Выходит новый фильм с Лиамом Нисоном. Вот почему актер по-прежнему крутой

. Он был боксером, рыцарем-джедаем, львом из Нарнии и Оскаром Шиндлером

Боевик «Заложники» с Лиамом Нисоном выйдет в российский прокат 24 августа

Обновлено 18 августа 2023, 11:40
<p>71-летний Лиам Нисон снова спасает всех, кому не повезло оказаться его родней. Кадр из фильма &laquo;Заложники&raquo; (2023)</p>
Фото: Atresmedia Cine

71-летний Лиам Нисон снова спасает всех, кому не повезло оказаться его родней. Кадр из фильма «Заложники» (2023)

В российский прокат с 24 августа выходит американский боевик «Заложники» с Лиамом Нисоном в главной роли. Он уже привычно играет человека, втянутого в невозможные обстоятельства. На этот раз в машине героя, где он находится с двумя детьми, заложена бомба, а из телефона поступают инструкции от злодея, следуя которым можно выжить, хоть и негарантированно.

Лиам Нисон в последние годы практикует амплуа звезды боевиков, за что периодически получает неодобрительные комментарии от поклонников и критиков, но в среду обитания крепких парней с пушками актер попал не сразу. РБК Life и кинокомпания Global Film, которая привезла «Заложников» в российские кинотеатры, рассказывают, почему Лиам Нисон, несмотря ни на что, был и остается большим артистом.

Обложка видео

Бокс и театр

Уильяму Джону Нисону сейчас 71 год — он уже дедушка, которому позволительно не углубляться в бурю этических споров нового времени, из-за чего он влипал в разные ситуации: в 2018 году, в разгар MeToo, высказался публично, что женская солидарность напоминает ему «охоту на ведьм», которая карает всех подряд без разбора. На следующий год был пойман на расистских высказываниях, хоть и ситуативных, но из-за концентрации внимания в соцсетях — спорных. Тогда пришлось извиняться и отрицать обвинения в расизме и токсичной маскулинности. Аудитория восприняла Нисона как анахронизм, древний экспонат, не вписывающийся в тренды новой этики, и ополчилась. На защиту актера вышли Мишель Родригес, Вупи Голдберг и Рэйф Файнс.

Публика, набросившаяся на Нисона, могла не подозревать, с кем имеет дело: католик, выросший среди протестантов ирландского Баллимена, увлекавшийся театром и боксом и ощущавший себя «гражданином второго сорта» на фоне стереотипов об ирландцах как бунтарях и борцах за свободу. Кровавый опыт своей родины Нисон воспринимал всегда как непоправимую трагедию, превратившую его сверстников в преступников и жертв насилия. Что такое ярлыки и какое значение они действительно имеют, он знает не понаслышке.

С девяти лет Нисон брал уроки бокса и до 17 лет успел выиграть ряд региональных наград, совмещая бои со школьными постановками, и бонус к внешности — сломанный нос. Поступил в Королевский университет Белфаста (не закончил его), подрабатывал на пивоварне Guinness (оператором погрузчика) в Баллимене, попробовал учиться в педагогическом колледже в Ньюкасл-апон-Тайн, потом вернулся в Белфаст, присоединившись к труппе театра Lyric. Театральные подмостки влекли его с самого детства: он участвовал в любительских школьных постановках с 11 лет, демонстрируя при этом успехи в учебе (например, в математике и физике). Королевский университет в Белфасте, куда он поступил на факультет физики, но так и не закончил учебу, в 2009 году почетно предоставил актеру докторскую степень: «Наконец-то я могу сказать маме, что закончил университет». На тот момент ему было 57 лет.

От Иисуса к Шиндлеру

В 1977 году Нисон впервые сыграл в кино — Иисуса Христа в фильме «Путешествие Пилигрима» (экранизация средневекового религиозного произведения Джона Буньяна про Христианина, который идет из Города Разрушения в Небесную страну). Затем, переехав в столицу Ирландии, стал сниматься активнее и параллельно играл в Abbey Theater.

В 1980 году ему перепала роль сэра Гавейна в «Экскалибуре» Ленни Смолла, затем работа с Мэлом Гибсоном и Энтони Хопкинсом в «Баунти», с Клинтом Иствудом в «Игре в смерть», с Робертом Де Ниро в «Миссии» и Микки Рурком в «Отходной молитве». В середине 1980-х Нисон перебрался на святую землю киноискусства — в Голливуд, ступив на путь большой звезды. Последовали роли у Сэма Рейми, Питера Йетса, Дэвида Лиланда (в «Переступая черту» ирландец сыграл беднягу, вынужденного участвовать в кулачных боях на потеху гангстеру — боксерское прошлое пригодилось), у Вуди Аллена. А потом, в 1990-х годах, получил предложение мечты — от Стивена Спилберга.

Кинематографист собирался экранизировать роман Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера», где изложена история Полдека Пфефферберга об Оскаре Шиндлере. Адаптацию текста уже готовил Стивен Зеллиан, которого очарованный романом Спилберг заразил идеей снять фильм о холокосте. Вскоре его решимость пошатнулась, и он едва не передал проект Роману Полански (тот в конце концов поставил «Пианиста»), а потом предлагал сценарий Сидни Поллаку и Мартину Скорсезе. Последний в 1988 году был назначен режиссером «Списка Шиндлера», но Спилберг передумал и передоговорился с Мартином, предложив ему ремейк «Мыса страха» взамен.

Нисона Спилберг увидел на Бродвее в постановке «Анна Кристи» и предпочел его Кевину Костнеру и Мэлу Гибсону. Малоизвестный широкой публике выходец из Ирландии, по его мнению, лучше подходил на роль человека, которому удалось перехитрить нацистов.

Кенилли, к слову, был доволен кастинговым решением. «Он такой же парень, как и Шиндлер. Может быть немного опасным, если его вынудить. Любит изредка выпить, немного пошутить. Может сразить Южную Калифорнию стремительным запоем с психоактивными веществами! Но всегда остается непорочным, ясным и ловким в своих движениях». Нисон же считал попросту, что у Оскара Шиндлера «были яйца»: «Если нацисты были бы нью-йоркцами, то Шиндлер был бы из Арканзаса. Они бы не воспринимали его всерьез, а он бы использовал это в качестве преимущества».

За роль Шиндлера Лиам Нисон получил BAFTA и номинацию на «Оскар», а с ними — статус востребованной звезды мирового кино. До того как часы пробили миллениум, Нисон успел получить награду Венецианского кинофестиваля («Майкл Коллинз», 1996), стать Жаном Вальжаном в экранизации «Отверженных» 1998 года и появиться в образе джедая у Джорджа Лукаса.

Рыцарь мечей и кулаков

Лиам Нисон открыл вторую трилогию «Звездных войн». В фильме «Эпизод I: Скрытая угроза» к навыкам боксера он подключил владение мечом. Световым. Лукас, выбирая актера на роль мастера-джедая Квай-Гона Джинна, остановился на Нисоне, сочтя его превосходным артистом, на которого будут равняться другие. «Скрытая угроза» имела огромный кассовый успех и была самым успешным в финансовом отношении фильмом франшизы до 2015 года.

Образ Квай-Гона, джедайского мудреца, который может и словом, и делом доказать, кто не прав, фанатов франшизы впечатлил, критиков — тоже. Доказательством тому стала номинация на премию «Сатурн» и предложение озвучивать роль Квай-Гона в мультсериале «Звездные войны: Войны клонов» и «Звездные войны: Сказания о джедаях». В 2000 году королева Елизавета II подтвердила, что Нисон — рыцарь не только у джедаев, сделав его кавалером ордена Британской империи.

Актера после джедайского успеха буквально разобрали на части. Голос Нисона зазвучал и в документалке «Путешествие в удивительные пещеры», и в «Хрониках Нарнии», прибавив льву Аслану величия сверх имеющегося; и в видеоигре Fallout 3, где оживил специально написанного под Нисона персонажа — отца главного героя. Его тело послужило вдохновением дляаниматоров, которые придумывали движения Оптимуса Прайма для «Трансформеров» Майкла Бэя. Его чувство юмора стало движком для выпуска Saturday Night Live. В 2003 году скупые слезы Нисона в мелодраме «Реальная любовь» вызывали умиление и сочувствие у женской половины населения планеты. Он снимался у ведущих голливудских авторов (Скорсезе, Ридли Скотт, Кристофер Нолан), а потом неожиданно нашел себе амплуа, которое до него сделало карьеру Киферу Сазерленду в «24 часа»: решительного и стремительного человека, умеющего решать неразрешимые проблемы в сжатые сроки.

В 2007 триллер «Заложница» открыл Нисону двери в мир криминальных историй, где кулаки хороши, а пистолеты еще лучше. Спродюсированный и написанный Люком Бессоном фильм Пьера Мореля получил хорошую критику, а 54-летнему на тот момент Нисону подарил шанс научиться паркуру.

Эпоха заложниц и титанов

В 2009 году 18 марта умерла Наташа Ричардсон — английская актриса и жена Лиама Нисона с 1994 года, мать их сыновей Майкла и Даниэля. Она получила травму головы при падении во время урока катания на лыжах в Мон-Тремблане (Канада). Сперва она отказывалась от медицинской помощи, но мигрень не утихала, и уже через два дня в Нью-Йорке врачи больницы «Ленокс Хилл» констатировали смерть. Лиам Нисон был потрясен гибелью возлюбленной и больше так и не женился.

По слухам, именно это событие и стало отправной точкой к актерским странностям, последовавшим далее. Якобы Нисон брался за все предложения без разбора, чтобы ощущать себя занятым и не утонуть в горе. За первой «Заложницей» последовала вторая и третья, где-то между ними затесалось CGI-насилие над древнегреческими мифами в двух частях «Битва титанов», потом случилось сотрудничество с Жауме Кольет-Серра, породившее боевики «Воздушный маршал», «Ночной беглец» и «Пассажир». Зритель взмолился: что же произошло с некогда ведущим актером?

Но негативные отзывы, впрочем, несправедливы. К моменту, когда в фильмографию Нисона, толкаясь локтями, набились боевики с однотипными постерами, он сделал выдающуюся карьеру и внес вклад в мировое кино. Об этом хорошо помнят замечательные кинематографисты. Братья Коэны сняли Нисона в вестерне «Баллада Бастера Скраггса», одну из новелл которого актер тащил на своей спине вместе с персонажем Гарри Меллинга.

В составе выдающихся артистов, таких как Сальма Хайек, Альфред Молина и Джон Красински, Нисон выступил в озвучке мультфильма «Пророк» (2014) по роману ливанского писателя Халиля Джебрана (в России, увы, широкого проката картины не было). Мартин Скорсезе отдал Нисону роль католического проповедника в монументальном «Молчании»; Майкл Леннокс пригласил в популярный в Англии сериал «Девчонки из Дерри» на роль констебля; Нил Джордан отправил его в компанию Дайан Крюгер и Джессики Лэнг в криминальном детективе «Марлоу» про Калифорнию конца 1930-х годов.

В прошлом году актер заявил, что подумывает в конце концов уйти из жанра экшен-триллеров — он далеко не Арнольд Шварценеггер, возраст уже не тот, да и зритель совсем не дурак. Серьезен ли был Нисон или нет, непонятно. И прежде заключенные контракты со студиями какое-то время будут поставлять в кинотеатры очередные боевики.

«Заложники» (а если точнее, Retribution, то есть «Возмездие») 2023 года, снятый Нимродом Анталом («Дом с прислугой»), написанный Эндрю Болдуином и спродюсированный Алексом Хейнеманом и Жауме Кольетт-Сьерра, помог молодым звездам Джеку Чемпиону («Аватар: Путь воды») и Лили Аспелл («В поисках любви») поработать с настоящей звездой Голливуда (Нисон, как водится в актерской среде, адресует молодежи только теплые слова).

Отчасти намерение отойти от боевиков «Заложники» оправдывают: в сценарии, как заметил Нисон, мало боевых сцен и перестрелок, а саспенс закреплен эмоциями героев от рискованных обстоятельств, в которые они попадают. В целом 90% действия происходит в автомобиле. Тут нельзя не вспомнить «Телефонную будку» Джоэла Шумахера с Колином Фарреллом, герой которого больше часа экранного времени провел непосредственно в телефонной будке, вися на проводе с шантажистом. Это был эталонный триллер, провоцирующий у зрителя продолжительный приступ тревожности. Учитывая неподдающийся сомнению актерский талант Нисона, у «Заложников» есть шанс оказаться не хуже.

Поделиться