Как стать фрилансером и хорошо зарабатывать на этом. 10 первых шагов

. Отрывок из книги «Дизайн работы мечты», представленной на ММКЯ
Обновлено 06 сентября 2022, 09:06
Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

В Москве прошла Международная книжная ярмарка (ММКЯ), в рамках которой более 300 участников представили новинки и бестселлеры в разных жанрах. Одна из самых интересных и актуальных на сегодняшний день книг — «Дизайн работы мечты», в которой авторы — Бернет Билл (семь лет проработал в Apple, а сейчас руководит программой дизайна в Стэнфордском университете) и Дэйв Эванс (стоял у истоков создания первой компьютерной мыши и является соучредителем компании Electronic Arts) — рассказывают, как улучшить свою рабочую жизнь и быть счастливым не только в выходные.

С разрешения издательства «Альпина Паблишер» мы публикуем отрывок о фрилансе — стоит ли ради него бросать постоянную работу и что делать, если вы уже оказались на этом рынке.

Если хотите увидеть, каково это — «жить в собственноручно построенном будущем» и, став внештатным специалистом или начав собственный бизнес, превратиться в хозяина собственной профессиональной судьбы, следуйте простому совету.

Создайте прототип изменения, к которому так стремитесь!

Мы постоянно говорим, что именно нацеленность на действие и прототипирование, две из шести мировоззренческих дизайн-установок, помогают проектировщику своей жизни заглянуть в будущее и, встав с дивана, начать двигаться в нужном направлении. Рекомендуем создать простой, но надежный прототип внештатной деятельности. В идеале следует действовать, не отказываясь от основной работы, как поступила Шэрон, ставшая консультантом по маркетингу по воле случая. Тогда вы сохраните стабильный доход от текущей деятельности и сможете на него рассчитывать, если понадобится чуть больше времени на изучение вариантов. Если же вы, подобно Джорджу, оказались в числе внештатников внезапно и не по собственному желанию, предложенная нами стратегия останется действенной. Между тем, поскольку ситуация будет более напряженной, вам придется быстрее развивать свой бизнес. Стратегия проектирования позволит держать наготове пару доходных прототипов. Кроме того, будущее уже наступило: прямо сейчас кто-то уже работает внештатно и занимается тем, чем вы только собираетесь. Так что давайте проявим интерес и пообщаемся с подходящим человеком.

Вот процесс создания первого прототипа внештатной работы. Помните, что образцы должны быть простыми в создании и ставить перед вами интересные вопросы? Самый первый прототип интересуется: «Каково это — быть фрилансером?» Чтобы оперативно получить ответ и найти первый проект, воспользуемся чужой платформой для продаж и маркетинга.

  • Для начала проявите интерес: задумайтесь, какие обязанности можете выполнять, какие навыки способны предложить миру и что нужно, чтобы начать свою деятельность. Проведите мозговой штурм и составьте список вещей, которые умеете делать, и вам по силам дать по ним экспертную консультацию.
  • Позвольте любопытству подвести вас к следующему этапу — встречам для обсуждения прототипов. Поговорите с похожими на вас внештатными специалистами и попросите их рассказать собственные истории. Спросите, где востребованы их услуги, как они находят клиентов и получают оплату, имеются ли неплательщики и т. д. Узнайте, что ваши собеседники думают о своей консультационной практике, расспросите их о плюсах и минусах. Вы обнаружите, что большинству нравится говорить о себе и своей работе, однако обязательно дайте людям понять, что вас интересуют исключительно истории об их трудовой деятельности. Чтобы рассказчики не увидели в вас конкурента, убедитесь, что они осознают следующее: вы не просите о помощи с поиском клиентов, а просто беседуете на излюбленную ими тему — о них самих.
  • Теперь сократите составленный ранее список «навыков внештатника». Выберите такую версию истории, в которой содержится уникальное «предложение» и описываются преимущества работы с вами, и кратко в письменной форме изложите: пусть в ней будет до 250 слов. Расскажите историю друзьям и коллегам-консультантам. Понятна ли она людям? Очевидно ли ее содержание: в чем заключаются предложенные вами услуги и каково предложение? Повторяйте и отшлифовывайте историю до тех пор, пока не почувствуете, что в ней в четкой, доступной форме описывается все, что вы предлагаете.
  • Продвигать и продавать свою деятельность непросто, придется постараться. Начнем с простых вещей, но в следующем прототипе вернемся к этой составляющей процесса. Зарегистрируйтесь на одной из множества онлайн-платформ, предназначенных для поиска исполнителей разного рода проектов. На каждом из таких ресурсов собирается уйма клиентов, так что вам не придется заниматься телемаркетингом или рекламой своих услуг — будет достаточно просмотреть опубликованные задачи и решить, насколько они вам подходят. Эти платформы позволяют оперативно начать работу и быстро заработать репутацию — заряжают энергией прототип. Создайте аккаунт на одном из подобных сайтов, опубликуйте историю своего предложения и приступайте.
  • Подайте заявку на небольшую простую задачу, отвечающую вашим навыкам, то есть требующую нечто такое, что у вас действительно хорошо получается. Поскольку она станет вашим первым проектом, а отзывов на сайте у вас пока нет, возможно, отклик придется оставлять неоднократно. Потратьте на полученное задание дополнительное время, больше, чем предполагали изначально, — таким образом вы убедитесь, что справились на ура. Этот прототип предназначен не для зарабатывания денег, а для обучения и создания профессиональной репутации. Реноме для фрилансера — все, поэтому в первый раз стоит выложиться по максимуму, чтобы получить от клиента гарантированно хороший отзыв. Обдумайте положение дел, после того как завершите проект и получите отклик.

Цель этого прототипа заключалась в том, чтобы задаться вопросом: «Каково это — быть фрилансером?» Так что абстрагируйтесь от ситуации и спросите у себя: «Как все прошло?» Разберите полученный опыт, прочтите отзыв клиента, проанализируйте оценку оказанной услуги и поразмышляйте над своей эффективностью. Ответьте на вопросы: «Что мне понравилось? Что не понравилось? Согласен ли я с мнением клиента? Каким образом можно было бы выполнить задание лучше, быстрее и с меньшими усилиями, чтобы в следующий раз заработать больше?»

Если первый опыт оставил положительное впечатление или, по крайней мере, у вас не появилось негативного осадка, попробуйте снова. Можете взяться за еще одну легкую задачу — просто для практики — или же за более масштабное, сложное задание. Так вы оцените, каково это — вести крупный проект. Следите за качеством своей работы, поступайте так, как ожидается от профессионала своего дела, делайте больше, чем требуется.

Получив положительные отзывы от ряда заказчиков, переходите на следующий этап. Работать над проектами, источником которых служат сайты-агрегаторы, относительно легко, однако назначать более высокие ставки сложно. Причины — в уровне клиентов (обычно это люди, которые ищут недорогих исполнителей) и жесткой конкуренции. В какой-то момент вы захотите дифференцировать свои услуги и зарабатывать больше, а значит, придется самостоятельно контролировать маркетинг и продажи. Вот как это делается.

  • Выполните несколько проектов, после чего уточните свою историю: найдите лучший способ рассказывать людям о своей деятельности и о том, почему ваше предложение или товар заслуживает восхищения. Опять же, напишите простой, но сильный текст — не более 250 слов.
  • Создайте прототип страницы в соцсетях, а еще лучше — свой собственный веб-сайт и расскажите новую историю в цифровом формате. Потратьте пару сотен долларов на целевую рекламу, описывающую ваши услуги конкретной аудитории, которая, по вашему мнению, захочет вас нанять. Оцените посещаемость своей страницы или сайта, а еще количество оставленных вам контактов: электронной почты и другой информации. Обработайте каждый запрос, взвесьте, какие из них можете преобразовать в предложение, а затем посчитайте, сколько заявок превращается в реальную работу. Это важные показатели. Не расстраивайтесь, если путь до настоящих заказов, или же «воронка продаж», будет сложным. Возможно, потребуются десять «показов» (людям понадобится увидеть вашу таргетированную рекламу десять раз), чтобы вы получили запрос, и еще десять запросов, чтобы дело дошло до первого предложения. Скорее всего, в реальную работу вам удастся преобразовать около 50% заявок — и именно поэтому так важен таргетинг вашей рекламы. Другими словами, чтобы заработать на частных услугах, нужно немало потрудиться над продажами. Вот из-за чего фриланс-платформы становятся такими успешными — ведь там проводят всю подготовительную деятельность. В то же время сайты-агрегаторы в качестве комиссии получают процент от вашей ставки, поэтому ни на одном из них вы не сможете стать высокооплачиваемым исполнителем. Такие платформы в основном для новичков.
  • Подготовьте еще пару прототипов истории (маркетингового сообщения) и предложения (услуги, которую оказываете клиентам) и, выбрав два очень разных маркетинговых сообщения, проведите своего рода A/B-тестирование — так вы увидите, какая версия привлечет на вашу страницу или сайт наибольшее количество посетителей и какое сообщение приведет к наибольшему количеству конверсий в предложения.
  • С каждым полученным заказом устанавливайте новую планку для почасовой оплаты или ставки за проект. Теперь у вас есть веские доказательства того, что правильный клиент заплатит определенную сумму за ваши услуги. Ваша цель — получить достаточное количество предварительных заказов и повышать свою ставку каждый раз, когда станете делать предложение. Таким образом, каждый новый заказ будет стоить дороже, чем предыдущий.
  • После нескольких месяцев деятельности и ряда успешных проектов возьмите тайм-аут, поразмышляйте над процессом и результатами и решите, хотите ли продолжать.

Здесь в игру вступает еще одна установка дизайн-мышления — осознание. Если к этому моменту вам понравилось работать на самого себя, а прототипы дали положительные результаты и отзывы, возможно, вы готовы чуть глубже окунуться в гиг-экономику.

Поделиться
Авторы
Теги