Что посмотреть на выходных: 3 очень необычных экспоната в музеях

. Череп общего предка, платья императриц и картина-детектив
Обновлено 03 сентября 2022, 13:00

Журналист и блогер Кирилл Вишнепольский специально для РБК Life отыскал в российских музеях несколько интереснейших экспонатов, которые обязательно стоит увидеть.

Кирилл ВишнепольскийКирилл Вишнепольскийжурналист, редактор и автор «музейно-познавательного» блога на платформе Яндекс.Дзен

Что посмотреть: череп общего предка

Где: Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург

Вот так выглядел отец всех европейцев. И жил он в Воронежской области, на правом берегу Дона, где-то 38 тыс. лет назад. Скелет мужчины 20–25 лет ростом в 160 см откопали на стоянке Маркина гора в 1954 году. Антрополог Михаил Герасимов сделал реконструкцию внешности покойного. Получилось немного странно: вроде папуас (это народ австралоидной расы), но с выступающим носом, как у европейцев.

«Фантазии Герасимова», — говорят многие. Но человека с Маркиной горы сейчас изучили вдоль и поперек, даже расшифровали его ядерную ДНК. Выяснилось: генетически и по устройству зубов он близок к современному населению Северной Европы. А кисти — как у алтайского неандертальца из Денисовой пещеры. А низкое и узкое лицо — да, как у жителей Новой Гвинеи.

Вот оно, «свидетельство единства происхождения всех рас, — пишет антрополог из МГУ Станислав Дробышевский. — Его экваториальные черты свидетельствуют о недавнем выходе из тропиков и могут расцениваться как приближенные к исходным для Homo sapiens'а». Но! Не все жители Маркиной горы 38 тыс. лет назад были такими. «Наш мальчик — пример незавершенности перехода от архаичных к эволюционно продвинутым антропологическим формам», — добавляет «Вестник РАН». И того, «насколько сильна у индивида связь с предшествующими эволюционными этапами». Сосед мальчика-папуаса мог выглядеть как Ален Делон, и в переходный период это нормально.

Что посмотреть: одинаковые платья императриц

Где: Оружейная палата Кремля, Москва

Император Николай I знал, как управлять государством: надо всех выстроить в ряд. И желательно, чтобы все выглядели одинаково — унификация радует глаз военного. Так и получилось: его супруга Александра Федоровна (урожденная принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская) стала последней русской императрицей, короновавшейся в наряде индивидуального дизайна. Вот он, дизайн: длинное платье с мягким коротким отрезным лифом, большим декольте, фигурными короткими рукавами-фонариками.

27 февраля 1834 года Николай I издал «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему Двору»: бархатное платье с разрезом спереди к низу от талии, который открывает юбку из белой материи, «какой кто пожелает». По «хвосту и борту» платья должно идти шитье, «одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов».

Да что долго рассказывать, сами посмотрите (и попробуйте найти отличия): коронационные платья Марии Александровны (1856 г.) и Марии Федоровны (1883 г.) — это супруги Александра II и Александра III, соответственно. К концу XIX века унификация двора достигла пика: новый император тоже был Николай, его супруга — тоже Александра Федоровна (урожденная принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская). И на коронации 14 мая 1896 года она была в платье, отвечавшем идеалам первого Николая. Но не знаю, похоже, государству эти меры не помогли.

Что посмотреть: картина, показавшая убийцу

Где: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вот короткий детектив из двух картин. Загадка — и разгадка.

Первая картина — это «Дуэль после маскарада», экспонат французского музея Конде. Ее написал Жан-Леон Жером в 1857 году под впечатлением от реального поединка, который видел в Булонском лесу в пригороде Парижа. Своей картиной художник выражает обеспокоенность эпидемией дуэлей, которая тогда косила ряды молодых буржуа. Но кто тут убийца?

Двое повздорили на вечеринке и тут же выехали в лес разобраться. Схватка на шпагах была яростной, не дольше минуты: снег на поляне почти не пострадал. И никакой лишней крови: хватило одного точного укола, чтобы поразить (очевидно, насмерть) Пьеро. Вот он, слева, на руках друзей.

Убийца — кто-то из парочки справа. Арлекин или Индеец? Они так спокойны, будто вышли из ресторана. Вот и граф Григорий Кушелев-Безбородко, когда заказал Жерому авторскую копию нашумевшей картины — попросил уточнить эту деталь. И Жером повернул голову Индейца так, чтобы тот смотрел в одну точку перед собой. Убийца — Индеец.

Картина-разгадка теперь висит в 308 зале Главного штаба Эрмитажа, загляните при случае.

Больше интересных историй можно найти в блоге Кирилла Вишнепольского.

Поделиться
Авторы
Теги