Какие товары подорожали из-за падения рубля. Продавцы составили список

. Телевизоры, смартфоны, ноутбуки и другое
Обновлено 26 декабря 2022, 15:08
Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

С наступлением декабря в России началось ослабление рубля по отношению к доллару и евро, которое значительно ускорилось к середине месяца. Так, 21 декабря отечественная валюта перевалила отметку в 70 руб. за доллар и 75 руб. за евро. РБК Life выяснил, как скачки курса, предновогодний ажиотаж и сложные погодные условия повлияли на стоимость некоторых товаров и праздничных подарков.

В Price.ru рассказали РБК Life о подорожании электроники перед Новым годом, на стоимость которой влияет как традиционно повышенный спрос, так и курс рубля. Специалисты площадки сравнили прайс-листы на гаджеты в период с 5 по 11 декабря с ценами предпоследней недели года и выяснили, что подорожание затронуло:

  • телевизоры (+11%);
  • мобильные телефоны (+20%);
  • ноутбуки (+26%);
  • игровые приставки (+13%).

Увеличение цен в Price.ru связывают с ажиотажным спросом: большая часть россиян традиционно делает новогодние покупки в последние две недели декабря. К примеру, стоимость топовых моделей смартфонов наиболее популярных брендов увеличилась на 5–7%. Samsung Galaxy S22 Ultra 256Gb подорожал на 9%, Xiaomi Redmi Note 10 Pro 8/128 Gb — на 7%, цена на iPhone 14 выросла от 6 до 9% в зависимости от модели. Однако наиболее востребованная «старшая» модификация iPhone 14 — Pro Max 256Gb — прибавила в цене сразу 24%.

Кроме того, выросла стоимость наушников Apple AirPods (на 11–15% в зависимости от модели), Sony WH-1000XM4 (+19%), ноутбуков MacBook (на 9–16% в зависимости от модели) и Asus X415EA-EB512 (+29%), а также игровых приставок Xbox (на 5–19% в зависимости от модели) и PlayStation (+5%). При этом, например, цена на ноутбуки Huawei, наоборот, снизилась. Модели китайского бренда изменения курса не затронули, так как их ввозят в нашу страну напрямую.

Генеральный директор b2b-маркетплейса «Максмарт» Елена Суховей тоже говорит о высокой волатильности на рынке. «В связи с этим поставщики и производители, товары или материалы и комплектующие которых зависят от доллара, не готовы давать цены на свою продукцию более чем на три дня. Изменение курса валют очень сильно привязано и влияет именно на стоимость данной категории товаров. Сейчас отдельные поставщики меняют цены один-два раза в сутки», — пояснила Суховей.

Плюс ко всему загруженность операторов и сложные метеорологические условия тоже повлияли на незначительный рост цен на отдельные позиции, а также на отсутствие больших предложений по скидкам. К тому же из-за использования поставщиками различных логистических каналов цены на одни и те же товары могут значительно отличаться — вплоть до полутора-двух раз. Особенно это касается продукции, изначальная стоимость которой не превышает 1000 руб.

«При этом продавцы, например, на маркетплейсах, привлекают покупателей специальными акциями и скидками на отдельные акционные товары, однако на остальные позиции цена может быть завышена по сравнению с другими временными периодами», — отметила гендиректор «Максмарта».

В то же время о массовом пересмотре цен на фоне колебаний курса валют пока речи не идет, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «На данный момент цены корректируются, и сейчас мы находимся в дифференцированной зоне — и по электронике, и по товарам для дома, и по одежде в целом. Тут важно понимать, что эти товары заказывались и поставлялись по другому курсу, который был весной, летом и осенью. По непродовольственным товарам зависимость от курса сохраняется на достаточно высоком уровне, но тут присутствует определенный отсроченный эффект, поскольку товар, который заказали сейчас, например, в КНР, будет в России только через два месяца. А с учетом продолжительных каникул в связи с китайским Новым годом речь может идти о двух с половиной или даже трех месяцах», — пояснил Бурмистров.

Однако сейчас формируется некая инфляционная волна уже по 2023 году, считает эксперт. В частности, реакция заметна среди операторов в сегменте трансграничной торговли. Например, у AliExpress, где все пересчеты идут с учетом внутреннего курса в ежедневном режиме с отслеживанием изменений в валюте. В этом случае определенные моменты, связанные с ростом цен, уже заметны.

Ранее стало известно, что россияне в нынешнем году решили сэкономить в рамках подготовки к новогодним праздникам. Согласно исследованию Price.ru, спрос на различные пиротехнические изделия упал на 8–43%. Тем более, в Москве запретили запускать фейерверки после 23:00 согласно закону о тишине. Кроме того, сильно снизилась заинтересованность в новогодних платьях (21%), а также в подарочных коробках и упаковках, спрос на которые упал на 40% и 9% соответственно.

При этом традиционными праздничными продуктами россияне начали закупаться еще в ноябре. Так, в последнем месяце осени спрос на красную икру вырос на 21%, на майонез — на 6%, на мандарины — на 18%, на консервированный горошек — на 13%, крабовые палочки прибавили 17%, конфеты — 16%, шпик и сало — 15%.

Поделиться