Профессиональные фото можно делать без фотографа. Рассказываем как

. Найдено идеальное решение для тех, кому сложно раскрепоститься
Обновлено 08 января 2023, 15:15
@uu.photostudio / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: @uu.photostudio / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

В Москве заработало фотоателье автопортрета — фотостудия необычного формата, где человек снимает свое отображение в зеркале. РБК Life разобрался, как устроен этот процесс и почему он может так много рассказать о современном мире.

Родом из Азии

Екатерина Кейльман, руководитель фотоателье UU photostudio, открывшегося в Москве после Екатеринбурга и Израиля, рассказывает, что идею студии подсмотрела в Южной Корее.

«В Сеуле повсюду стоят уличные селфи-будки, где, глядя в небольшой экран, можно сделать моментальный сет из снимков. Там это один из вариантов развлечения и классика корейского свидания», — говорит она.

Азиатские и европейские представления о стандартах идеального фотоснимка имеют между собой мало общего. При этом культ селфи в Китае, Японии, Южной Корее и других азиатских странах, помимо непрерывной технологической гонки, сопровождается множеством локальных трендов в этой сфере, которые могут стать интересной идеей для бизнеса в любой точке мира. Производители смартфонов на азиатском рынке конкурируют за создание идеальных smart-камер, а технологии заточены на изобретение нестандартных способов фотосъемки. В Китае существуют даже 3D-фотостудии, где вместо обычной фотографии клиент получает напечатанное на 3D-принтере собственное изображение в виде объемной фигурки.

В столице Южной Кореи зацикленность на фото еще и опирается на особенности местной урбанистки — улицы заполнены аппаратами для измерения роста, поющими лестницами, скамейками с подогревом, фотобудками, наконец. Стремясь подстроиться под местный контекст, создатели фотоателье UU photostudio придумали обстоятельную историю с зеркалом вместо экрана и с большим разговором про современность вместо развлечения.

Территория эксперимента

Фотоателье нового формата отталкивается от идеи провести именно полноценную фотосъемку без участия профессионального фотографа. В Москве оно расположено на территории квартала «Суперметалл» на Бауманской — в статусном месте со множеством креативных офисов. В фотоателье есть все условия для профессиональной съемки: два лаконичных помещения с черным и белым фоном, где выставлен профессиональный свет, и камера, спрятанная за большим зеркалом, глядя в которое клиент сам делает снимки с помощью кликера.

При всей простоте задумки клиенту обеспечена нестандартность ситуации, которая выводит его в поле эксперимента. «В повседневной жизни мы никогда не находимся в обстоятельствах, когда проводим перед зеркалом целый час, — говорит Екатерина Кейльман. — Разве что на тренировке. А когда ты остаешься наедине собой, запускается каскад реакций. Как повернуться? Как позировать? Почему я стесняюсь покривляться? Каким себя вижу?»

@keylman / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: @keylman / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Такая обстановка точно провоцирует психологический инсайт, а снимки, полученные в результате, отличаются от обычных. «Профессиональный фотограф видит какие-то ракурсы и рекомендует встать определенным образом, в итоге мы получаем взгляд со стороны, — продолжает Екатерина. — В случае автопортрета это только твой взгляд и только твоя история».

Здесь место для вопросительной иронии: а как же селфи? Разве недостаточно автопортретов мы делаем каждый день по случаю и без? Но селфи у большинства людей, как правило, получаются однотипными, снятыми в определенной позе, с определенным выражением лица и при определенном наклоне головы. Тем временем в студии автопортрета есть простор для самовыражения и игры: можно потанцевать, подурачиться, поизучать разные ракурсы, а также принести с собой любой реквизит, одежду и сменить несколько образов.

@uu.photostudio / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: @uu.photostudio / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Заманчивой кажется идея не только исследовать себя со всех сторон, но и получить кадры, точь-в-точь похожие на отражение в зеркале, — срабатывают законы восприятия собственной привлекательности, изученные вдоль и поперек сторонниками бодипозитива.

Например, популярная британская блогер и активист Анушка Риз в книге «Красота без прикрас» рассуждает, почему наше отражение в зеркале нравится нам больше, чем результат на фото.

Оказывается, с восприятием себя на фотографиях происходит то же самое, что и с голосом, который мы слышим в записи, — для нас это непривычный образ. «Голос в записи звучит иначе, чем вживую, потому что звуковые волны искажаются, проходя через записывающую аппаратуру, — пишет Риз. — Наше лицо и тело выглядят на фотографиях иначе, чем в зеркале, потому, что перед зеркалом многие подсознательно стараются принять привлекательную позу, и еще потому, что в зеркальном отражении левая и правая половины тела меняются местами. Когда изображение на фотографии не отвечает нашему представлению о себе, различия в наших глазах многократно увеличиваются, черты лица искажаются буквально до неузнаваемости». Словом, за свое отражение мы «держимся» потому, что оно нам знакомо, привычно.

В одном контексте

Создатели UU photostudio позиционируют автопортрет как альтернативный вид съемки, который подойдет прежде всего тем, кто не может раскрепоститься в присутствии фотографа или хочет запечатлеть личные моменты (например, беременность) без участия посторонних. Можно и просто подурачиться, причем вместе с подругой, парнем, мамой, ребенком или даже питомцем — место перед зеркалом найдется всем.

@keylman / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: @keylman / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Кажется, это ощущение непринужденности, с которым сегодня создается большинство нишевых проектов, никак не соотносится с серьезной заявкой на попадание в мейнстрим. Однако UU photostudio планирует запустить франшизу, а тестировать новый формат съемки ринулась продвинутая и внимательная к трендам аудитория «Инстаграма» (площадка принадлежит компании Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена).

«Перед зеркалом проще улыбаться, радоваться и любоваться собой», — делится впечатлениями директор сервиса TimePad Варвара Семенихина. А основательница проектов Girl Talk и «Телозамес» Анастасия Грабович отмечает отсутствие необходимости изображать что-то перед фотографом: «Тебе не нужно держать позу и не дышать, как на обычной фотосессии».

Но почему вдруг страх перед фотографом вышел на первый план? Ведь некоторая зажатость во время съемки кажется вполне естественным состоянием для человека, который не умеет позировать, но при этом доверяется профессионалу.

@lerandivan / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: @lerandivan / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Насыщать психологическим контекстом и разбирать любой процесс на кейсы — требование не только современной фотоиндустрии, но и времени в целом. Вот что об этом говорит фотограф Анжела Губайдулина: «Фотосессия — это два часа концентрированного внимания к персоне со стороны фотографа, что может быть дискомфортно для человека. В начале съемки у модели часто чувствуется стеснение и зажатость в теле. Она находится в более уязвимом положении. Нужно время, чтобы модель привыкла к фотографу (часто незнакомому человеку), почувствовала себя в безопасности, расслабилась».

Внимание к состоянию модели привело к появлению в индустрии тренда на создание «бережной среды», которая часто включает проведение психологической терапии во время фотосессии. Эффект расслабления на фотосъемке теперь достигается набором практик, интуитивно понятных современному человеку.

«Для создания комфортной среды я подбираю под каждую девушку определенный плейлист, иногда для настроя использую аромамасла, медитации или работу с ассоциативными картами (колода картинок с разными жизненными ситуациями и персонажами. — РБК Life), — делится профессиональными лайфхаками фотограф Александра Осипова. — У девушек в такой атмосфере пропадает стеснение и ощущение, что они позируют как-то не так».

@tanya_moore / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: @tanya_moore / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Фототерапевт Анастасия Меренова использует в работе телесно ориентированные практики: танец, разминку, упражнения из актерского арсенала — все это помогает человеку в кадре расслабить тело и чувствовать себя увереннее. Сама же съемка протекает максимально естественно, с непринужденными разговорами и проживанием эмоций. В фототерапии важна эмоциональная ценность процесса, а не только результат в виде красивых снимков, хотя и он, конечно, еще как способствует психологическому комфорту.

В таком контексте новый формат автопортрета в зеркале и классическая фотосъемка не бросают друг другу вызов, а все больше сливаются в один бесконечный замкнутый круг, где модель становится фотографом, а фотограф — психологом.

Кстати, и в автопортрете, и в фототерапии используются исключительно черно-белые снимки. Они завораживают, добавляют картинке глубины, а в портретной фотографии еще и преследуют конкретную цель — передать концентрацию на человеке и его эмоциях. «При отсутствии цвета все внимание сосредоточено на эмоциях человека, его лице и чертах, ты не отвлекаешься на какие-то цветовые пятна», — поясняет Анастасия Меренова.

@valeruuushka / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: @valeruuushka / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Тест на современность

Интересно, что при всей технической простоте создания автопортрета (достаточно встать перед зеркалом и нажать на пульт) создатели UU photostudio и клиенты умудряются делиться лайфхаками. В соцсетях проекта — советы по выбору фона студии, подбору музыки, расположению перед зеркалом и кадрированию (ретушью клиент занимается самостоятельно, получая фото в формате ч/б в течение пары часов после фотосессии). Многие приходят вновь и вновь, чтобы довести фотосъемку до совершенства и, конечно, проверить себя. Это если не легкая провокация, то уж точно тест на современность.

Возникновение новых трендов, как правило, провоцирует общество на серьезный разговор. Например, феномен селфи стал объектом научных исследований и поводом для постановки обществу целой россыпи диагнозов — от психического расстройства до поиска собственной идентичности. Так же обстоят дела и с бесконечными духовными экспериментами и самоанализом, будь то медитация, расклад пасьянсов, а теперь еще и попытки понять себя через фотографию. Что за этим стоит — предельный эгоцентризм, ошеломляющая пустота или мы просто оказались в безвременье, единственным выходом из которого стал уход в себя? Поиски ответов на эти вопросы — занятие довольно непрактичное.

Но хорошо, что у нас есть выбор. И тут уж дело каждого — изучать свое отражение или попробовать взглянуть на себя со стороны.

Поделиться
Авторы
Теги