«Май декабрь»: обзор драмы с Натали Портман и Джулианной Мур
. Как рассказана история про неравный брак и актерскую пронырливостьВышел фильм «Май декабрь» с Натали Портман и Джулианной Мур: обзор критика
На российский прокат 29 февраля вышел «Май декабрь» — психологическая драма от режиссера Тодда Хейнса, премьера которой состоялась еще на Каннском кинофестивале. В ней автор продолжает планомерно изучать мир женщин, на сей раз касаясь благополучия семейной жизни, амбициозности и конкуренции.
Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев разбирает это нежное и тягучее кино.
Актриса телевизионных драм Элизабет (Натали Портман) приезжает в Саванну (штат Джорджия) провести ресерч для будущей роли. Ей предстоит сыграть Грейси (Джулианна Мур) — звезду таблоидов 1990-х. Когда-то 36-летняя женщина забеременела от 13–летнего семиклассника Джо, отсидела срок в тюрьме и, выйдя на свободу, вернулась к повзрослевшему юноше (Чарльз Мелтон). Спустя 20 лет у них образцовая семья: в колледже учится старшая дочь, младшие близнецы готовятся к выпускному. Проблем нет. Так кажется на первый взгляд. Но Элизабет сразу понимает: здесь все довольно запутанно.
«Май декабрь» — так в английском языке характеризуют роман с большой разницей в возрасте. Своего рода «запретная связь» с годами для Грейси стала обыденностью: она в доме матриарх, руководит всеми процессами. И без сомнений принимает Элизабет у себя дома, ведя разговоры о предполагаемом для фильма периоде своей жизни в 1990-е. Но стоит только коснуться болезненного прошлого или сложного настоящего, Грейси закрывается и переводит тему. Уязвленный сын от первого брака, Джорджи (Кори Майкл Смит), травит о матери нелестные байки, мол, «ее проблемы от детской травмы, связанной с братьями», но правда ли это, никто не знает.
Выросший физически Джо так и остался незрелым подростком. Он не только 13-летняя жертва домогательств, но и лишенный юности человек, которого вынудили резко стать мужчиной — любовником и семьянином. Его увлечение выращиванием бабочек и тайные переписки с кем-то из единомышленников — временное спасение от наступившего неожиданно кризиса среднего возраста. Рождающееся из кокона прекрасное насекомое — сам Джо, как он себя робко ощущает, никому не осмеливаясь признаться.
Впрочем, испытывать только теплые чувства к героям фильма трудно: они часто ведут себя отталкивающе, путаются в противоречиях и жаждут внимания больше, чем обиженные подростки.
Царит в кадре Натали Портман — ее Элизабет добрую половину фильма балансирует между одержимостью и любопытством. Бесконечные допросы то Грейси, то ее семьи и окружения, умение расположить к себе и выведать тайны характеризуют ее как большого профессионала.
Эпизод с реконструкцией интимного акта в подсобке, произошедшего много лет назад, превращает Элизабет в одержимую актрису, которой необходимо не только прочувствовать свою героиню, но буквально стать ей. Этот процесс в фильме растягивается, Хейнс смакует постепенное переплетение образов двух женщин: Грейси и Элизабет носят одинаковый макияж и наряды, отражаются в зеркалах, наконец, вступают в связь с одним и тем же мужчиной.
«Май декабрь» — кино, работающее на длинной дистанции. Повествование тягучее, а пространство для интерпретаций оставляет белые пятна, то ли раздражающие зрителя, то ли позволяющие ему без зазрения совести отклониться от авторского замысла.
Режиссер задается множеством вопросов, связанных не только с общественным порицанием браков, заключенных людьми с большой разницей в возрасте. Фильм открывает закулисье кинопроцесса и демонстрирует, как артист погружается в образ. Для Элизабет роль Грейси видится едва ли не ролью мечты, на что намекает финальный эпизод на съемках того самого фильма.
Тодд Хейнс довольно прозаичен и предсказуем — для тех, кто видел «Кэрол», «Мир, полный чудес» или «Вдали от рая», новая картина не будет большим открытием.
Это полотно, сотканное из типовых для кинематографиста элементов: женщина в центре внимания, тревожный саундтрек, мелодрама с нотками фальши и двусмысленности и, конечно, мир кино, через которое преломляется реальность. Вдобавок ко всему Хейнс исследует, как общественные нормы могут сломать жизнь людям, которые просто любят друг друга.
Удерживают всю историю мастерство и химия Мур и Портман, их противостояние, сближение и последующее отторжение друг друга. Второстепенные персонажи будто призваны украшать их ансамбль, хотя заслуживают более глубокого раскрытия. К тому же почти двухчасовой хронометраж это позволяет. Тем не менее смотреть фильм местами увлекательно: не часто центральные персонажи так изящно проникают под кожу.