Зрителям стоит поступить так же.

Поделиться