Редкий атмосферный феномен зафиксирован в небе над Канадой

. Ученые до сих пор спорят о природе его происхождения
Обновлено 10 августа 2022, 10:15
Alan Dyer/AmazingSky.com
Фото: Alan Dyer/AmazingSky.com

В Канаде удалось сфотографировать редкое атмосферное явление, известное в научных кругах под названием «СТИВ» (STEVE). Как пишет Live Science, в ночном небе на юге страны появилась огромная светящаяся полоса, о природе происхождения которой до сих пор спорят ученые.

Снимок был сделан в провинции Альберта астрономом и фотографом Аланом Дайером, запечатлевшим природный феномен при помощи сверхширокоугольного объектива типа «рыбий глаз». Явление с полосами зеленого и фиолетового цвета можно было наблюдать на протяжении 40 минут.

Атмосферное явление «СТИВ» было открыто в 2017 году в Канаде астрономами-любителями во главе с Крисом Ратцлаффом, которые приняли яркую полосу в небе за протонное полярное сияние. При этом позже ученые из Университета Калгари предположили, что это совершенно другой, неизвестный пока науке феномен, поскольку протонные дуги невидимы для человеческого глаза.

При помощи спутника Swarm специалистам удалось провести анализ явления, который показал, что свечение вызвано многокилометровой полосой горячего газа с температурой до 3000 °С на высоте около 300 км.

Ратцлафф, узнав, что обнаруженное им явление не имеет отношения к протонным дугам, решил назвать его «СТИВОМ». Он вспомнил эпизод мультфильма «Лесная братва», когда персонажи сталкиваются с чем-то необъяснимым и называют это именем Стив. Позже в NASA придумали для явления бэкроним «Strong Thermal Emission Velocity Enhancement» (STEVE, Сильное повышение скорости теплового излучения).

Согласно одной из гипотез, явление образуется после внезапного выброса тепловой и кинетической энергии, вызванного столкновением заряженных частиц в атмосфере во время геомагнитных бурь. При этом ученые отмечают, что им нужно провести больше дополнительных исследований, чтобы полностью понять приводу происхождения феномена.