Российские ученые придумали, как защитить картофель от черной парши

. Способ не вредит окружающей среде

В России разработали способ по защите картофеля от черной парши

Обновлено 31 января 2024, 10:14
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Ученые из Томского государственного университета (ТГУ), Новосибирского государственного аграрного университета (ГАУ) и Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН придумали способ, как защитить картофель от черной парши. Результаты их исследования опубликовали в журнале Journal of Fungi (Q1). Вкратце о них пишут на сайте ТГУ.

«Заболевание ризактониоз (Rhizoctonia solani), называемое также черной паршой, поражает клубни, ростки, стебли, иногда корни взрослых растений. Ризактониоз является основной и широко распространенной проблемой при выращивании картофеля. Присутствие гриба Rhizoctonia solani приводит к потерям урожая во всем мире на 25–30 процентов ежегодно, увеличиваясь до 60–80 процентов для высокочувствительных сортов», — говорит руководитель проекта Иван Дубовский.

Оказалось, что с черной паршой справляется предпосевная обработка смесью бактерий Bacillus subtilis и Bacillus amyloliquefaciens. Они снижают концентрацию грибка в четыре раза, а также хорошо сказываются на составе почвенной микробиоты и физиологических показателях растения. Кроме того, благодаря такой обработке в ходе эксперимента на 30% удалось повысить урожайность.

<p>Справа картофель, семена которого были обработаны смесью бактерий. Слева &mdash;&nbsp;без обработки</p>
Фото: news.tsu.ru

Справа картофель, семена которого были обработаны смесью бактерий. Слева — без обработки

Ученые отметили экологичность нового подхода. Сейчас с черной паршой борются посредством химических фунгицидов. Они эффективны, но могут приводить к гибели насекомых-опылителей и быть токсичными для людей и животных, уточнили в публикации. Bacillus не вредят окружающей среде, «они сами являются ее естественной частью» — распространены в почвенных и водных экосистемах.

Ранее международная команда ученых, в составе которой были эксперты из Тюменского медицинского университета, использовали очистки белого картофеля для синтеза наночастиц серебра. Полученные таким образом частицы можно использовать для изготовления лекарств и в сельском хозяйстве.