Ученые нашли аномалию в недрах Земли и связали ее с возникновением Луны

. Наша планета может отчасти состоять из инопланетной массы

Nature: ученые объяснили присутствие в недрах Земли инопланетной массы

Обновлено 02 ноября 2023, 13:22
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Столкновение с Земли с протопланетой Тейя, произошедшее 4,5 млрд лет назад, привело не только к образованию Луны (согласно теории гигантского столкновения), но и оставило следы глубоко внутри нашей планеты.

К такому выводу пришли ученые из Школы исследований Земли и космоса Аризонского университета США совместно со специалистами отдела геологических и планетарных наук Калифорнийского технологического института. Они занимались разгадкой происхождения неизвестной массивной аномалии в мантии Земли. Эти скальные образования длиной в тысячи километров имеют более плотный состав, чем окружающие их породы. Результаты компьютерного моделирования исследователи опубликовали в научном журнале Nature.

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Заявляется, что у части пород внутри Земли нетипичный для нашей планеты состав и отличная от окружающей мантии плотность. Это может означать, что они являются следами гигантского столкновения, произошедшего 4,5 млрд лет назад между ранней Землей и другой молодой планетой — Теей. В результате этой катастрофы, по одной из гипотез, образовалась Луна. Как это смоделировал компьютер — показано в коротком видеоролике, он размещен в YouTube-канале научного журнала.

Обложка видео
NPG Press / YouTube

Компьютерное моделирование столкновения планет

Моделирование предполагает, что мощное столкновение привело к тому, что породы с Тейи внедрились в нижнюю часть мантии Земли. Космический катаклизм привел также к тому, что некоторые обломки протопланеты были отброшены на орбиту и в конечном итоге объединились, сформировав Луну.

«Идея о том, что мантийные аномалии являются остатками Тейи, не нова. Но это исследование и научная статья, на мой взгляд, первое, которое всерьез обосновывает эту гипотезу», — высказалась планетолог из Юго-Западного исследовательского института в Боулдере (штат Колорадо, США) Робин Кануп.

Впервые авторы изысканий под руководством научного сотрудника Цянь Юаня, сообщили о своих результатах еще в 2021 году. Теперь они усилили позиции своей гипотезы с помощью компьютерного моделирования. Подобное столкновение, по их мнению, объясняет, почему Луна гораздо больше унаследовала от Тейи, тогда как первичная Земля (Гайя) получила сравнительно мало инопланетного вещества.

Многочисленные симуляции гигантского столкновения показали, что на ранней Земле после удара могло произойти расслоение мантии и инопланетные породы проникли в недра. Следующим шагом будет проверка моделей путем сравнения образцов горных пород из мантии с образцами с Луны, говорится в статье. По словам ученых, выводы исследования помогут лучше понять эволюцию Земли и других планет.