Вышли все серии «Лада Голд»: мы посмотрели и делимся впечатлениями
. Авантюрные 1990-е в духе «12 стульев» с саундтреком НогганоВышли все серии сериала «Лада Голд» с экс-возлюбленной Петрова Милославской
«Лада Голд» целиком вышла на «Иви» под слоганом «Сериал высшей пробы». И реклама не лукавит — зрители и критики хвалят его за отличный сценарий и прекрасные актерские работы (в касте Павел Прилучный, Стася Милославская, Даниил Воробьев, Марина Зудина).
Обозреватель Катя Загвоздкина, которая посмотрела «Ладу Голд» еще на премьерном показе на фестивале «Новый сезон», присоединяется к хору восторженных голосов и рассказывает, почему это драйвовое кино удивляет.
В 1990-х криминальный авторитет из Тольятти Михаил Досыгин по прозвищу Мидас (Павел Прилучный) забирает золото у других бандитов и переплавляет его в «четверку» — «Ладу» из чистого золота. Что он сделал с общаком, не знает никто из его банды. Да и искать золото некому: Мидаса и других бандитов отправляет в тюрьму неподкупный капитан Иван Огурцов (Иван Фоминов) — легенда тольяттинской милиции. Спустя 20 лет золотую «Ладу» случайно находят внук Огурцова Паша (Эльдар Калимулин) и внук Мидаса Артур (Роман Евдокимов). Золото ищут и бандиты Мидаса, которые как раз вышли из тюрьмы.
Эпоха завершилась больше 20 лет назад, но в российском кинематографе она живее всех живых. Пересказ сюжета (режиссер Никита Власов написал сценарий вместе с Егором Чичкановым) может скорее отпугнуть потенциального зрителя: опять 1990-е, бандиты, полицейские, погони, поиски похищенного сокровища, та же заезженная пластинка про криминальное прошлое.
Но хотя на экране регулярно стреляют, а добрая половина героев — бандиты, «Лада Голд» — история не криминальная, а авантюрная. К тому же это комедия. С романом «12 стульев» Ильфа и Петрова в качестве главного референса (режиссер Никита Власов и сценарист Евгений Чичканов обозначают это устами одного из персонажей).
«Лада Голд» — кино остросюжетное. События развиваются стремительно: у героев есть небольшая фора, поскольку бандиты сначала не знают про золотую машину, однако довольно скоро про нее становится известно всем, и начинается погоня. Но, как и в «12 стульях», поиски золота сопряжены не только с опасностями, но и со множеством комических ситуаций, в которые попадают герои. Этот юмор ситуативный, потому что герои — яркие, фактурные, не похожие друг на друга — почти всегда исключительно нелепые. Паша Огурцов, неудачник и прохвост, мечтающий открыть типографию, скрывается от бандитов на золотой машине вместе с легкомысленной подругой Полиной (Анна Богомолова, напоминающая прической и обаянием героиню Натальи Селезневой из «Иван Васильевич меняет профессию») и только вернувшимся на родину из-за границы Артуром, который считает, что «Россия какая-то страшная». Это не герои боевиков, а простые ребята, которые сорвали куш.
Среди криминальных авторитетов, которые охотятся за ними, — маниакальный и одновременно очень смешной Шамрай (Даниил Воробьев); роковая красавица Буба, этакая атаманша разбойников (Линда Лапиньш и Марина Зудина); Лысый (Кирилл Полухин в привычной роли), за брутальной внешностью которого скрывается романтическая натура.
Сценарий не только захватывающий, но и афористичный. Например, в одной из сцен Паша просит Полину отвлечь бандита и говорит ей, что «она самая смелая женщина, которую он знает». На что она резонно ему отвечает, что он и не знает других девушек, поскольку они встречаются с пятого класса. Есть в сериале и шутки, так сказать, понятные в контексте. «Нам надо в Казахстан», — кричит один герой другому (этот возглас даже открыл трейлер). Конечно, чтобы продать золото, но для зрителя реплика символичная по другому поводу.
«Лада Голд» отлично не только написана, но и исполнена. У сериала актерский состав мечты: яркие и талантливые молодые российские актеры, которые будто соревнуются, кто кого переиграет. Кроме названных выше, это Стася Милославская, Евгений Сангаджиев и Аскар Ильясов (актер из Казахстана наконец-то сыграл в российском кино не калмыка или узбека, а казаха). У Эльдара Калимулина с Романом Евдокимовым получился прекрасный комедийный дуэт, как и у их экранных дедов — Павла Прилучного и Ивана Фоминова. Во-вторых, его создателей хочется поблагодарить за роль Марины Зудиной.
В сериале представлена не просто стилизация под 1990-е, но и их ироничное переосмысление. Линия Мидаса и Огурцова — гротескного бандита и гротескного честного милиционера — пародирует бандитские сериалы той эпохи и оказывается не только смешной, но и трогательной. Власов придумал специальный прием, чтобы объяснить, почему эта линия такая неправдоподобная: жители современного Тольятти пересказывают друг другу легенды о криминальном прошлом города и, конечно, привирают ради красного словца. Их рассказы зрители и видят на экране — и стоит ли удивляться, что в одной из сцен, например, Огурцов разрывает надетые на него наручники.
Сериал качает и отличным саундтреком. В нем не только ожидаемые треки, вроде «Лады седан» команды «Рекорд Оркестр» и «Черной Волги» от «Каспийского Груза», но и специально написанная для сериала «Золотая «Лада» Ноггано. Заслуга сериала и в новой точке на кинокарте России — не только Тольятти, но и степи Самарской области, песчаные барханы и солончаки Казахстана.
При всех удачных обстоятельствах «Лада Голд» берет очень высокий темп в первых двух сериях (пожалуй, лучших) и постепенно теряет скорость к финалу. Некоторые сюжетные повороты во второй половине шоу кажутся надуманными и нужными разве что для растягивания хронометража на положенные восемь серий. Но если комедийные сцены сняты легко и непринужденно, то драматические (например, отношения Артура с его криминальными родственниками) часто выглядят довольно натужно. Может разочаровать и финал «Лады» — авторы жертвуют правдоподобием не только в 1990-х, но и в наши дни.
Но, как и в других историях про приключения в дороге, в «Ладе Голд» главное — не конечная цель, а сам путь. Он дарит зрителю возможность посмеяться, поволноваться за героев и так к ним привыкнуть, что расставание окажется грустным.