«Так решили богатые люди». Как поиск динозавров обернулся скандалом

. За доисторические останки готовы платить целое состояние
Обновлено 20 января 2023, 09:18
Mario Tama/Getty Images
Фото: Mario Tama/Getty Images

На днях аукционный дом Christie's снял с торгов скелет тираннозавра, который планировали продать за $15–25 млн, из-за подозрений в неподлинности некоторых его элементов. На фоне этого скандала издание The New York Times опубликовало статью об очень прибыльном бизнесе, который вылился для палеонтологии в многочисленные юридические разбирательства.

Поиск окаменелых останков динозавров давно превратился в многомиллионный бизнес, что очень огорчает ученых. В частности, специалисты обеспокоены тем, что представляющие огромный интерес для науки образцы достаются тем, кто готов заплатить больше денег.

Издание рассказывает историю палеонтолога Питера Ларсена, чей Институт геологических исследований Блэк-Хиллз вот уже более 20 лет занимается раскопками на западе США в поисках ценных окаменелостей. Настоящий бум вокруг охоты за древними костями начался в 1997 году, когда на аукционе был продан скелет тираннозавра по имени Сью. Тогда Филдовский музей естественной истории в Чикаго при поддержке инвесторов заплатил за уникальные останки $8,36 млн. После этого в регионы, где прежде обнаруживали подобные находки, хлынул поток археологов-любителей в надежде заработать огромные деньги.

Кроме того, ценные останки начали находить на своих землях и фермеры. NYT приводит историю Элейн и Лесли Во, скотоводов из штата Вайоминг, которые пасли овец на землях, изобилующих ценными находками. В какой-то момент они задались вопросом, что им делать со всеми остатками динозавров, закопанными в грязи. В итоге они обратились в организацию Ларсена, которая за несколько лет работ извлекла из грунта останки многих ящеров, в том числе камаразавра, барозавра и брахиозавра.

Тираннозавр Стэн
Фото: christies.com

Тираннозавр Стэн

В 2020 году Институт Ларсона выставил на торги окаменелые останки тираннозавра Стэна, проданного аукционом Christie's. Покупатель отдал за один из самых полных существующих образцов тирекса в мире рекордные $31,8 млн. В том же году скелет дейнониха (прообраз велоцирапторов, показанных в фильме «Парк Юрского периода») был продан за $12,4 млн, а горгозавра — за $6,1 млн.

Издание подчеркивает, что один только зуб тираннозавра может уйти с молотка за $100 тыс. Как правило, образцы отправляются в частные коллекции крупных финансистов, голливудских звезд и топ-менеджеров технологических гигантов. Кроме того, на останки претендуют новые музеи из Китая и стран Ближнего Востока.

Скелет дейнониха за $12,4 млн
Фото: christies.com

Скелет дейнониха за $12,4 млн

При этом не исключены случаи мошенничества. Так, на днях с торгов Christie's в Гонконге был снят скелет тираннозавра по кличке Шен, за который планировали выручить $15–25 млн. Ларсон и другие его коллеги, рассматривая снимки образца, обратили внимание на его сходство с черепом тирекса Стэна, полиуретановые слепки которого Блэк-Хиллз продает по $120 тыс. за штуку. В частности, Ларсон отметил аналогичные шрамы и идентичное расположение зубов. Юристы компании, владеющей авторскими правами на изображение черепа Стэна, обратились в Christie's, после чего аукционный дом принял решение снять лот с торгов.

За свою почти 50-летнюю карьеру Ларсон был участником многочисленных судебных разбирательств вокруг ископаемых останков. Он даже провел полтора года в тюрьме по обвинению в таможенных нарушениях, связанных с продажей костей динозавров за рубеж.

Специалист говорит, что на старте его карьеры все было гораздо проще, поскольку древними останками интересовались лишь университеты, крупные музеи и очень небольшая группа частных коллекционеров. И только после продажи скелета Сью в 1997 году кости стали рассматриваться в качестве центральных лотов на аукционах.

При этом сам Ларсон, который занимался раскопками Сью, изначально не собирался выставлять находку на аукцион. В 1992 году в офисе его компании прошли обыски с участием агентов ФБР, потребовавших выдать экземпляр тирекса. Скелет был обнаружен двумя годами ранее археологом-любителем Сью Хендриксон, а Ларсону и его коллегам доверили профессиональное завершение раскопок. Когда работы были закончены, то они заплатили владельцу земли, где была сделана находка, $5 тыс.

При этом власти США заявили, что скелет является государственной собственностью, поскольку земля находится под доверительным управлением правительства. Кроме того, сам землевладелец по имени Морис Уильямс утверждал, что компания Ларсона, как он думал, заплатила ему за доступ на территорию, а не за сами кости.

Блэк-Хиллз подала в суд на американское правительство с целью вернуть Сью, однако проиграла дело. В итоге Уильямсу разрешили выставить скелет на аукцион Sotheby's, где его приобрел Филдовский музей в Чикаго при финансовой поддержке от Disney и McDonald's. Этот случай полностью изменил весь рынок.

«Очень богатые люди решили, что могут купить себе что-то подобное», — отмечает палеонтолог. В связи с этим появилось очень много энтузиастов с лопатами, которых специалист называет «мечтателями о динозаврах». «По их мнению, все, что им нужно, это подъехать к обнаженной породе, привязать цепь к хвосту динозавра, вытащить его из земли и продать за миллионы», — подытоживает Ларсон.