«Мы с семьей прожили за границей как разведчики-нелегалы более 20 лет»

. Вышел основанный на реальных событиях триллер об агентах под прикрытием
Обновлено 31 января 2023, 13:55
Premier
Фото: Premier

В онлайн-кинотеатре Premier вышел новый триллер «Русские» о разведчиках, живущих под прикрытием. В основу сценария легла книга российской разведчицы-нелегала, полковника Службы внешней разведки Российской Федерации Елены Вавиловой в соавторстве с Андреем Бронниковым.

По сюжету сериала главные герои Вера Свиблова и Антон Вязин, сотрудники российской Службы внешней разведки, много лет живут в Вашингтоне под именами Кэтрин и Жорж Готье. Им необходимо выяснить детали секретного плана США и предотвратить экономический крах России. Главные роли в картине исполнили Петр Рыков и Екатерина Молоховская.

РБК Life поговорил с Еленой Вавиловой о сериале «Русские», ее жизни и навыках, необходимых для настоящего разведчика.

На съемках

На съемках

— Сериал заявлен, как экранизация вашей книги «Женщина, которая умеет хранить тайны», однако некоторые сцены взяты из вашей реальной биографии. Сериал получился ближе к сюжету книги или вашей жизни?

— В основе сюжета книги лежит реальная история моей семьи, поэтому и в книге, и в сериале показан настоящий опыт работы нашей с Андреем Безруковым семьи. Но в сериале есть моменты из нашей жизни, которые вошли в книгу не полностью или совсем не были описаны. Например, ночевка в библиотеке или сцена ссоры главных героев, когда они узнают, что утаили друг от друга связь с сотрудником КГБ.

Реальность здесь в том, что ни я, ни мой будущий супруг Андрей Безруков не знали, что нас подобрали для работы в разведке. Каждый из нас шел своим путем. Это важно, потому что решение пойти в эту службу должно быть основано на собственных убеждениях и желаниях. Нельзя попасть в СВР просто за компанию с кем-то. После того как каждый из нас согласился, карты раскрылись. Между нами случился конфликт, это действительно было.

День свадьбы в Томске

День свадьбы в Томске

— События сериала правдивы, но саму работу в СВР принято держать в секрете. Считаете, что о работе разведки нужно говорить больше?

— Я считаю, что говорить о разведке нужно. Во-первых, это важная профессия, которую нужно популяризировать. Разведка — это иммунная система страны. Не секрет, что в советское время фильм «Семнадцать мгновений весны» стал культовым для многих поколений и сделал профессию разведчика престижной, многие стали мечтать о такой работе. Во-вторых, мне хотелось, чтобы зарубежное кино было не единственным ресурсом, который формирует представление о разведке. Важно было перебить их нарративы и показать реальную историю, где разведчики не убивают, и женщина-разведчица — это не «медовая ловушка». Они просто выполняют ежедневный и важный труд — собирают информацию.

Кадр из сериала

Кадр из сериала

Конечно, есть коллеги, которые предпочитают меньше говорить об СВР. Я считаю, что сейчас, в период информационной войны, важно показать реальную работу русских разведчиков. Если молодые люди, посмотрев сериал, задумаются и захотят служить Родине в таком качестве, то я достигла цели.

— Если человека уже отобрали в СВР, но он еще ничего не знает о будущей профессии, сериал «Русские» подготовит его, даст представление о работе?

— Думаю, да. Поскольку сериал правдивый и основан на истории реальной жизни. Есть и другой сериал, снятый якобы по истории ареста русских агентов в 2010 году — довольно известный зарубежный проект «Американцы». Он очень далек от реальности. Там показаны жестокость и насилие. Есть сцена, где инструктор проявляет неуважение к главной героине, которую готовит к работе в разведке. Любой действующий сотрудник скажет, что такого быть не могло. Люди, которые нас готовили, относились к нам бережно. Они по-отцовски заботились о нас и старались передать свои навыки.

Кадр из сериала

Кадр из сериала

Посмотрев сериал «Русские», потенциальные кандидаты на работу не испугаются разведки. Они увидят людей, которые становятся семьей вдали от дома. В сериале мы старались показать, что страна своих не бросает. И реальная история обмена раскрытых разведчиков, которая произошла в 2010 году, когда нас с Андреем и наших коллег быстро вернули на Родину, один из примеров этого лозунга.

— Когда искали актрису на главную роль, специально выбирали похожую на вас?

— Совсем близкого сходства не искали, однако Екатерине Молоховской (исполнительница главной роли) пришлось осветлить волосы. Важнее внешнего сходства в актрисе было умение передать внутренний мир разведчицы. Она должна быть внешне приветливой, обычной, не отличаться от окружающих, но оставаться собранной и решительной внутри. Екатерина Молоховская сумела передать внутреннюю борьбу чувств при всей внешней обычности. Вместе с главным героем, которого играл Петр Рыков, получилась органичная пара. Смотришь и веришь, что это дружная семья. И лишь в водовороте событий они показывают качества, присущие разведчику.

Елена Вавилова и Екатерина Молоховская 

Елена Вавилова и Екатерина Молоховская

Иногда на съемочной площадке я смотрела на Екатерину и Петра с детьми, как будто на себя в прошлом. И вспоминала, как наши с Андреем дети играли, а нам надо было что-то обсудить. Как хотели что-то друг другу сказать, но должны были понимать с полуслова или писать краткие слова на бумаге, чтобы при детях не показать лишнего. Как мы должны были не реагировать, когда в компьютерной игре дети играют на стороне американцев против русских, хотя это и задевало.

— По профессии вам приходилось жить и работать в другой роли. Можете рассказать, как вы вживались в эту роль?

— Как только человек надевает маску, он сразу незначительно меняет свое поведение. Актеры, которые играли в сериале агентов ФБР, сразу подтягивались, становились улыбающимися оптимистами.

Мы с Андреем лучше всего вживались в роли, когда продумывали свои легенды. Это та история, которую ты рассказываешь, выполняя задачу. Когда мы начинали думать, где мы учились, где жили, кто были наши друзья, как нас воспитывали родители, мы абстрагировались от нас самих и переходили в другой менталитет и реальность. Мы верили в то, что для себя придумали. Потом было важно задавать себе вопросы: «Как бы я, будучи в той роли, могла себя вести?», «Как канадка отвечала бы на вопросы и делала заказ в кафе?».

С семьей в Канаде

С семьей в Канаде

Любая роль разведчика сочетается с его внутренним миром. Нельзя из меня сделать совершенно другого по характеру человека. Свою роль я вплела в реально существующий характер.

— Сложно было выйти из этой роли, когда вернулись в Россию?

— Сложно, конечно. Человек привыкает к среде, и ему нужно вновь перестраиваться по возвращении. Мы с семьей прожили за границей как разведчики-нелегалы более 20 лет, и когда вернулись в Россию, остро реагировали даже на мелочи. Например, опоздания: за границей люди более пунктуальные. Также пришлось привыкать к дорожному движению: в России штрафы за неправильное вождение существенно ниже, поэтому люди менее внимательны на дорогах. Но разведчик привыкает быстро приспосабливаться в новой среде, поэтому мы недолго испытывали трудности.

Елена Вавилова

Елена Вавилова

— Герои в сериале погружаются в свои воспоминания, но это художественный прием, чтобы показать их прошлое. В реальности разведчику можно это делать?

— Воспоминания — это часть нашей жизни, невозможно их не иметь. Мы старались не провоцировать их самостоятельно. Например, мы не говорили по-русски, даже когда было можно, — для нас так было легче. Были моменты, когда невольно слышишь русскую речь на улице — это, конечно, вызывает эмоциональный ответ, начинаешь вспоминать дом, своих родителей, детство. Главное — уметь с этим совладать, быстро успокоиться. Вначале это было трудно.

У моих детей не было бабушек и дедушек — только мы с Андреем. Поэтому мне хотелось оберегать их намного сильнее, чем обычной американской или канадской маме. С этим трудно совладать, но такие навыки тренируются. Поверьте, любой человек может себя воспитать.

Елена Вавилова с детьми

Елена Вавилова с детьми

— В сериале показано, как разведчики получают и передают информацию, связываются с руководством в Москве. Так ли это было и допустимо ли показывать это в сериале?

— Конечно, нам хотелось, чтобы сериал получился достоверным, поэтому использовали и демонстрировали те методы, которые приближены к реально используемым. Мы не раскрывали никаких тайн, а показывали то, что уже было не раз описано до нас. Например, постановка сигнала мелом, использование радиоприемников, передача сигнала азбукой Морзе, условные фразы для обозначения «своих» людей — все это уже показывали в кино. Что-то мы показывали схематично. Например, героиня передавала информацию с помощью шифра через компьютер, но, как создается такой шифр, мы не могли раскрывать. В сериале выдержан баланс: не раскрывая секретов, показываем специфику работы.

Кадр из сериала

Кадр из сериала

— По сюжету герои ищут информацию о плане Америки разрушить финансовую систему России. Существовал ли прототип такого плана в реальности и стояла ли задача его искать?

— Для сериала мы придумали и план, и название, но те процессы, о которых говорится, шли на самом деле. Сериал передает реальность, в которой мы жили. Это те задачи, которые стояли перед нами, но для сериала они были переработаны. Интересно это тем, что мы с Андреем, как пара разведчиков-нелегалов, знали только свою часть глобальной задачи, и когда наша информация вместе с донесениями других нелегалов стекалась в «Центр», там велась совершенно другая работа. Мы не знали всей картины, и в сериале это тоже показано.

Елена Вавилова с Андреем Безруковым

Елена Вавилова с Андреем Безруковым

— В чем особенность «мышления разведчика» и как оно показано в сериале?

— Главное — у разведчика должен быть аналитический ум. В сериале герои следят за мировыми событиями, они сопоставляют факты, о которых становится известно им, с тем, что транслируется в новостях. Люди этой профессии внимательно анализируют информацию, которую получают от других. А чтобы получить ее, они должны умело направлять разговор в нужное им русло. Также очень важно уметь ориентироваться в обстановке и быстро принимать решения. В сериале будет несколько сцен, когда героям нужно умело предложить помощь, чтобы получить что-то взамен, или понять, как выйти из сложной ситуации.

— У вас с супругом Андреем Безруковым есть книга «Нетворкинг для разведчиков». Можете кратко рассказать, что это, и дать несколько советов по коммуникации?

— Есть три кратких совета. Первый — общение с человеком должно быть обоюдно полезным, нельзя использовать кого-то, ничего не давая ему взамен. Нужно искать, чем ты можешь быть полезен другим: это могут быть организаторские или другие способности, эмоциональная поддержка в нужный момент. Второй совет: учитесь слушать другого. Нам всегда хочется показать себя в лучшем свете, забывая, что собеседник хочет того же. Умение слушать и сопереживать другому — очень важно. Часто запоминают не тех, кто много говорил, а тех, кто выслушал. Третий совет: не бояться показать свои слабости. Не нужно строить из себя супергероя. Люди оценят искренность, когда вы честно скажете, что у вас что-то не получается. Для нас, как для разведчиков, было важно показать свою неудачу, чтобы человек захотел нам помочь. Его помощь идет нам на руку: контакт «углубляется», мы становимся друзьями.

Елена Вавилова с семьей

Елена Вавилова с семьей

— Как вы обосновывались на новом месте, с чего начиналась жизнь в другой стране?

— Мы начинали с низов — у нас не было знакомых или реальной профессии, которой мы могли бы прикрываться. Все эти проблемы нужно было решать самостоятельно. Нужно было выполнять две работы — ту, что для прикрытия, и основную. Это серьезная нагрузка, к этому нужно было готовиться, в том числе морально. Мы выбирали те профессии, которые импонировали нам. Нельзя делать то, что тебе не нравится.

В США

В США

Мы начинали с работы в бухгалтерии, и нам это ужасно не нравилось. Позже я поняла, что работа агента по недвижимости приятнее: больше общения с людьми, неполный рабочий день, можно совмещать с работой разведчика. Супруг позже работал консультантом по развитию бизнеса, ему это тоже очень нравилось: это творческая работа, а не механическое выполнение одних и тех же задач.

При выборе работы были и ограничения: мы не могли работать в государственных органах, потому что на госслужбе тщательно проверяют. Мы не могли дружить с полицейскими, агентами ФБР, чтобы не вызывать лишних вопросов. Мы всегда советовались с «Центром», где проживать, учиться, работать.

— Насколько похожи события вашей жизни на истории других семей-нелегалов?

— Все истории уникальны, каждый проходит свой путь. В нашей с Андреем истории случились предательство, аресты, обмен. Сейчас мы на новом этапе жизни, мы уделяем время патриотическому воспитанию молодежи. Другие разведчики спокойно возвращаются после выполнения задачи и передают навыки профессии, кто-то до сих пор находится за границей, кто-то даже останется доживать свою жизнь там.

Кадр из сериала

Кадр из сериала

— Стать публичным лицом для разведчика-нелегала — это неудача. Но все же, рады ли вы сейчас заниматься кинопроизводством и жить на родине?

— Да, хоть моя карьера в разведке и закончилась, я хочу оставаться полезной нашей стране. Встречи с молодежью, написание книг, работа над фильмами и сериалами — это возможность поделиться опытом, приоткрыть небольшие тайны. Кинематограф сейчас выходит на передний план — это та форма искусства, через которую можно донести важные знания и мысли до множества людей.

Поделиться