«Что? Где? Когда?» — 48 лет. Вы наверняка не знали эти 7 фактов об игре

. Интеллектуальная викторина сегодня отмечает свой день рождения

Интеллектуальному клубу «Что? Где? Когда?» исполнилось 48 лет

Обновлено 30 ноября 2023, 09:48
<p>Идет игра. Телевизионный клуб &laquo;Что? Где? Когда?&raquo;.&nbsp;1985 год</p>
Фото: Г. Казаринов / РИА Новости

Идет игра. Телевизионный клуб «Что? Где? Когда?». 1985 год

48 лет назад на советских экранах показали первый выпуск популярной игры «Что? Где? Когда?», продолжающей выходить и по сей день. РБК Life вспоминает историю, а также ряд интересных фактов об интеллектуальной викторине, на которой выросло несколько поколений российских телезрителей.

Сначала формат был совершенно другим

Первый выпуск всенародно популярной телеигры вышел 4 сентября 1975 года, когда в эфир пустили передачу «Семейная викторина: «Что? Где? Когда?». Как следует из названия, формат почти полувековой давности существенно отличался от современной концепции шоу. В нем приняли участие две московские семьи: Ивановых и Кузнецовых. Съемочная группа приехала в гости сначала к одной, а потом к другой команде и задала каждой по 11 вопросов. В итоге два сюжета объединили в одну передачу, разбавив ее фотографиями из семейных альбомов участников.

Обложка видео

Финал «Что? Где? Когда?» 1980 года — один из самых старых выпусков, сохранившихся в записи. Помимо самой игры, показывали выступления музыкантов, а также знаменитых ученых, писателей и артистов. «Когда я смотрю футбол, я же не могу выйти на поле и сыграть за какого-то футболиста, а здесь — я участник игры», — поделился своим мнением о викторине Валентин Гафт.

На начальном этапе создатели передачи столкнулись с существенными трудностями: викторину отказывались ставить в эфир, забраковывая ее на худсоветах, но при этом команду не распускали. Формат игры, похожий на нынешний, формировался в течение нескольких лет. Первых знатоков искали среди студентов главных столичных вузов, а вопросы придумывали сами либо выискивали их в письмах от телезрителей. Интересно, что одним из первых авторов стал нынешний ведущий игры Борис Крюк, который в девятилетнем возрасте придумал вопрос с шахматной головоломкой.

Почему ведущий практически не появляется в кадре

Владимир Ворошилов руководил «Что? Где? Когда?» на протяжении 25 лет. Главным ведущим передачи он стал в 1977 году, однако аудитория долго не могла понять, чей голос звучит за кадром. Дело в том, что прежде Ворошилов запустил популярную авторскую передачу «Аукцион», благодаря которой на советском телевидении впервые появилась реклама товаров народного потребления. При этом практически каждый выпуск сопровождали серьезные скандалы. Последней каплей для политбюро стало выступление самодеятельных ВИА, один из которых исполнил смелую юмористическую композицию о радиации, не согласованную с цензорами.

<p>Телеведущий викторины &laquo;Что? Где? Когда?&raquo; Владимир Ворошилов (в центре) ждет ответа на вопрос. 1984 год</p>
Фото: Марина Юрченко / РИА Новости

Телеведущий викторины «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов (в центре) ждет ответа на вопрос. 1984 год

В итоге «Аукцион» закрыли, а самому Ворошилову запретили попадать в объективы камер. Поэтому имя «господина ведущего», известного также как «инкогнито из «Останкино», впервые прозвучало в эфире только в 1980 году. После смерти Ворошилова в 2001 году пост ведущего занял его пасынок — Борис Крюк, который на тот момент уже был известен в качестве ведущего передачи «Любовь с первого взгляда».

Волчок из магазина игрушек и филин из Петушков

Один из самых известных символов передачи — сова, олицетворяющая мудрость. Впервые живой «маскот» викторины показали еще в 1977 году: это была не сова, а филин по кличке Фомка, привезенный на студию с зообазы Госкино в Петушках. Птица спокойно просидела все съемки, после чего стала неизменным участником телешоу. Главный приз игры — «Хрустальная сова» — появился только в 1984 году.

<p>Приз &laquo;Хрустальная сова&raquo;, присуждаемый в телевизионном клубе &laquo;Что? Где? Когда?&raquo; лучшему игроку, а также телезрителю за лучший вопрос.&nbsp;1985 год</p>
Фото: Г. Казаринов / РИА Новости

Приз «Хрустальная сова», присуждаемый в телевизионном клубе «Что? Где? Когда?» лучшему игроку, а также телезрителю за лучший вопрос. 1985 год

Еще один знаменитый атрибут «Что? Где? Когда?» — волчок, который стали использовать с 1976 года. По воспоминаниям Владимира Ворошилова, идея родилась, когда он пришел в «Дом игрушки», чтобы выбрать подарок для своего трехлетнего «приятеля». Там он увидел развлекательный механизм под названием «Скачущий всадник», выпускавшийся с 1950-х годов на московском станкостроительном заводе «Красный пролетарий», вынужденном производить различные товары массового потребления. В итоге он купил сразу две игрушки, одну из которых оставил себе. Для передачи волчок подвергли некоторой модернизации: вмонтировали стрелку, сделали балансировку и укрепили основание, чтобы он не опрокидывался.

Первыми призами были книги

<p>Участники телевикторины &laquo;Что? Где? Когда?&raquo; обдумывают ответ.&nbsp;1985 год</p>

<p></p>
Фото: Г. Казаринов / РИА Новости

Участники телевикторины «Что? Где? Когда?» обдумывают ответ. 1985 год

На протяжении долгого времени единственными призами «Что? Где? Когда?» были книги, которые вручали знатокам за каждый правильный ответ. Однако после развала СССР в 1991 году «интеллектуальный клуб» превратился в «интеллектуальное казино» — «единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом». Тогда игровой стол разделили на красные и черные сектора, а вопросы телезрителей получили свою цену — от 100 до 10 тыс. руб. Годом позже минимальная и максимальная ставки увеличились до 1 тыс. и 55 тыс. руб. соответственно.

Загадки черного ящика

Что? Где? Когда? / YouTube
Фото: Что? Где? Когда? / YouTube

«Что? Где? Когда?» стало первой передачей, где появился такой атрибут, как «черный ящик», который впоследствии начали использовать и в других передачах, в том числе в «Поле чудес». Первый ящик аудитория викторины увидела в конце 1983 года. Тогда в нем скрывалась старинная антиалкогольная рюмка, создающая у пьющего иллюзию, что в ней плавают мухи. С тех пор в черных ящиках побывали самые разные предметы: от купальника бикини и баночки с анализами до авиационного бортового самописца — черного ящика. Большинство вещей помещают в тайники еще до начала игры, однако некоторые «ответы» на вопросы вроде горячих пельменей или живой змеи нужно класть туда непосредственно перед выносом ящика в студию. В таком случае у редакторов есть не более 15–20 секунд.

Музыка Штрауса и Чайковского

Во всем мире вступительная часть к симфонической поэме Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» известна во многом благодаря знаменитой сцене из шедевра Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». Однако для массового отечественного зрителя мелодия стала узнаваемой благодаря неизменной заставке к «Что? Где? Когда?». Плюс ко всему в начале передачи, когда знатоки садятся за стол, звучит фрагмент арии Германа из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» («Что наша жизнь? Игра!»). Еще одна запоминающаяся музыкальная тема — немецкая песня Ra-Ta-Ta композитора Криса Ювенса, звучащая в момент, когда в студию вносят какой-либо предмет или черный ящик.

Обложка видео

Инструментальная версия песни «Ra-ta-ta» в аранжировке Джеймса Ласта. Именно эта композиция звучит во время выноса в студию различных предметов, сопровождающих вопросы.

Американская версия игры

Адаптированные версии «Что? Где? Когда?» выходят или выходили во многих других странах, причем далеко не только в республиках бывшего СССР. Скажем, в 2011 году на американском канале ABC транслировали передачу «Million Dollar Mind Game» (MDMG) — «Интеллектуальная игра на $1 млн». Несмотря на ряд существенных отличий от оригинала, основная концепция осталась неизменной: в викторине могли принимать непосредственное участие обычные телезрители.

<p>Кадр из&nbsp;передачи&nbsp;Million Dollar Mind Game</p>
Фото: ABC

Кадр из передачи Million Dollar Mind Game

Проект MDMG просуществовал лишь один сезон, однако игра получила высокие оценки от публики. В частности, ее хвалили за то, что, в отличие от других телевикторин, передача требовала от игроков не конкретных знаний в той или иной области, а именно острого ума, слаженной командной работы и нестандартного мышления, которые становились важнейшими факторами для нахождения правильного ответа.

Поделиться