Посмотрите, как ездили и что возили челноки в 1990-х

. В баулах торговцев было все — от косметики до машинок для стрижки волос
Обновлено 22 декабря 2022, 18:11
<p>1993 год. Женщины с багажом спешат на поезд, следующий в Польшу. Это было одно из самых популярных направлений для челноков, откуда везли все &mdash; от косметики и духов до машинок для стрижки волос. Чтобы получить доллары, челноки брали с собой товары Made in USSR, которые пользовались спросом &mdash; будь то телевизоры &laquo;Рубин&raquo; или холодильники &laquo;Минск&raquo;.</p>
Фото: Леонид Свердлов / Фотохроника ИТАР-ТАСС

1993 год. Женщины с багажом спешат на поезд, следующий в Польшу. Это было одно из самых популярных направлений для челноков, откуда везли все — от косметики и духов до машинок для стрижки волос. Чтобы получить доллары, челноки брали с собой товары Made in USSR, которые пользовались спросом — будь то телевизоры «Рубин» или холодильники «Минск».

Активизация деятельности челноков началась с принятием в 1988 году закона «О кооперации». Он позволил кооперативам заниматься любыми незапрещенными видами деятельности, в том числе торговлей. Уже спустя несколько лет неорганизованная торговля стала феноменальным явлением. В 1995 году в челночном бизнесе работали около 10 млн человек, а общая сумма товаров, импортируемых челноками на территорию России, превышала $10 млрд.

По воспоминаниям челноков, работавших в 1990-е, они отправлялись за покупками на самолетах со снятыми сиденьями — это позволяло увезти обратно как можно больше товаров. Закупки совершали по два раза в месяц, а каждая поездка длилась три-четыре дня. В первый день осуществлялась непосредственно закупка товара, а в последний — отгрузка. В перерыве можно было погулять по городу и почувствовать себя туристом. По прибытии в Россию челноки реализовывали приобретенную продукцию.

Одним из наиболее популярных маршрутов среди челноков была Польша, откуда везли все — от косметики и духов до машинок для стрижки волос. Чтобы получить доллары, челноки брали с собой товары Made in USSR, которые пользовались спросом — будь то телевизоры «Рубин» или холодильники «Минск». Востребованными местами для закупок также были Китай, Турция и Индия.

Поделиться