«Брат 3»: обзор фильма, не связанного с дилогией Балабанова

. Что это — акционизм, антикино или высокое искусство

«Брат 3» не вышел в прокат: критик рассказывает, каким получился фильм

Обновлено 19 февраля 2024, 12:18
<p>Кадр из фильма &laquo;Брат 3&raquo;, не получившего прокатное удостоверение</p>
Фото: брат3.рф

Кадр из фильма «Брат 3», не получившего прокатное удостоверение

Дебютный полнометражный фильм Валерия Переверзева должен был выйти в прокат 23 ноября, но в последний момент премьеры в Москве, Санкт-Петербурге и родном для режиссера Тамбове были сорваны — Минкульт не выдал фильму прокатное удостоверение.

Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев разбирается, что потерял зритель от невыхода «Брата 3».

Громко блеснуть на стадии анонса — искусство, которому вряд ли где-то учат. Выбор названия «Брат 3» — очевидно, и плюс, и минус этого проекта. С одной стороны, на создателей обрушился хейт со стороны поклонников народной дилогии Балабанова. С другой стороны, как минимум у той же аудитории появился «горящий» интерес к тому, что же все-таки получилось (или не получилось) у Валерия Переверзева, который и раньше возникал в мире искусства в образе «высокохудожественного провокатора».

<p>Кадр из фильма &laquo;Брат 3&raquo;</p>
Фото: Киноафиша Трейлеры/ YouTube

Кадр из фильма «Брат 3»

Понять это кино сложно. Пропустить через себя — местами откровенно невыносимо, как и многие другие фильмы, лишенные нарратива. «Брат 3» как раз один из таких: формально (и это здесь ключевое слово) происходящее на экране более-менее соотносится с официальным синопсисом. В действительности события сменяют друг друга со скоростью света, и мало-мальски понять, кто перед нами, как его зовут и что произойдет с тем или иным героем, крайне затруднительно. «Брат 3», возможно, и не кино вовсе. Забудьте про любые намеки на жанр (нет, это не криминальная драма) или внятный сторителлинг с пятиактной структурой.

Картина Переверзева словно животворящий перформанс противоречива и хаотична, как сосуд аудиовизуального искусства — кажется, полон наполовину, а может, пуст. То ли перед нами банальный фарс и подлог (читай, антикино, псевдоискусство, которое старается вписаться в формат — драматургии, ширины кадра, видеоряда etc.). То ли это по-настоящему большое кинополотно, в котором хочется задержаться, раскрывая слой за слоем на курсе по киноведению.

Где-то за гаражами курят бандиты в черных куртках (главный среди них — рэпер Птаха, играющий, кажется, самого себя). Они кого-то ждут, но о цели ожидания остается только догадываться — сцену прерывают вступительные титры фильма с цитатами из программы КПСС, принятой на XXII съезде партии. Как связано политическое событие из 1960-х с бандитами 1990-х? Не спрашивайте, вопросы здесь задает сам Переверзев, оставляя ответы зрителю. Кажется, фильм обращается больше не к логической, а к чувственной стороне каждого из нас. Как только отключаешь разум и перестаешь искать причинно-следственные связи, начинается самое интересное. Ловишь ощущения — то ли полной прострации из-за невнятности происходящего, то ли глубинного погружения в мир снов и мистерий режиссера-художника.

<p>Кадр из фильма &laquo;Брат 3&raquo;</p>
Фото: брат3.рф

Кадр из фильма «Брат 3»

Где-то на другом конце Тамбова гуляет по улицам обаятельная девушка Катя (Анастасия Вознесенская), дочь высокопоставленного генерала (некогда «Электроник» Юрий Торсуев). Все там же во вступительных титрах Переверзев оговаривается «Не ищите этот город на кадре, это Тамбов из моих воспоминаний». В лучших традициях «Ромео и Джульетты» она влюблена в парня, которого не одобряет отец. Правда, зритель поймет это, во-первых, с некоторым временным лагом, во-вторых, благодаря закадровому голосу. Нетривиальное драматургическое решение — перипетии взаимоотношений героев на экране раскрываются с помощью мини-вставок Рассказчицы с высоким женским голосом. Тембр этого голоса — отдельное очарование: кажется, что Свинка Пеппа вступила в неуставные отношения с мисс Минуткой из сериала «Локи». Эпизоды с этими короткими рассказами хочется пересматривать снова и снова.

В первой половине фильма появляется Эрик Робертс — звезда боевиков 1980-х возникает в белоснежной форме полицейского. Герой практически лишен реплик, да и экранного времени, но одним своим видом показывает, что покой и спокойствие граждан метафизического Тамбова полностью под контролем. Как и весь фильм, Робертс — скорее символ, чем одиозный персонаж. Его герой — часть постмодернистского высказывания о кинематографе, насмешка над художественной реальностью.

<p>Эрик Робертс на съемках&nbsp;фильма &laquo;Брат 3&raquo;</p>
Фото: брат3.рф

Эрик Робертс на съемках фильма «Брат 3»

Бандиты никого толком не убивают, а в перерывах между разборками читают стихи Иосифа Бродского. Генералы в своих пафосных речах с угрозами и надменностью не заходят дальше определенной границы. Кажется, и полицейские не способны поймать настоящих грабителей, один из которых (звезда сериала «Кухня» Василий Карпенко) пробирается в дом к любовнице генерала, чтобы украсть часы. Нет, это вовсе не сюжет, а лишь его осколки, разбросанные в хаотичном порядке.

С точностью и уверенностью можно сказать, что «Брат 3» — скорее ода родному городу, чем герою поколения, которого по сей день олицетворяет Данила Багров. Одними пресс-релизами об отсутствии связи между дилогией Балабанова и провокационным дебютом Переверзева не разрушить ассоциативный ряд среднестатистического зрителя, который — в случае, если фильму все-таки дадут прокатное удостоверение — пойдет на кино именно с этой мыслью и будет глубоко разочарован. Ведь перед ним возникнет эфемерное, призрачное, полумифическое нечто, отдаленно напоминающее предмет аудиовизуального искусства, но не вполне им являющееся. Цифровая камера замиксована с пленочной («Фильм частично снят советской кинокамерой «Кварц» 1974 года выпуска на кинопленку Super 8», — сообщается в трейлере фильма), бандиты с силовиками, влюбленные с одиночками, а светлый архитектурный лик Тамбова — с его же мрачными закоулками.

<p>Кадр из фильма &laquo;Брат 3&raquo;</p>
Фото: брат3.рф

Кадр из фильма «Брат 3»

Чудаковатый «Брат 3» вряд ли сохранится в истории кино, но определенно создаст вокруг феномена имени себя клуб ценителей кринж-искусства. Если проводить самую дикую на свете параллель, Валерий Переверзев будто герой Стива Стифлера из франшизы «Американский пирог» — дерзкий, амбициозный и чуть вульгарный снаружи, но в душе добрейшая душа (и танцевать друга научит, и достанет обручальное кольцо товарища, которое случайно съел пес).

Поделиться
Авторы
Теги